Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как организовать профилактику наркотизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Профилактика наркотизации для детей младшего школьного возраста — это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Следует учесть, что восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. «Здоровое» состояние (если ребенок не имеет каких-либо серьезных проблем со здоровьем) естественно для ребенка, это то, что дано ему от рождения. У детей нет того опыта состояния «нездоровья», который имеет большинство взрослых. Поэтому дети не могут сравнить эти два состояния, для того чтобы осознать в полной мере ценность «здоровья». И зачастую слова взрослых «болеть плохо» не оказывают должного эффекта. Соглашаясь с оценкой, ребенок не понимает ее до конца. Даже предложение вспомнить (в воспитательных целях) о том, как было плохо во время гриппа, простуды и т.п., нецелесообразно. Как показывают исследования психологов, негативные воспоминания детей связаны не с внутренними ощущениями, а с внешними факторами (необходимостью лежать в постели, ограничениями в общении со сверстниками, «невкусными» лекарства и «больными» уколами). Состояние болезни ребенком воспринимается главным образом как ограничение свободы. Ему сложно осознать, почему нужно заботиться о здоровье и укреплять его, если оно «и так есть». Прогнозировать последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способны даже не все взрослые, не говоря уже о детях. Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6-8 лет как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья у детей младшего школьного возраста может быть только создание игровых ситуаций. В игре дети могут проиграть различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра) но, когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно — он уже знает, как надо поступить. Именно организация игр-тренингов (которые представлены в тетрадях во множестве вариантов) окажет целенаправленное воздействие на детей. Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно, полезно», а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в полезные навыки. Это определило содержание и структуру занятий и заданий в тетрадях, а также форму работы, которую мы предлагаем в УМК «Все цвета, кроме черного». Факторы риска
Родителям необходимо знать факторы риска, повышающие риск приобщения ребенка к алкоголю и курению. Не случайно говорят: «Осведомлен — значит предупрежден». Специалисты выделяют три группы факторов: биологическая предрасположенность, особенности характера, особенности воспитания. Что это за факторы? Биологические факторы. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя. Уже давно замечено, что в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма и гены ли в этом виноваты, ведь приобщение к алкоголю может быть результатом воспитания. В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме у человека вырабатывается недостаточное количество эн-дорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение у человека положительных ощущений (эти вещества еще называют «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способы компенсации недостатка эндорфинов, поэтому часто приобщаются к алкоголю, никотину или наркотикам. Для таких людей даже единственная проба любого психоактивного вещества чрезвычайно опасна, поскольку очень быстро формируется зависимость от него. По некоторым данным у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, есть такое нарушение (заметим, что оно не является специфическим и может стать причиной любых других форм отклоняющегося поведения, не только химической зависимости). И всё же, если у вас в роду были люди, страдающие алкоголизмом, будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку. Опасность знакомства с алкоголем для него многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью, способам регуляции своего состояния. Особенно важно приобщить его к занятиям спортом, закаливанию, повышающим общий тонус организма и стимулирующим образование эндорфинов (эффект хорошего настроения после спортивных занятий, наверное, ощущали все). К биологическим факторам риска врачи и психологи относят и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (после рождения) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, — все это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Эти события так или иначе накладывают отпечаток на развитие организма и здоровье ребенка, являясь причиной функциональных нарушений. Нарушения в развитии, в свою очередь, способствуют формированию у ребенка ощущения физиологического дискомфорта (в различной степени выраженного). Став взрослым, он может употреблять химические стимуляторы для преодоления этого ощущения. Особенно опасны нарушения формирования нервной системы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня эти нарушения есть почти у 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста, но их проявления у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т.д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с нарушениями в развитии нервной системы нуждаются в своевременной помощи специалиста, которая способна полностью устранить проблему. И наоборот, без квалифицированного вмешательства эти нарушения могут стать причиной школьной неуспеваемости, девиантного (противоречащего общественной этике) поведения. Дети с нарушениями нервной системы испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, для них велик риск раннего приобщения к психоактивным веществам. Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка, например акцентуация характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуированные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, особого внимания требуют дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Они мгновенно переключаются, не могут длительное время сосредоточиваться на задании, быстро утомляются, выполняя даже не очень сложную работу. Начиная какое-то дело, они не доводят его до конца. В подростковом возрасте у них часто меняется настроение, они ищут острых ощущений, легких развлечений. Поэтому дети с неустойчивым типом акцентуации характера легко идут на «эксперименты» с алкоголем, приобщаются к курению. Причем особенно привлекает их эффект измененного состояния, возникающий при этом. Будьте внимательны, если такого рода предрасположенность наблюдается у вашего ребенка. Особенного внимания также требуют дети с истероидным типом акцентуации. Они отличаются сильнейшим стремлением быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они являлись «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют, — употреблять алкоголь или курить не потому, что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою значимость, особенность, «взрослость». Они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Дети с истероидными чертами очень подвержены и внешним влияниям, поэтому они легко соглашаются на предложение попробовать алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах окружающих «маленькими», «смешными». Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они способны только потенциально приобщить ребенка к психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал — зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если вы сумеете вовремя научить ребенка регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным влияниям не сыграет своей печальной роли. Раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут спровоцировать и особенности семейного воспитания. Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования пагубных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех детей, которые уже в 7-9 лет имеют опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, — наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями в семье. Очень опасно (и не только в плане приобщения к психоактивным веществам) воспитание по типу гипоопеки (недостатка внимания родителей к ребенку). При таком воспитании (точнее, его отсутствии) дети оказываются предоставленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее для родителей общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, когда взрослые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, зачастую причина гипоопеки совсем иная — она связана с очень большой загруженностью родителей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день почти не остается времени. Его хватает лишь на то, чтобы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и др. Тут уж не до разговора по душам. В подобной ситуации оказывается большинство родителей — изменить режим работы не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, дети обречены на роль «воспитанников улицы» или все же есть выход? Одну из наших коллег, работающую на трех работах и успевающую в промежутках писать интересные книги, часто спрашивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Ее сын — умный и талантливый юноша, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается научной работой, ездит в экспедиции, увлекается спортом. Секрет ее воспитания оказался весьма прост — с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он постоянно занимался в различных кружках и секциях. Он мог выбирать себе любые занятия, менять кружки, условие было одно — он не должен был бездельничать. Организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что успех воспитания зависит не только от количества времени, проведенного с ребенком, но и его качества. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. «Воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!» Опасна не только гипоопека, но и противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае ребенка с раннего детства опекают, контролируют буквально каждый его шаг, не давая возможности проявить самостоятельность даже в мелочах. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему давлению. Они просто не могут отказаться — ведь этому их в семье не научили. Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия. Как заниматься по тетрадям
Тетради серии «Все цвета, кроме черного» — «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться» — предназначены для работы учащихся со 2 по 4 класс. В каждом занятии мы дали задания, раскрывающие тему, вынесенную в его заголовок. Работа в тетрадях строится по принципу спирали, каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии. Мы не случайно назвали структурные единицы тетрадей занятиями, а не уроками, не оговариваем время на выполнение заданий и изучение темы: все зависит от ребенка, его интереса к той или иной теме, его состояния, желания и т.п. Если вы работаете с ребенком самостоятельно, без помощи учителя, при проигрывании ситуаций постарайтесь всесторонне анализировать их, постепенно и ненавязчиво подводя ребенка к выбору правильной модели поведения. Обсудите вместе с ребенком смысл каждого задания и способ его решения. Основной задачей взрослого является укрепление веры ребенка в свои силы, в свои возможности, его способность преодолеть возникающие трудности. Важно привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Мы даем возможность «проиграть» каждую ситуацию с партнерами, предлагая различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Мы постарались построить диалоги и задания так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный. В конце каждого занятия необходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их применению в жизни. Если ваш ребенок работает по тетрадям серии «Все цвета, кроме черного» в школе, вы можете помочь ему выполнять задания, анализировать его состояние, режим, привычки и т.п. Это даст вам возможность реализовать положительный опыт ребенка, полученный в школе и в отношениях с домашними, направить его в желаемое русло. Нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка — воспитание личным примером.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.01 с.) |