Как организовать профилактику наркотизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как организовать профилактику наркотизации



 

Профилактика наркотизации для детей млад­шего школьного возраста — это не обсуждение вредности и от­даленных печальных последствий курения, алкоголизма и нар­комании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адапта­ции—умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмо­циональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья — понимания ценнос­ти здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Следует учесть, что восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. «Здоровое» состояние (если ребенок не имеет ка­ких-либо серьезных проблем со здоровьем) естественно для ре­бенка, это то, что дано ему от рождения. У детей нет того опы­та состояния «нездоровья», который имеет большинство взрослых. Поэтому дети не могут сравнить эти два состояния, для того чтобы осознать в полной мере ценность «здоровья». И зачастую слова взрослых «болеть плохо» не оказывают долж­ного эффекта. Соглашаясь с оценкой, ребенок не понимает ее до конца. Даже предложение вспомнить (в воспитательных целях) о том, как было плохо во время гриппа, простуды и т.п., нецелесообразно.

Как показывают исследования психологов, негативные вос­поминания детей связаны не с внутренними ощущениями, а с внешними факторами (необходимостью лежать в постели, ог­раничениями в общении со сверстниками, «невкусными» лека­рства и «больными» уколами). Состояние болезни ребенком воспринимается главным образом как ограничение свободы. Ему сложно осознать, почему нужно заботиться о здоровье и ук­реплять его, если оно «и так есть». Прогнозировать послед­ствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способны даже не все взрослые, не говоря уже о детях.

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профи­лактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6-8 лет как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в форми­ровании культуры здоровья у детей младшего школьного воз­раста может быть только создание игровых ситуаций. В игре дети могут проиграть различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра) но, когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно — он уже знает, как надо поступить.

Именно организация игр-тренингов (которые представле­ны в тетрадях во множестве вариантов) окажет целенаправлен­ное воздействие на детей. Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения пове­денческие схемы, включенные в содержание игры, становят­ся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно, полезно», а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в полезные навыки. Это определило содержание и структуру занятий и заданий в тетра­дях, а также форму работы, которую мы предлагаем в УМК «Все цвета, кроме черного».

Факторы риска

 

Родителям необходимо знать факторы риска, повышающие риск приобщения ребенка к алкоголю и куре­нию. Не случайно говорят: «Осведомлен — значит предупреж­ден».

Специалисты выделяют три группы факторов: биологиче­ская предрасположенность, особенности характера, особен­ности воспитания. Что это за факторы?

Биологические факторы. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к употреблению алкого­ля. Уже давно замечено, что в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алко­голизма и гены ли в этом виноваты, ведь приобщение к алкого­лю может быть результатом воспитания.

В настоящее время точно установлено, что существует ге­нетически обусловленное нарушение, при котором в организ­ме у человека вырабатывается недостаточное количество эн-дорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение у человека положительных ощущений (эти вещества еще назы­вают «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способы компенсации недос­татка эндорфинов, поэтому часто приобщаются к алкоголю, никотину или наркотикам. Для таких людей даже единствен­ная проба любого психоактивного вещества чрезвычайно опасна, поскольку очень быстро формируется зависимость от него. По некоторым данным у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, есть такое нарушение (заметим, что оно не является специфическим и может стать причиной лю­бых других форм отклоняющегося поведения, не только хими­ческой зависимости). И всё же, если у вас в роду были люди, страдающие алкоголизмом, будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку. Опасность знакомства с алкоголем для него многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью, способам ре­гуляции своего состояния. Особенно важно приобщить его к занятиям спортом, закаливанию, повышающим общий тонус организма и стимулирующим образование эндорфинов (эф­фект хорошего настроения после спортивных занятий, навер­ное, ощущали все).

К биологическим факторам риска врачи и психологи отно­сят и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (после рождения) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, пере­несенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, — все это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Эти события так или иначе накладывают отпечаток на развитие организма и здо­ровье ребенка, являясь причиной функциональных нару­шений. Нарушения в развитии, в свою очередь, способствуют формированию у ребенка ощущения физиологического дис­комфорта (в различной степени выраженного). Став взрос­лым, он может употреблять химические стимуляторы для прео­доления этого ощущения.

Особенно опасны нарушения формирования нервной систе­мы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня эти нару­шения есть почти у 60% детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, но их проявления у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т.д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с нарушениями в развитии нервной систе­мы нуждаются в своевременной помощи специалиста, которая способна полностью устранить проблему. И наоборот, без квалифицированного вмешательства эти нарушения могут стать при­чиной школьной неуспеваемости, девиантного (противоречаще­го общественной этике) поведения. Дети с нарушениями нерв­ной системы испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, для них велик риск раннего приобщения к психоактивным веществам.

Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особеннос­ти ребенка, например акцентуация характера. Психологи оп­ределяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуирован­ные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, особого внимания требуют дети с неус­тойчивым типом акцентуации характера. Они мгновенно пе­реключаются, не могут длительное время сосредоточиваться на задании, быстро утомляются, выполняя даже не очень слож­ную работу. Начиная какое-то дело, они не доводят его до кон­ца. В подростковом возрасте у них часто меняется настроение, они ищут острых ощущений, легких развлечений. Поэтому де­ти с неустойчивым типом акцентуации характера легко идут на «эксперименты» с алкоголем, приобщаются к курению. При­чем особенно привлекает их эффект измененного состояния, возникающий при этом.

Будьте внимательны, если такого рода предрасположен­ность наблюдается у вашего ребенка.

Особенного внимания также требуют дети с истероидным типом акцентуации. Они отличаются сильнейшим стремлени­ем быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они яв­лялись «темой разговора». Ради популярности они готовы со­вершать даже те поступки, которые в душе не одобряют, — упо­треблять алкоголь или курить не потому, что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою зна­чимость, особенность, «взрослость». Они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Дети с истероидными чертами очень подвержены и внешним влияниям, поэтому они легко соглашаются на предложение попробовать алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах окружающих «маленькими», «смешными».

Говоря о биологических и психологических факторах рис­ка, важно понимать, что они способны только потенциально приобщить ребенка к психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал — зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если вы сумеете вовремя научить ребенка регулиро­вать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным влияниям не сыграет своей печальной роли.

Раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут спровоцировать и особенности семейного воспитания.

Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования па­губных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех детей, которые уже в 7-9 лет имеют опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, — наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями в семье.

Очень опасно (и не только в плане приобщения к психоак­тивным веществам) воспитание по типу гипоопеки (недостатка внимания родителей к ребенку). При таком воспитании (точ­нее, его отсутствии) дети оказываются предоставленными са­мим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее для родителей общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, когда взрослые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, зачастую причина гипоопеки совсем иная — она связана с очень большой загруженностью родите­лей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день почти не остается времени. Его хватает лишь на то, что­бы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и др. Тут уж не до разговора по душам. В подобной ситуации оказывается большинство родителей — изменить режим рабо­ты не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, дети обречены на роль «воспитанников улицы» или все же есть выход?

Одну из наших коллег, работающую на трех работах и успе­вающую в промежутках писать интересные книги, часто спра­шивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Ее сын — умный и талантливый юноша, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается научной ра­ботой, ездит в экспедиции, увлекается спортом.

Секрет ее воспитания оказался весьма прост — с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он постоянно занимался в различных кружках и секциях. Он мог выбирать се­бе любые занятия, менять кружки, условие было одно — он не должен был бездельничать.

Организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что ус­пех воспитания зависит не только от количества времени, про­веденного с ребенком, но и его качества. Пример жизни роди­телей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. «Воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!»

Опасна не только гипоопека, но и противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае ребенка с раннего детства опекают, контролируют буквально каждый его шаг, не давая возможности проявить самостоятельность даже в мело­чах. В результате ребенок не получает собственного опыта пре­одоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему дав­лению. Они просто не могут отказаться — ведь этому их в семье не научили.

Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хоро­шие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

Как заниматься по тетрадям

 

Тетради серии «Все цвета, кроме черного» — «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь об­щаться» — предназначены для работы учащихся со 2 по 4 класс.

В каждом занятии мы дали задания, раскрывающие тему, вынесенную в его заголовок.

Работа в тетрадях строится по принципу спирали, каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те зна­ния и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии.

Мы не случайно назвали структурные единицы тетрадей за­нятиями, а не уроками, не оговариваем время на выполнение заданий и изучение темы: все зависит от ребенка, его интереса к той или иной теме, его состояния, желания и т.п. Если вы ра­ботаете с ребенком самостоятельно, без помощи учителя, при проигрывании ситуаций постарайтесь всесторонне анализиро­вать их, постепенно и ненавязчиво подводя ребенка к выбору правильной модели поведения. Обсудите вместе с ребенком смысл каждого задания и способ его решения.

Основной задачей взрослого является укрепление веры ре­бенка в свои силы, в свои возможности, его способность прео­долеть возникающие трудности. Важно привить ребенку навы­ки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Мы даем возможность «проиграть» каждую ситуацию с партне­рами, предлагая различные задания на закрепление формул об­щения в новых для ребенка ситуациях.

Мы постарались построить диалоги и задания так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный. В конце каждого занятия необ­ходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их приме­нению в жизни.

Если ваш ребенок работает по тетрадям серии «Все цвета, кроме черного» в школе, вы можете помочь ему выполнять за­дания, анализировать его состояние, режим, привычки и т.п. Это даст вам возможность реализовать положительный опыт ребенка, полученный в школе и в отношениях с домашними, направить его в желаемое русло. Нужно понимать, что профи­лактическая работа потребует от взрослых отказа от собствен­ных вредных привычек, заставит их более внимательно отно­ситься и к собственному здоровью. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка — воспитание лич­ным примером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.019 с.)