Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогического сопровожденияСтр 1 из 6Следующая ⇒
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ПРИХОДСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Москва, 2021 Оглавление Введение 4 I. Общие положения 5 II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 7 2.1. Виды педагогического сопровождения детей и взрослых 7 2.1.1. Катехизация 7 Оглашение взрослых людей 8 Дополнение оглашения крещеных взрослых людей 10 Восполнение недостатка в просвещении крещеных взрослых людей 12 2.1.2. Крещение и катехизация детей 12 2.1.3. Педагогическое сопровождение после катехизации 13 Педагогическое сопровождение людей, стремящихся к углублению в вере и/или нуждающихся в подготовке к церковному служению 14 Педагогическое сопровождение людей, нуждающихся в ответе на проблемы в области веры 15 2.2. Формы педагогического сопровождения детей и взрослых 15 III. Организация педагогического сопровождения детей и взрослых 18 3.1. Административное и межличностное взаимодействие 18 3.1.1. Административное взаимодействие 18 3.1.2. Межличностное взаимодействие 19 Взаимодействие приходских педагогов с наставляемыми 19 Взаимодействие в приходе с детьми и их семьями 20 Взаимодействие прихожан 21 3.2. Обеспечение необходимой ресурсной базой 22 3.2.1. Человеческие ресурсы 22 3.2.2. Материальные, информационно-методические и финансовые ресурсы 23 3.2.3. Временные ресурсы прихода 24
3.3. Установление положительного эмоционального фона 24 Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых 25 Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 29 Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела 32 Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека 34 Введение
Данный документ, определяющий концептуальные основы для построения педагогического сопровождения Церковью своих чад (детей и взрослых) в приходах, адресован архипастырям, пастырям и приходским педагогам (клирикам и мирянам) в качестве руководства при организации и осуществлении педагогического сопровождения детей и взрослых в приходских общинах. На основании документа Синодальным отделом религиозного образования и катехизации вырабатываются практические рекомендации по педагогическому сопровождению детей и взрослых в приходе. I. Общие положения Служение христиан Богу, Церкви и людям, направленное на просвещение мира Светом Христовой Истины[1], – просветительское служение – является важнейшей задачей Церкви в деле спасения человека. Просветительское служение христиан, призванных в первую очередь к свидетельству о Христе личной благочестивой жизнью[2], осуществляется также специально организованными Церковью усилиями (пастырскими, педагогическими, социальными). Таким образом в приходских общинах формируется система приходского просвещения. Целью приходского просвещения детей и взрослых является помощь в развитии духовной жизни в Богообщении[3]: молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах Церкви, приобщении к Слову Божию, милосердии, соучастии братьев и сестер во Христе в жизни друг друга (кинония). Для этого на протяжении всей жизни при участии Божественной Благодати трудится сам человек и в этом ему помогают окружающие его люди (см. Приложение 1).
Всю полноту ответственности за приходское просвещение несут архипастыри и пастыри. Помощь им в несении этого служения могут оказывать миряне. Система приходского просвещения представляет совокупность взаимосвязанных между собой направлений просветительского служения: благовестия (миссии), церковного богослужения, служения милосердия, а также педагогического сопровождения детей и взрослых. Педагогическое сопровождение детей и взрослых в Церкви [4] имеет общую для просветительского служения цель и обладает особым содержанием, включая в себя: 1. Наставление в вере как передачу хранимых в Священном Предании Церкви христианских смыслов[5] и опыта Богопознания и Богообщения. 2. Практическую помощь человеку в становлении и развитии Богообщения и преодоления препятствий к нему.
Лица, осуществляющие в приходе педагогическое сопровождение детей и взрослых, называются приходскими педагогами (или катехизаторами). Вся полнота педагогического служения раскрывается в пастырском служении, сочетающем в себе наставление в вере и поддержку человека в развитии его духовной жизни через пастырское душепопечение.
Педагогическое сопровождение детей и взрослых выстраивается на основе универсальных для всех направлений просветительского служения принципов – актуализации Евангелия, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности, сознательности, общности, природосообразности, сообразности духовному состоянию человека, личностной ориентации, адаптивности, связи приходского просвещения с жизнью, принципа единства Церкви и семьи, принципа понимания ограниченности педагогических усилий, организационного и методологического принципа (см. Приложение 2). Катехизация Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в жизнь Церкви. Цель катехизации – дать твердое основание для укрепления веры человека в Бога (доверия Ему, уверенности в Его любви по отношению к человеку и решимости быть Ему верным) и развития Богообщения. Положительным результатом катехизации является самостоятельное, свободное и ответственное построение христианином своей духовной жизни под руководством Церкви. Общие задачи катехизации: ● помощь в осмыслении содержания догматов, нравственных и канонических норм Православной Церкви, событий Священной истории, содержания православного богослужения и др.; ● помощь наставляемому в восприятии церковного молитвенного, литургического и аскетического опыта, в приобщении к Слову Божию, вхождении в христианскую общину, в обретении своего места и служения в Церкви. С опорой на церковную традицию [6] в современных условиях следует выделять следующие направления катехизации: ● оглашение – катехизация людей, желающих принять Святое Крещение, при которой полагается начало церковной жизни; ● дополнение оглашения – катехизация крещеных людей, сохраняющих единство с Церковью; ● восполнение недостатка в просвещении – катехизация людей после фактического прекращения участия в церковной жизни в связи с недостаточностью оглашения или дальнейшей катехизации.
Оглашение взрослых людей Специфические задачи педагога в области наставления в вере: ● выяснить мотивы обращения человека к Церкви и при наличии неверных мотивов помочь в их исправлении; ● выяснить наличие суеверных, оккультных и иных ложных духовных (псевдодуховных) воззрений и при их наличии помочь в их преодолении; ● разъяснить основы православного вероучения в объеме Символа Веры; ● разъяснить основы христианской нравственности в объеме 10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; ● разъяснить важность формирования и развития духовной жизни в Богопознании и Богообщении, раскрыть основы их содержания (сущность молитвы – личной и общественной на богослужении, значение основных таинств Церкви и смысл участия в них, важность и принципы чтения Священного Писания как Слова Божия, важность и цель проявления милосердия для христианина, возможности участия в жизни приходской общины); ● разъяснить суть и важность покаяния в грехах и деятельного исправления жизни как важнейшего условия для спасения; ● разъяснить смысл основных аскетических усилий[7] по преодолению греха и взращиванию добродетелей. Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения: ● помочь приобщению к молитве (в т.ч. через совместную молитву и раскрытие смысла основных молитвословий, совместное участие в богослужении и помощь в понимании богослужебных текстов); ● помочь подготовиться к исповеданию своих грехов; ● помочь приобщению к Слову Божию (в т.ч. через совместное чтение и разбор текста Священного Писания); ● помочь в совершении дел милосердия; ● помочь человеку в понимании важности дальнейшей катехизации.
Результатами успешного оглашения взрослых являются: ● наличие правильной мотивации обращения к Церкви (осознание и принятие подлинного смысла таинства Крещения как духовного рождения во Христе и вхождения в Его Церковь; восприятие Церкви как Богочеловеческого организма, в котором совершается спасение человека); ● принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, ложных учений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника;[8]
● выражение решимости: − осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры; − исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.); − вести духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах (после принятия Святого Крещения), приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, а также пониманием необходимости выстраивать оглашение в соответствии с описанными выше его задачами и результатами. Священник, принимающий исповедь кающегося человека, несет ответственность за окончательное решение о его готовности к Крещению с возможным учетом мнения катехизатора, проводившего оглашение данного человека.
Взаимодействие прихожан Основой для формирования устойчивой системы приходского просвещения является крепкая община, на которую настоятель может опереться в процессе организации педагогического сопровождения детей и взрослых. Важно, чтобы сам приходской педагог был членом этой общины, которая в свою очередь призвана содействовать ему в осуществлении просветительского служения (через совместное участие во всех сторонах приходской жизни, в первую очередь в Евхаристии[21]). При этом само приходское просвещение способствует развитию общины: – углублению духовной жизни ее членов; – их сплочению; – численному росту. Участие в просветительской деятельности может вести к приобретению членами приходской общины опыта единения; оказания помощи своим братьям и сестрам во Христе; соучастия в жизни друг друга; в целом – опыта жизни во Христе.
Человеческие ресурсы Педагогическое сопровождение в приходе осуществляется людьми и в отношении людей, от человека к человеку. Человеческие способности можно рассматривать как бесценный ключевой приходской ресурс, который в рамках приходского просвещения направлен на: ● передачу церковного опыта; ● оказание поддержки друг другу (деятельную помощь, сорадование и сопереживание); ● решение общих для приходской общины задач, в том числе использование личного профессионального опыта для развития просветительского служения; ● развитие материальных, финансовых, временных ресурсов прихода, направленных на просвещение. Несмотря на то, что способности человека являются ресурсом, в христианском понимании неверно воспринимать самих людей в качестве ресурса. В этой связи особой задачей приходского просвещения является предотвращение потребительского отношения к людям (как к источнику пожертвований, бесплатного труда и т.д.) и формирование бережного отношения к каждому члену приходской общины.
Настоятелю и приходским педагогам важно самим понимать и вместе с тем помогать осознавать прихожанам ценность каждого человека, находящегося в приходской общине, – как служащего (в т.ч. ценность его служения), так и того, кому он служит.
Временные ресурсы прихода Время, которое приходская община наполняет значимыми для наставляемых действиями (участие в богослужении, просветительских занятиях и мероприятиях; частное или совместное пребывание в приходе), является важным ресурсом для их просвещения. Задача эффективного использования временного ресурса в приходском просвещении предполагает необходимость предоставить наставляемому в вере человеку объем времени, достаточный для достижения результатов педагогического сопровождения. При использовании временных ресурсов решающим является качественное наполнение процесса взаимодействия с наставляемым в вере, интенсивность педагогических усилий, всецелое внимание и забота со стороны приходского педагога. Важно обращать особое внимание на то, чтобы у всех членов прихода, особенно подросткового возраста, была возможность приходить в Церковь, в приход в любое разумное время и находить там для себя уютное, защищенное пространство тишины, отдыха, общения и творчества.
Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых
Спасение человека совершается через развитие его духовной жизни, раскрытие в нем образа Божьего. Нормой духовной жизни христианина является такая жизнь, когда его дух[25], занимая господствующее положение по отношению к душе и телу, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и Богопознания. Богопознание – жизнь в Боге и с Богом[26], Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «... да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа. Богопознание неразрывно связано с Богообщением [27], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы. При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[28]. Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщении к Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония). Богообщению сопутствует покаяние («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)). Покаяние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) – стремление человека к преодолению греха и собственного нравственного и духовного несовершенства, к утверждению в своей жизни добродетелей. Это стремление сопровождается участием в таинстве Покаяния, в котором Богом при участии священника кающемуся человеку прощаются грехи и подается благодатная сила по дальнейшей борьбе с ними, восполняется утраченная целостность. Покаяние призвано быть для христианина непрерывным; той силой, которая направляет его движение к Богу. В частности, оно выражается в стремлении к познанию истины, к образованию, когда человек (в равной мере – и взрослый, и ребенок) осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя ради служения Богу и ближним. Стремление к духовному совершенствованию, к Богопознанию и Богообщению, реализуемое через покаяние, является врожденным в человеке, неотъемлемым его качеством, нуждающемся в поддержке и развитии.
Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[29]. Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения человека с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[30]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6:56). По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[31]. Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…».[32] Без этого единства невозможно существование Церкви.[33] В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[34]. Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека. Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[35] соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[36]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[37] Его в уме и сердце и исполнению Его. Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[38]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца Небеснаго и наследуют уготованное им Царство Небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[39]. Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам прп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[40]. Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви. Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви. Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе
1. Актуализация Евангельского послания [41] – изложение взрослым и детям Евангельского послания без изменения его содержания на языке, доступном взрослым и детям, с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад[42]. 2. Христоцентричность – главный[43], основополагающий[44], целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься во всем с Господом Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем[45], Источником премудрости[46] и благодати[47], чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его[48]. 3. Церковность предполагает руководство учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа, единение человека со Христом и братьями и сестрами во Христе[49]. 4. Понимание человека как образа Божия определяет норму отношения к человеку как образу Божию и цель взаимодействия с ним как помощь в его раскрытии. 5. Внутренняя иерархичность человека. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют подчиненное значение по отношению к основной – духовной. 6. Сознательность. Приходское просвещение должно помогать в осознанном усвоении человеком опыта жизни в соответствии с Евангелием и мотивировать его к выстраиванию личных отношений с Богом, основанных на доверии и любви. Принцип связан с осознанным желанием человека участвовать в молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви. 7. Общность. Приходское просвещение призвано мотивировать человека к ощущению собственной принадлежности к семье, конкретной церковной общине, Церкви и личной ответственности за них. 8. Природосообразность – руководство во взаимодействии с детьми и взрослыми факторами их естественного развития (возрастных особенностей и психофизиологических потребностей). 9. Сообразность духовному состоянию человека – понимание в процессе просветительской деятельности состояния духовной жизни (этапов духовного развития) человека и имеющегося у него опыта. 10. Личностная ориентация – знание индивидуальных особенностей (духовных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих) каждого человека, личных его характеристик и возможностей. 11. Адаптивность – гибкость при работе с людьми, имеющими особые потребности (например, глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими, слепоглухими, людьми с ментальными нарушениями и т.д.), создавая необходимые условия для их комфортного пребывания в приходе. Предполагает использование специальных средств коммуникации, знание психологических особенностей и возможностей этой группы людей. 12. Связь приходского просвещения с жизнью. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение – в формировании покаянного опыта борьбы с грехом, навыков личной, семейной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, служения Богу и ближним. 13. Единство Церкви и семьи в просвещении детей – это норма и идеал приходского просвещения, которое продолжается в семьях и достигает положительного результата лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, общий взгляд на воспитание детей[50]. 14. Принцип понимания ограниченности педагогических усилий. В деле духовного роста человека, движения его на пути к Богу педагог не может автоматически обеспечить прогресс, при этом он должен стремиться к созданию в приходе благоприятных условий для этого[51]. 15. Организационный принцип предполагает: ● Обязательность обеспечения приходом благоприятных условий для просвещения. ● Добровольность пребывания детей и взрослых в приходской общине. 16. Методологический принцип подразумевает: ● Непрерывность – постоянство процесса духовного совершенствования человека, а также педагогического сопровождения его в этом от рождения до смерти. ● Систематичность и постепенность – логическая упорядоченность и взаимосвязь содержательных тем, направленных на формирование у человека целостной системы христианского мировоззрения, а также их постепенное, поступательное развитие (от простых духовных навыков и познаний – к более сложным, от духовного «молока» к «твердой пище»[52]). Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела
Периодизация разработана В. В. Зеньковским и описана им в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» (в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.
В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка: ● 0–6 лет. В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[53]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру. ● 7–11 лет. Происходит духовный поворот к миру[54]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований. ● 12–16 лет. В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя. ● После 16 лет. Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Устанавливается равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта[55]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода является понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.
Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.
Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека
Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:
● Вне Церкви 1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения. Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру. 2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви. Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения. 3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви. 1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»). 2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь. Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали. 4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей. Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий. 5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней). Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов. В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках - снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).
● На пороге Церкви 1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)). Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения. Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни. 2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее). Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.). 3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви). Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.
● Внутри Церкви 1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.121 с.) |