Педагогического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогического сопровождения



СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ПРИХОДСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Москва, 2021

Оглавление

Введение                                                                                                       4

I. Общие положения                                                                                   5

II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 7

2.1. Виды педагогического сопровождения детей и взрослых        7

2.1.1. Катехизация                                                                             7

Оглашение взрослых людей                                                       8

Дополнение оглашения крещеных взрослых людей             10

Восполнение недостатка в просвещении крещеных взрослых людей 12

2.1.2. Крещение и катехизация детей                                            12

2.1.3. Педагогическое сопровождение после катехизации         13

Педагогическое сопровождение людей, стремящихся к углублению в вере и/или нуждающихся в подготовке к церковному служению 14

Педагогическое сопровождение людей, нуждающихся в ответе на проблемы в области веры                                                                            15

2.2. Формы педагогического сопровождения детей и взрослых   15

III. Организация педагогического сопровождения детей и взрослых 18

3.1. Административное и межличностное взаимодействие            18

3.1.1. Административное взаимодействие                                   18

3.1.2. Межличностное взаимодействие                                         19

Взаимодействие приходских педагогов с наставляемыми   19

Взаимодействие в приходе с детьми и их семьями                20

Взаимодействие прихожан                                                        21

3.2. Обеспечение необходимой ресурсной базой                              22

3.2.1. Человеческие ресурсы                                                          22

3.2.2. Материальные, информационно-методические и финансовые ресурсы 23

3.2.3. Временные ресурсы прихода                                               24

3.3. Установление положительного эмоционального фона           24

Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых                                                                                                    25

Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе                                                                                  29

Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела      32

Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека    34


Введение

 

Данный документ, определяющий концептуальные основы для построения педагогического сопровождения Церковью своих чад (детей и взрослых) в приходах, адресован архипастырям, пастырям и приходским педагогам (клирикам и мирянам) в качестве руководства при организации и осуществлении педагогического сопровождения детей и взрослых в приходских общинах.

На основании документа Синодальным отделом религиозного образования и катехизации вырабатываются практические рекомендации по педагогическому сопровождению детей и взрослых в приходе. 


I. Общие положения

Служение христиан Богу, Церкви и людям, направленное на просвещение мира Светом Христовой Истины[1], – просветительское служение – является важнейшей задачей Церкви в деле спасения человека.

Просветительское служение христиан, призванных в первую очередь к свидетельству о Христе личной благочестивой жизнью[2], осуществляется также специально организованными Церковью усилиями (пастырскими, педагогическими, социальными). Таким образом в приходских общинах формируется система приходского просвещения.

Целью приходского просвещения детей и взрослых является помощь в развитии духовной жизни в Богообщении[3]: молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах Церкви, приобщении к Слову Божию, милосердии, соучастии братьев и сестер во Христе в жизни друг друга (кинония). Для этого на протяжении всей жизни при участии Божественной Благодати трудится сам человек и в этом ему помогают окружающие его люди (см. Приложение 1).

Всю полноту ответственности за приходское просвещение несут архипастыри и пастыри. Помощь им в несении этого служения могут оказывать миряне. 

Система приходского просвещения представляет совокупность взаимосвязанных между собой направлений просветительского служения: благовестия (миссии), церковного богослужения, служения милосердия, а также педагогического сопровождения детей и взрослых.

Педагогическое сопровождение детей и взрослых в Церкви [4] имеет общую для просветительского служения цель и обладает особым содержанием, включая в себя:

1. Наставление в вере как передачу хранимых в Священном Предании Церкви христианских смыслов[5] и опыта Богопознания и Богообщения.

2. Практическую помощь человеку в становлении и развитии Богообщения и преодоления препятствий к нему.

 

Лица, осуществляющие в приходе педагогическое сопровождение детей и взрослых, называются приходскими педагогами (или катехизаторами).

Вся полнота педагогического служения раскрывается в пастырском служении, сочетающем в себе наставление в вере и поддержку человека в развитии его духовной жизни через пастырское душепопечение.

 

Педагогическое сопровождение детей и взрослых выстраивается на основе универсальных для всех направлений просветительского служения принципов – актуализации Евангелия, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности, сознательности, общности, природосообразности, сообразности духовному состоянию человека, личностной ориентации, адаптивности, связи приходского просвещения с жизнью, принципа единства Церкви и семьи, принципа понимания ограниченности педагогических усилий, организационного и методологического принципа (см. Приложение 2).


Катехизация

Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в жизнь Церкви.

Цель катехизации – дать твердое основание для укрепления веры человека в Бога (доверия Ему, уверенности в Его любви по отношению к человеку и решимости быть Ему верным) и развития Богообщения.

Положительным результатом катехизации является самостоятельное, свободное и ответственное построение христианином своей духовной жизни под руководством Церкви.

Общие задачи катехизации:

● помощь в осмыслении содержания догматов, нравственных и канонических норм Православной Церкви, событий Священной истории, содержания православного богослужения и др.;

● помощь наставляемому в восприятии церковного молитвенного, литургического и аскетического опыта, в приобщении к Слову Божию, вхождении в христианскую общину, в обретении своего места и служения в Церкви.

С опорой на церковную традицию [6] в современных условиях следует выделять следующие направления катехизации:

● оглашение – катехизация людей, желающих принять Святое Крещение, при которой полагается начало церковной жизни;

● дополнение оглашения – катехизация крещеных людей, сохраняющих единство с Церковью;

● восполнение недостатка в просвещении – катехизация людей после фактического прекращения участия в церковной жизни в связи с недостаточностью оглашения или дальнейшей катехизации.

Оглашение взрослых людей

Специфические задачи педагога в области наставления в вере:

● выяснить мотивы обращения человека к Церкви и при наличии неверных мотивов помочь в их исправлении;

● выяснить наличие суеверных, оккультных и иных ложных духовных (псевдодуховных) воззрений и при их наличии помочь в их преодолении;

● разъяснить основы православного вероучения в объеме Символа Веры;

● разъяснить основы христианской нравственности в объеме 10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании;

● разъяснить важность формирования и развития духовной жизни в Богопознании и Богообщении, раскрыть основы их содержания (сущность молитвы – личной и общественной на богослужении, значение основных таинств Церкви и смысл участия в них, важность и принципы чтения Священного Писания как Слова Божия, важность и цель проявления милосердия для христианина, возможности участия в жизни приходской общины);

● разъяснить суть и важность покаяния в грехах и деятельного исправления жизни как важнейшего условия для спасения;

● разъяснить смысл основных аскетических усилий[7] по преодолению греха и взращиванию добродетелей.

Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения:

● помочь приобщению к молитве (в т.ч. через совместную молитву и раскрытие смысла основных молитвословий, совместное участие в богослужении и помощь в понимании богослужебных текстов);

● помочь подготовиться к исповеданию своих грехов;

● помочь приобщению к Слову Божию (в т.ч. через совместное чтение и разбор текста Священного Писания);

● помочь в совершении дел милосердия;

● помочь человеку в понимании важности дальнейшей катехизации.

 

Результатами успешного оглашения взрослых являются:

● наличие правильной мотивации обращения к Церкви (осознание и принятие подлинного смысла таинства Крещения как духовного рождения во Христе и вхождения в Его Церковь; восприятие Церкви как Богочеловеческого организма, в котором совершается спасение человека);

● принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, ложных учений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника;[8]

● выражение решимости:

− осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры;

− исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.);

− вести духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах (после принятия Святого Крещения), приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста. 

 

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, а также пониманием необходимости выстраивать оглашение в соответствии с описанными выше его задачами и результатами.

Священник, принимающий исповедь кающегося человека, несет ответственность за окончательное решение о его готовности к Крещению с возможным учетом мнения катехизатора, проводившего оглашение данного человека.

 

Взаимодействие прихожан

Основой для формирования устойчивой системы приходского просвещения является крепкая община, на которую настоятель может опереться в процессе организации педагогического сопровождения детей и взрослых. Важно, чтобы сам приходской педагог был членом этой общины, которая в свою очередь призвана содействовать ему в осуществлении просветительского служения (через совместное участие во всех сторонах приходской жизни, в первую очередь в Евхаристии[21]). 

При этом само приходское просвещение способствует развитию общины:

– углублению духовной жизни ее членов;

– их сплочению;

– численному росту.

Участие в просветительской деятельности может вести к приобретению членами приходской общины опыта единения; оказания помощи своим братьям и сестрам во Христе; соучастия в жизни друг друга; в целом – опыта жизни во Христе.

 

Человеческие ресурсы

Педагогическое сопровождение в приходе осуществляется людьми и в отношении людей, от человека к человеку.

Человеческие способности можно рассматривать как бесценный ключевой приходской ресурс, который в рамках приходского просвещения направлен на:

● передачу церковного опыта;

● оказание поддержки друг другу (деятельную помощь, сорадование и сопереживание);

● решение общих для приходской общины задач, в том числе использование личного профессионального опыта для развития просветительского служения;

● развитие материальных, финансовых, временных ресурсов прихода, направленных на просвещение.

Несмотря на то, что способности человека являются ресурсом, в христианском понимании неверно воспринимать самих людей в качестве ресурса. В этой связи особой задачей приходского просвещения является предотвращение потребительского отношения к людям (как к источнику пожертвований, бесплатного труда и т.д.) и формирование бережного отношения к каждому члену приходской общины.

Настоятелю и приходским педагогам важно самим понимать и вместе с тем помогать осознавать прихожанам ценность каждого человека, находящегося в приходской общине, – как служащего (в т.ч. ценность его служения), так и того, кому он служит.

 

Временные ресурсы прихода

Время, которое приходская община наполняет значимыми для наставляемых действиями (участие в богослужении, просветительских занятиях и мероприятиях; частное или совместное пребывание в приходе), является важным ресурсом для их просвещения.

Задача эффективного использования временного ресурса в приходском просвещении предполагает необходимость предоставить наставляемому в вере человеку объем времени, достаточный для достижения результатов педагогического сопровождения. При использовании временных ресурсов решающим является качественное наполнение процесса взаимодействия с наставляемым в вере, интенсивность педагогических усилий, всецелое внимание и забота со стороны приходского педагога.

Важно обращать особое внимание на то, чтобы у всех членов прихода, особенно подросткового возраста, была возможность приходить в Церковь, в приход в любое разумное время и находить там для себя уютное, защищенное пространство тишины, отдыха, общения и творчества.

 

Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых

 

Спасение человека совершается через развитие его духовной жизни, раскрытие в нем образа Божьего. Нормой духовной жизни христианина является такая жизнь, когда его дух[25], занимая господствующее положение по отношению к душе и телу, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и Богопознания.

Богопознание – жизнь в Боге и с Богом[26], Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «... да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа.

Богопознание неразрывно связано с Богообщением [27], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы.

При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[28].

Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщении к Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония). Богообщению сопутствует покаяние («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)).

Покаяние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) – стремление человека к преодолению греха и собственного нравственного и духовного несовершенства, к утверждению в своей жизни добродетелей. Это стремление сопровождается участием в таинстве Покаяния, в котором Богом при участии священника кающемуся человеку прощаются грехи и подается благодатная сила по дальнейшей борьбе с ними, восполняется утраченная целостность.

Покаяние призвано быть для христианина непрерывным; той силой, которая направляет его движение к Богу. В частности, оно выражается в стремлении к познанию истины, к образованию, когда человек (в равной мере – и взрослый, и ребенок) осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя ради служения Богу и ближним. Стремление к духовному совершенствованию, к Богопознанию и Богообщению, реализуемое через покаяние, является врожденным в человеке, неотъемлемым его качеством, нуждающемся в поддержке и развитии.

 

Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[29].

Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения человека с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[30]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6:56). По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[31].

Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…».[32] Без этого единства невозможно существование Церкви.[33]

В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[34].

Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека.

Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[35] соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[36]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[37] Его в уме и сердце и исполнению Его. 

Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[38]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца Небеснаго и наследуют уготованное им Царство Небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[39].

Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам прп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[40].

Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви.

Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви.


Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе

 

1. Актуализация Евангельского послания [41] – изложение взрослым и детям Евангельского послания без изменения его содержания на языке, доступном взрослым и детям, с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад[42].

2. Христоцентричность – главный[43], основополагающий[44], целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься во всем с Господом Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем[45], Источником премудрости[46] и благодати[47], чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его[48].

3. Церковность предполагает руководство учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа, единение человека со Христом и братьями и сестрами во Христе[49].

4. Понимание человека как образа Божия определяет норму отношения к человеку как образу Божию и цель взаимодействия с ним как помощь в его раскрытии.

5. Внутренняя иерархичность человека. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют подчиненное значение по отношению к основной – духовной.

6. Сознательность. Приходское просвещение должно помогать в осознанном усвоении человеком опыта жизни в соответствии с Евангелием и мотивировать его к выстраиванию личных отношений с Богом, основанных на доверии и любви. Принцип связан с осознанным желанием человека участвовать в молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви.

7. Общность. Приходское просвещение призвано мотивировать человека к ощущению собственной принадлежности к семье, конкретной церковной общине, Церкви и личной ответственности за них.

8. Природосообразность – руководство во взаимодействии с детьми и взрослыми факторами их естественного развития (возрастных особенностей и психофизиологических потребностей).

9. Сообразность духовному состоянию человека – понимание в процессе просветительской деятельности состояния духовной жизни (этапов духовного развития) человека и имеющегося у него опыта.

10. Личностная ориентация – знание индивидуальных особенностей (духовных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих) каждого человека, личных его характеристик и возможностей.

11. Адаптивность – гибкость при работе с людьми, имеющими особые потребности (например, глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими, слепоглухими, людьми с ментальными нарушениями и т.д.), создавая необходимые условия для их комфортного пребывания в приходе. Предполагает использование специальных средств коммуникации, знание психологических особенностей и возможностей этой группы людей.

12. Связь приходского просвещения с жизнью. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение – в формировании покаянного опыта борьбы с грехом, навыков личной, семейной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, служения Богу и ближним.

13. Единство Церкви и семьи в просвещении детей – это норма и идеал приходского просвещения, которое продолжается в семьях и достигает положительного результата лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, общий взгляд на воспитание детей[50].

14. Принцип понимания ограниченности педагогических усилий. В деле духовного роста человека, движения его на пути к Богу педагог не может автоматически обеспечить прогресс, при этом он должен стремиться к созданию в приходе благоприятных условий для этого[51].

15. Организационный принцип предполагает:

● Обязательность обеспечения приходом благоприятных условий для просвещения.

● Добровольность пребывания детей и взрослых в приходской общине.

16. Методологический принцип подразумевает:

Непрерывность – постоянство процесса духовного совершенствования человека, а также педагогического сопровождения его в этом от рождения до смерти.

Систематичность и постепенность – логическая упорядоченность и взаимосвязь содержательных тем, направленных на формирование у человека целостной системы христианского мировоззрения, а также их постепенное, поступательное развитие (от простых духовных навыков и познаний – к более сложным, от духовного «молока» к «твердой пище»[52]).


Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела

 

Периодизация разработана В. В. Зеньковским и описана им в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» (в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.

 

В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка:

0–6 лет. В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[53]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру.

7–11 лет. Происходит духовный поворот к миру[54]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований.

12–16 лет. В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя.

После 16 лет. Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Устанавливается равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта[55]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода является понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.

 

Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.

 


Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека

 

Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:

 

Вне Церкви

1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения.

Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру.

2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви.

Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения.

3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви.

1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»).

2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь.

Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали.

4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей.

Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви.

Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий.

5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов.

В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках - снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).

 

На пороге Церкви

1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения.

Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни.

2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее).

Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.).

3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви).

Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.

 

Внутри Церкви

1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.121 с.)