Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе
Выявление приходским педагогом представлений человека о православном вероучении и его отношения к Церкви является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к церковной жизни и поддержке в ней, выбора необходимых для этого видов и форм педагогического сопровождения. В отношении ребенка учитываются особенности развития его духовной жизни в различные возрастные периоды (см. Приложение 3). Педагогическое сопровождение направлено главным образом на людей, состояние которых определено как «на пороге Церкви» и «внутри Церкви» (см. Приложение 4). По отношению к людям, находящихся «вне Церкви», возможное в будущем педагогическое сопровождение в приходе подготавливается миссионерскими усилиями Церкви.
Виды педагогического сопровождения детей и взрослых В зависимости от состояния человека различаются следующие виды педагогического сопровождения: ● педагогическое сопровождение детей и взрослых, выразивших решимость стать членами Церкви или восстановить единство с нею (катехизация); ● педагогическое сопровождение людей после катехизации.
Катехизация Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в жизнь Церкви. Цель катехизации – дать твердое основание для укрепления веры человека в Бога (доверия Ему, уверенности в Его любви по отношению к человеку и решимости быть Ему верным) и развития Богообщения. Положительным результатом катехизации является самостоятельное, свободное и ответственное построение христианином своей духовной жизни под руководством Церкви. Общие задачи катехизации: ● помощь в осмыслении содержания догматов, нравственных и канонических норм Православной Церкви, событий Священной истории, содержания православного богослужения и др.; ● помощь наставляемому в восприятии церковного молитвенного, литургического и аскетического опыта, в приобщении к Слову Божию, вхождении в христианскую общину, в обретении своего места и служения в Церкви. С опорой на церковную традицию [6] в современных условиях следует выделять следующие направления катехизации: ● оглашение – катехизация людей, желающих принять Святое Крещение, при которой полагается начало церковной жизни;
● дополнение оглашения – катехизация крещеных людей, сохраняющих единство с Церковью; ● восполнение недостатка в просвещении – катехизация людей после фактического прекращения участия в церковной жизни в связи с недостаточностью оглашения или дальнейшей катехизации. Оглашение взрослых людей Специфические задачи педагога в области наставления в вере: ● выяснить мотивы обращения человека к Церкви и при наличии неверных мотивов помочь в их исправлении; ● выяснить наличие суеверных, оккультных и иных ложных духовных (псевдодуховных) воззрений и при их наличии помочь в их преодолении; ● разъяснить основы православного вероучения в объеме Символа Веры; ● разъяснить основы христианской нравственности в объеме 10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; ● разъяснить важность формирования и развития духовной жизни в Богопознании и Богообщении, раскрыть основы их содержания (сущность молитвы – личной и общественной на богослужении, значение основных таинств Церкви и смысл участия в них, важность и принципы чтения Священного Писания как Слова Божия, важность и цель проявления милосердия для христианина, возможности участия в жизни приходской общины); ● разъяснить суть и важность покаяния в грехах и деятельного исправления жизни как важнейшего условия для спасения; ● разъяснить смысл основных аскетических усилий[7] по преодолению греха и взращиванию добродетелей. Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения: ● помочь приобщению к молитве (в т.ч. через совместную молитву и раскрытие смысла основных молитвословий, совместное участие в богослужении и помощь в понимании богослужебных текстов); ● помочь подготовиться к исповеданию своих грехов; ● помочь приобщению к Слову Божию (в т.ч. через совместное чтение и разбор текста Священного Писания); ● помочь в совершении дел милосердия; ● помочь человеку в понимании важности дальнейшей катехизации.
Результатами успешного оглашения взрослых являются:
● наличие правильной мотивации обращения к Церкви (осознание и принятие подлинного смысла таинства Крещения как духовного рождения во Христе и вхождения в Его Церковь; восприятие Церкви как Богочеловеческого организма, в котором совершается спасение человека); ● принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, ложных учений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника;[8] ● выражение решимости: − осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры; − исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.); − вести духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах (после принятия Святого Крещения), приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, а также пониманием необходимости выстраивать оглашение в соответствии с описанными выше его задачами и результатами. Священник, принимающий исповедь кающегося человека, несет ответственность за окончательное решение о его готовности к Крещению с возможным учетом мнения катехизатора, проводившего оглашение данного человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.152.183 (0.011 с.) |