II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе



Выявление приходским педагогом представлений человека о православном вероучении и его отношения к Церкви является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к церковной жизни и поддержке в ней, выбора необходимых для этого видов и форм педагогического сопровождения.

В отношении ребенка учитываются особенности развития его духовной жизни в различные возрастные периоды (см. Приложение 3).

Педагогическое сопровождение направлено главным образом на людей, состояние которых определено как «на пороге Церкви» и «внутри Церкви» (см. Приложение 4). По отношению к людям, находящихся «вне Церкви», возможное в будущем педагогическое сопровождение в приходе подготавливается миссионерскими усилиями Церкви.

 

Виды педагогического сопровождения детей и взрослых

В зависимости от состояния человека различаются следующие виды педагогического сопровождения:

● педагогическое сопровождение детей и взрослых, выразивших решимость стать членами Церкви или восстановить единство с нею (катехизация);

● педагогическое сопровождение людей после катехизации.

 

Катехизация

Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в жизнь Церкви.

Цель катехизации – дать твердое основание для укрепления веры человека в Бога (доверия Ему, уверенности в Его любви по отношению к человеку и решимости быть Ему верным) и развития Богообщения.

Положительным результатом катехизации является самостоятельное, свободное и ответственное построение христианином своей духовной жизни под руководством Церкви.

Общие задачи катехизации:

● помощь в осмыслении содержания догматов, нравственных и канонических норм Православной Церкви, событий Священной истории, содержания православного богослужения и др.;

● помощь наставляемому в восприятии церковного молитвенного, литургического и аскетического опыта, в приобщении к Слову Божию, вхождении в христианскую общину, в обретении своего места и служения в Церкви.

С опорой на церковную традицию [6] в современных условиях следует выделять следующие направления катехизации:

● оглашение – катехизация людей, желающих принять Святое Крещение, при которой полагается начало церковной жизни;

● дополнение оглашения – катехизация крещеных людей, сохраняющих единство с Церковью;

● восполнение недостатка в просвещении – катехизация людей после фактического прекращения участия в церковной жизни в связи с недостаточностью оглашения или дальнейшей катехизации.

Оглашение взрослых людей

Специфические задачи педагога в области наставления в вере:

● выяснить мотивы обращения человека к Церкви и при наличии неверных мотивов помочь в их исправлении;

● выяснить наличие суеверных, оккультных и иных ложных духовных (псевдодуховных) воззрений и при их наличии помочь в их преодолении;

● разъяснить основы православного вероучения в объеме Символа Веры;

● разъяснить основы христианской нравственности в объеме 10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании;

● разъяснить важность формирования и развития духовной жизни в Богопознании и Богообщении, раскрыть основы их содержания (сущность молитвы – личной и общественной на богослужении, значение основных таинств Церкви и смысл участия в них, важность и принципы чтения Священного Писания как Слова Божия, важность и цель проявления милосердия для христианина, возможности участия в жизни приходской общины);

● разъяснить суть и важность покаяния в грехах и деятельного исправления жизни как важнейшего условия для спасения;

● разъяснить смысл основных аскетических усилий[7] по преодолению греха и взращиванию добродетелей.

Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения:

● помочь приобщению к молитве (в т.ч. через совместную молитву и раскрытие смысла основных молитвословий, совместное участие в богослужении и помощь в понимании богослужебных текстов);

● помочь подготовиться к исповеданию своих грехов;

● помочь приобщению к Слову Божию (в т.ч. через совместное чтение и разбор текста Священного Писания);

● помочь в совершении дел милосердия;

● помочь человеку в понимании важности дальнейшей катехизации.

 

Результатами успешного оглашения взрослых являются:

● наличие правильной мотивации обращения к Церкви (осознание и принятие подлинного смысла таинства Крещения как духовного рождения во Христе и вхождения в Его Церковь; восприятие Церкви как Богочеловеческого организма, в котором совершается спасение человека);

● принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, ложных учений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника;[8]

● выражение решимости:

− осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры;

− исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.);

− вести духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах (после принятия Святого Крещения), приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста. 

 

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, а также пониманием необходимости выстраивать оглашение в соответствии с описанными выше его задачами и результатами.

Священник, принимающий исповедь кающегося человека, несет ответственность за окончательное решение о его готовности к Крещению с возможным учетом мнения катехизатора, проводившего оглашение данного человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.152.183 (0.011 с.)