Установление положительного эмоционального фона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление положительного эмоционального фона



 

«Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат»[23]. Эмоциональный фон, установившийся в приходе, – это проверка качества всей работы по просвещению детей и взрослых в приходе в целом.

Задачей в области установления положительного эмоционального фона является создание открытой, безбарьерной, доброжелательной (по отношению ко всем членам общины) приходской среды[24], в которой человек будет видеть образцы добродетельной жизни, искреннюю веру и чувствовать любовь и заботу о себе. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10).

Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых

 

Спасение человека совершается через развитие его духовной жизни, раскрытие в нем образа Божьего. Нормой духовной жизни христианина является такая жизнь, когда его дух[25], занимая господствующее положение по отношению к душе и телу, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и Богопознания.

Богопознание – жизнь в Боге и с Богом[26], Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «... да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа.

Богопознание неразрывно связано с Богообщением [27], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы.

При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[28].

Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщении к Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония). Богообщению сопутствует покаяние («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)).

Покаяние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) – стремление человека к преодолению греха и собственного нравственного и духовного несовершенства, к утверждению в своей жизни добродетелей. Это стремление сопровождается участием в таинстве Покаяния, в котором Богом при участии священника кающемуся человеку прощаются грехи и подается благодатная сила по дальнейшей борьбе с ними, восполняется утраченная целостность.

Покаяние призвано быть для христианина непрерывным; той силой, которая направляет его движение к Богу. В частности, оно выражается в стремлении к познанию истины, к образованию, когда человек (в равной мере – и взрослый, и ребенок) осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя ради служения Богу и ближним. Стремление к духовному совершенствованию, к Богопознанию и Богообщению, реализуемое через покаяние, является врожденным в человеке, неотъемлемым его качеством, нуждающемся в поддержке и развитии.

 

Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[29].

Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения человека с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[30]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6:56). По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[31].

Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…».[32] Без этого единства невозможно существование Церкви.[33]

В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[34].

Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека.

Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[35] соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[36]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[37] Его в уме и сердце и исполнению Его. 

Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[38]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца Небеснаго и наследуют уготованное им Царство Небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[39].

Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам прп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[40].

Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви.

Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви.


Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе

 

1. Актуализация Евангельского послания [41] – изложение взрослым и детям Евангельского послания без изменения его содержания на языке, доступном взрослым и детям, с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад[42].

2. Христоцентричность – главный[43], основополагающий[44], целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься во всем с Господом Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем[45], Источником премудрости[46] и благодати[47], чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его[48].

3. Церковность предполагает руководство учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа, единение человека со Христом и братьями и сестрами во Христе[49].

4. Понимание человека как образа Божия определяет норму отношения к человеку как образу Божию и цель взаимодействия с ним как помощь в его раскрытии.

5. Внутренняя иерархичность человека. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют подчиненное значение по отношению к основной – духовной.

6. Сознательность. Приходское просвещение должно помогать в осознанном усвоении человеком опыта жизни в соответствии с Евангелием и мотивировать его к выстраиванию личных отношений с Богом, основанных на доверии и любви. Принцип связан с осознанным желанием человека участвовать в молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви.

7. Общность. Приходское просвещение призвано мотивировать человека к ощущению собственной принадлежности к семье, конкретной церковной общине, Церкви и личной ответственности за них.

8. Природосообразность – руководство во взаимодействии с детьми и взрослыми факторами их естественного развития (возрастных особенностей и психофизиологических потребностей).

9. Сообразность духовному состоянию человека – понимание в процессе просветительской деятельности состояния духовной жизни (этапов духовного развития) человека и имеющегося у него опыта.

10. Личностная ориентация – знание индивидуальных особенностей (духовных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих) каждого человека, личных его характеристик и возможностей.

11. Адаптивность – гибкость при работе с людьми, имеющими особые потребности (например, глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими, слепоглухими, людьми с ментальными нарушениями и т.д.), создавая необходимые условия для их комфортного пребывания в приходе. Предполагает использование специальных средств коммуникации, знание психологических особенностей и возможностей этой группы людей.

12. Связь приходского просвещения с жизнью. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение – в формировании покаянного опыта борьбы с грехом, навыков личной, семейной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, служения Богу и ближним.

13. Единство Церкви и семьи в просвещении детей – это норма и идеал приходского просвещения, которое продолжается в семьях и достигает положительного результата лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, общий взгляд на воспитание детей[50].

14. Принцип понимания ограниченности педагогических усилий. В деле духовного роста человека, движения его на пути к Богу педагог не может автоматически обеспечить прогресс, при этом он должен стремиться к созданию в приходе благоприятных условий для этого[51].

15. Организационный принцип предполагает:

● Обязательность обеспечения приходом благоприятных условий для просвещения.

● Добровольность пребывания детей и взрослых в приходской общине.

16. Методологический принцип подразумевает:

Непрерывность – постоянство процесса духовного совершенствования человека, а также педагогического сопровождения его в этом от рождения до смерти.

Систематичность и постепенность – логическая упорядоченность и взаимосвязь содержательных тем, направленных на формирование у человека целостной системы христианского мировоззрения, а также их постепенное, поступательное развитие (от простых духовных навыков и познаний – к более сложным, от духовного «молока» к «твердой пище»[52]).


Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела

 

Периодизация разработана В. В. Зеньковским и описана им в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» (в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.

 

В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка:

0–6 лет. В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[53]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру.

7–11 лет. Происходит духовный поворот к миру[54]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований.

12–16 лет. В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя.

После 16 лет. Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Устанавливается равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта[55]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода является понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.

 

Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.

 


Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека

 

Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:

 

Вне Церкви

1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения.

Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру.

2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви.

Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения.

3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви.

1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»).

2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь.

Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали.

4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей.

Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви.

Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий.

5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов.

В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках - снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).

 

На пороге Церкви

1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения.

Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни.

2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее).

Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.).

3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви).

Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.

 

Внутри Церкви

1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.

Человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, доброделание, аскетические усилия по преодолению греха и страстей.

2. Достижение «духовного совершеннолетия»; дальнейшая «взрослая» жизнь во Христе.

Человек имеет веру в истинного Бога; у него сформировалось мировоззрение, основанное на догматах Церкви, и достигнут определенный уровень духовных умений; имеется понимание сути духовной жизни. Далее следует совершенствование и возрастание в духовной жизни – в том числе через духовные падения, покаяние и преодоление ошибок – до конца дней.

 

Следует отметить, что, находясь на некоторых этапах духовной жизни, в силу разных причин человек может переживать регресс на своем духовном пути – от Церкви, а не к ней, а затем снова возобновлять вектор движения к Богу. Особенно это касается периодов неофитского « подъема », когда Господь дает человеку благодать в избытке, а от человека в дальнейшем требуется приложить свои усилия в духовной жизни.

 


[1] См. Ин. 1:8, Ин. 8:12.

[2] Каждый христиан призван являть Свет Христов по Его слову: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16).

[3] Важным средством преодоления препятствий к Богообщению является покаяние, которое понимается как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.

[4] Основание этого процесса, по слову апостола Павла, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).

[5] «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви » (Проповедь Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm (дата обращения: 27 января 2019 года)).

[6] В Древней Церкви катехизация была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни.

Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов:

● 46-е правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

● 78-е правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

● 47-е правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

● 7-е правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

[7] Поста, ограничения потребностей, хранения чувств и т.д. 

[8] См. Деян. 2:38.

[9] В частности, это относится к катехизации не участвующих в церковной жизни родителей и восприемников крещаемых младенцев, а также брачующихся. 

[10] «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора.

[11] Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет.

[12] Служение в области наставления в вере, приходская работа с молодежью, миссионерское, социальное служение, а также пение на клиросе, прислуживание в алтаре, помощь в выпечке просфор, благоукрашение храма или приходской территории, помощь в восстановлении храма и т.д.

[13] Возникающие по причине трудных жизненных ситуаций, сложностей со здоровьем, переживанием старости и др.

[14] При этом существенное значение здесь имеет пастырская поддержка человека.

[15]Цель, задачи и результаты такой работы определяются соответствующим документом в области организации приходского просвещения среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

[16] Содержательные требования для каждой возрастной категории детей определяются в соответствующих документах, регламентирующих объем минимальных требований к содержанию программ наставления в вере для разных возрастов в приходах Русской Православной Церкви с учетом вариативности форм его реализации в приходе.

[17] «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – С. 226).

[18] Среди них – учебные, трудовые, досуговые, творческие, казачьи и др.

[19] Функциональные обязанности приходского педагога и катехизатора определяются в соответствующих документах, регламентирующих церковное служение специалиста по приходскому просвещению.

[20] «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 51).

[21] «Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви» (Журнал заседания Священного Синода № 74 от 25 июля 2014 года).

[22] С точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических, электро- и пожарных требований безопасности.

[23] Из доклада Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 г. (PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 2 февраля 2015 г.)).

[24] «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то – не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». // Там же.

[25] Дух – «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, [...и который есть] образ существа Божьего (образ Божий)» (Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты», т. 2. «Об образе и подобии Божиих в человеке», гл. 8).

[26] «Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви... Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. – С. 64).

[27] « Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое Богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам, 24).

[28] Феофан Затворник, свт. «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни».

[29] «Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (Антоний Великий, прп. Сотница, 64).

[30] «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. – С. 755).

[31] «… вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82).

[32] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом».

[33] «… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).

[34] «… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Великий, свт. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430).

[35] «… слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

[36] «И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14).

[37] «Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. – С. 299).

[38] «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

[39] Иустин (Полянский), свт. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии».

[40] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу».

[41] Принцип актуализации Евангелия открывает ряд других принципов, по слову Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19–20).

[42]«… общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека. Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)).

[43] Кол. 1:16–20.

[44] 1 Кор. 3:11.

[45] Ин. 14:6.

[46] Кол. 2:3.

[47] Ин. 1:16.

[48] Ин. 20:31.

[49] Ин. 15:4.

[50] Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, через который остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви.

[51] «Если мы теряем смирение, если мы начинаем думать, что написанные нами книги, устроенные нами школы и курсы могут обеспечить наверняка сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, создать церковную жизнь, мы этим самым подрываем истинное значение и ценность нашего труда... Мы можем давать детям знание о Боге, о христианской нравственности, о Церкви, но не в наших силах дать познание Бога, не нам подведомственен тот таинственный, благодатный процесс духовного роста, которым живет человек, которым он тянется к Богу, приближается к Богу или удаляется от Него. И мы должны это сознавать» (Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гранат, 2019. – С. 490).

[52] 1 Кор. 3:2.

[53] «Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 174.

[54] «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 180.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.096 с.)