Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление положительного эмоционального фона ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
«Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат»[23]. Эмоциональный фон, установившийся в приходе, – это проверка качества всей работы по просвещению детей и взрослых в приходе в целом. Задачей в области установления положительного эмоционального фона является создание открытой, безбарьерной, доброжелательной (по отношению ко всем членам общины) приходской среды[24], в которой человек будет видеть образцы добродетельной жизни, искреннюю веру и чувствовать любовь и заботу о себе. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых
Спасение человека совершается через развитие его духовной жизни, раскрытие в нем образа Божьего. Нормой духовной жизни христианина является такая жизнь, когда его дух[25], занимая господствующее положение по отношению к душе и телу, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и Богопознания. Богопознание – жизнь в Боге и с Богом[26], Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «... да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа. Богопознание неразрывно связано с Богообщением [27], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы. При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[28]. Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщении к Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония). Богообщению сопутствует покаяние («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)).
Покаяние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) – стремление человека к преодолению греха и собственного нравственного и духовного несовершенства, к утверждению в своей жизни добродетелей. Это стремление сопровождается участием в таинстве Покаяния, в котором Богом при участии священника кающемуся человеку прощаются грехи и подается благодатная сила по дальнейшей борьбе с ними, восполняется утраченная целостность. Покаяние призвано быть для христианина непрерывным; той силой, которая направляет его движение к Богу. В частности, оно выражается в стремлении к познанию истины, к образованию, когда человек (в равной мере – и взрослый, и ребенок) осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя ради служения Богу и ближним. Стремление к духовному совершенствованию, к Богопознанию и Богообщению, реализуемое через покаяние, является врожденным в человеке, неотъемлемым его качеством, нуждающемся в поддержке и развитии.
Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[29]. Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения человека с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[30]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6:56). По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[31]. Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…».[32] Без этого единства невозможно существование Церкви.[33]
В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[34]. Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека. Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[35] соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[36]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[37] Его в уме и сердце и исполнению Его. Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[38]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца Небеснаго и наследуют уготованное им Царство Небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[39]. Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам прп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[40]. Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви. Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви. Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе
1. Актуализация Евангельского послания [41] – изложение взрослым и детям Евангельского послания без изменения его содержания на языке, доступном взрослым и детям, с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад[42]. 2. Христоцентричность – главный[43], основополагающий[44], целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься во всем с Господом Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем[45], Источником премудрости[46] и благодати[47], чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его[48].
3. Церковность предполагает руководство учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа, единение человека со Христом и братьями и сестрами во Христе[49]. 4. Понимание человека как образа Божия определяет норму отношения к человеку как образу Божию и цель взаимодействия с ним как помощь в его раскрытии. 5. Внутренняя иерархичность человека. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют подчиненное значение по отношению к основной – духовной. 6. Сознательность. Приходское просвещение должно помогать в осознанном усвоении человеком опыта жизни в соответствии с Евангелием и мотивировать его к выстраиванию личных отношений с Богом, основанных на доверии и любви. Принцип связан с осознанным желанием человека участвовать в молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви. 7. Общность. Приходское просвещение призвано мотивировать человека к ощущению собственной принадлежности к семье, конкретной церковной общине, Церкви и личной ответственности за них. 8. Природосообразность – руководство во взаимодействии с детьми и взрослыми факторами их естественного развития (возрастных особенностей и психофизиологических потребностей). 9. Сообразность духовному состоянию человека – понимание в процессе просветительской деятельности состояния духовной жизни (этапов духовного развития) человека и имеющегося у него опыта. 10. Личностная ориентация – знание индивидуальных особенностей (духовных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих) каждого человека, личных его характеристик и возможностей. 11. Адаптивность – гибкость при работе с людьми, имеющими особые потребности (например, глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими, слепоглухими, людьми с ментальными нарушениями и т.д.), создавая необходимые условия для их комфортного пребывания в приходе. Предполагает использование специальных средств коммуникации, знание психологических особенностей и возможностей этой группы людей. 12. Связь приходского просвещения с жизнью. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение – в формировании покаянного опыта борьбы с грехом, навыков личной, семейной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, служения Богу и ближним.
13. Единство Церкви и семьи в просвещении детей – это норма и идеал приходского просвещения, которое продолжается в семьях и достигает положительного результата лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, общий взгляд на воспитание детей[50]. 14. Принцип понимания ограниченности педагогических усилий. В деле духовного роста человека, движения его на пути к Богу педагог не может автоматически обеспечить прогресс, при этом он должен стремиться к созданию в приходе благоприятных условий для этого[51]. 15. Организационный принцип предполагает: ● Обязательность обеспечения приходом благоприятных условий для просвещения. ● Добровольность пребывания детей и взрослых в приходской общине. 16. Методологический принцип подразумевает: ● Непрерывность – постоянство процесса духовного совершенствования человека, а также педагогического сопровождения его в этом от рождения до смерти. ● Систематичность и постепенность – логическая упорядоченность и взаимосвязь содержательных тем, направленных на формирование у человека целостной системы христианского мировоззрения, а также их постепенное, поступательное развитие (от простых духовных навыков и познаний – к более сложным, от духовного «молока» к «твердой пище»[52]). Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела
Периодизация разработана В. В. Зеньковским и описана им в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» (в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.
В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка: ● 0–6 лет. В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[53]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру. ● 7–11 лет. Происходит духовный поворот к миру[54]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований. ● 12–16 лет. В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя.
● После 16 лет. Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Устанавливается равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта[55]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода является понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.
Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.
Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека
Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:
● Вне Церкви 1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения. Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру. 2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви. Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения. 3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви. 1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»). 2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь. Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали. 4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей. Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий. 5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней). Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов. В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках - снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).
● На пороге Церкви 1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)). Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения. Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни. 2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее). Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.). 3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви). Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.
● Внутри Церкви 1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина. Человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, доброделание, аскетические усилия по преодолению греха и страстей. 2. Достижение «духовного совершеннолетия»; дальнейшая «взрослая» жизнь во Христе. Человек имеет веру в истинного Бога; у него сформировалось мировоззрение, основанное на догматах Церкви, и достигнут определенный уровень духовных умений; имеется понимание сути духовной жизни. Далее следует совершенствование и возрастание в духовной жизни – в том числе через духовные падения, покаяние и преодоление ошибок – до конца дней.
Следует отметить, что, находясь на некоторых этапах духовной жизни, в силу разных причин человек может переживать регресс на своем духовном пути – от Церкви, а не к ней, а затем снова возобновлять вектор движения к Богу. Особенно это касается периодов неофитского « подъема », когда Господь дает человеку благодать в избытке, а от человека в дальнейшем требуется приложить свои усилия в духовной жизни.
[1] См. Ин. 1:8, Ин. 8:12. [2] Каждый христиан призван являть Свет Христов по Его слову: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16). [3] Важным средством преодоления препятствий к Богообщению является покаяние, которое понимается как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. [4] Основание этого процесса, по слову апостола Павла, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5). [5] «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви » (Проповедь Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm (дата обращения: 27 января 2019 года)). [6] В Древней Церкви катехизация была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни. Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов: ● 46-е правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру». ● 78-е правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере». ● 47-е правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися». ● 7-е правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их». Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении. [7] Поста, ограничения потребностей, хранения чувств и т.д. [8] См. Деян. 2:38. [9] В частности, это относится к катехизации не участвующих в церковной жизни родителей и восприемников крещаемых младенцев, а также брачующихся. [10] «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора. [11] Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет. [12] Служение в области наставления в вере, приходская работа с молодежью, миссионерское, социальное служение, а также пение на клиросе, прислуживание в алтаре, помощь в выпечке просфор, благоукрашение храма или приходской территории, помощь в восстановлении храма и т.д. [13] Возникающие по причине трудных жизненных ситуаций, сложностей со здоровьем, переживанием старости и др. [14] При этом существенное значение здесь имеет пастырская поддержка человека. [15]Цель, задачи и результаты такой работы определяются соответствующим документом в области организации приходского просвещения среди людей с ограниченными возможностями здоровья. [16] Содержательные требования для каждой возрастной категории детей определяются в соответствующих документах, регламентирующих объем минимальных требований к содержанию программ наставления в вере для разных возрастов в приходах Русской Православной Церкви с учетом вариативности форм его реализации в приходе. [17] «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – С. 226). [18] Среди них – учебные, трудовые, досуговые, творческие, казачьи и др. [19] Функциональные обязанности приходского педагога и катехизатора определяются в соответствующих документах, регламентирующих церковное служение специалиста по приходскому просвещению. [20] «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 51). [21] «Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви» (Журнал заседания Священного Синода № 74 от 25 июля 2014 года). [22] С точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических, электро- и пожарных требований безопасности. [23] Из доклада Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 г. (PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 2 февраля 2015 г.)). [24] «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то – не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». // Там же. [25] Дух – «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, [...и который есть] образ существа Божьего (образ Божий)» (Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты», т. 2. «Об образе и подобии Божиих в человеке», гл. 8). [26] «Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви... Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. – С. 64). [27] « Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое Богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам, 24). [28] Феофан Затворник, свт. «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни». [29] «Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (Антоний Великий, прп. Сотница, 64). [30] «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. – С. 755). [31] «… вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82). [32] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом». [33] «… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). [34] «… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Великий, свт. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430). [35] «… слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). [36] «И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14). [37] «Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. – С. 299). [38] «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). [39] Иустин (Полянский), свт. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии». [40] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу». [41] Принцип актуализации Евангелия открывает ряд других принципов, по слову Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19–20). [42]«… общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека. Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)). [43] Кол. 1:16–20. [44] 1 Кор. 3:11. [45] Ин. 14:6. [46] Кол. 2:3. [47] Ин. 1:16. [48] Ин. 20:31. [49] Ин. 15:4. [50] Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, через который остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви. [51] «Если мы теряем смирение, если мы начинаем думать, что написанные нами книги, устроенные нами школы и курсы могут обеспечить наверняка сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, создать церковную жизнь, мы этим самым подрываем истинное значение и ценность нашего труда... Мы можем давать детям знание о Боге, о христианской нравственности, о Церкви, но не в наших силах дать познание Бога, не нам подведомственен тот таинственный, благодатный процесс духовного роста, которым живет человек, которым он тянется к Богу, приближается к Богу или удаляется от Него. И мы должны это сознавать» (Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гранат, 2019. – С. 490). [52] 1 Кор. 3:2. [53] «Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 174. [54] «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 180.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.096 с.) |