Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение, его виды. Приемы, сходные с определением.

Поиск

Как уже говорилось выше, в повседневном языке общения часто отсутствует требование точности и однозначности к языковым выражениям. В процессе общения мы часто не задумываемся, как правильно понять друг друга, используя для этого не только непосредственно услышанные слова, но и выражение лица, жесты нашего собеседника, контекст ситуации и общее содержание рассказа другого человека. Тем не менее, если наше знание происходящего либо того, о чем идет речь, не очень точно, не говоря уже о ситуации, когда люди, с которыми мы вступаем в коммуникацию, осознанно стремятся исказить информацию или умолчать о ней, особенное значение приобретает четкость и правильность формулировок предмета нашего разговора.

Подобное требование имеет огромное значение и в науке. В процессе исследования необходимо определить его предмет, задачи, те средства, которые будут использованы для изучения объекта науки. В ходе исследования, с получением новых данных, установлением новых свойств и отношений исследуемого объекта, требуется проводить уточнения сформулированных ранее определений. С особой точностью и тщательностью необходимо определить предмет спора и понятия в ходе научных дискуссий, иначе может возникнуть такая ситуация, когда ученые будут отстаивать свои позиции, но ничего не смогут доказать своим оппонентам, так как те, используя те же самые понятия, будут вкладывать в них совершенно иной смысл.  

Велико значение точных, четких определений и в процессе преподавания. Без правильных и ясных формулировок учащиеся не смогут понять материал, информация будет ими либо не воспринята вовсе, либо усвоена в недостаточной степени.

Важность определения как особой операции познания проявляется в названии самого термина. В русском языке слово «определение» происходит от слова «делить», отделять предмет от множества других предметов. В латинском языке слово «definitio» имеет своим источником слово «finis», означающее границу, конец чего-либо.

Определение – это логическая операция придания точного смысла языковому выражению на основе выделения общих существенных признаков для объектов, обозначаемых этим выражением.

Логика не только задает способы и правила образования определений, но также изучает ошибки, которые возникают при нарушении этих правил.

Сформулировать точное определение, установить пределы использования того или иного термина, безошибочно выделить систему существенных признаков для того или иного объекта является весьма непростой задачей. Как уже упоминалось, часто требуется уточнение, дальнейшее определение языковых выражений – причем не только в научных разработках, где это обусловлено развитием науки, инструментов, приемов, методов ее исследования, но и в обыденной жизни, что связано с изменением общественных условий, культуры, сознания людей. Кроме того, любое определение, в свою очередь, состоит из языковых выражений, смысл и значение которых надо уточнить, определить, но этот процесс не может длиться до бесконечности, поэтому существуют и неопределяемые термины, прежде всего те, которые являются наиболее простыми и интуитивно ясными. Для того, чтобы установить их смысл, используются приемы, сходные с определением. Эти приемы часто применяются и в начале исследования какого-либо объекта, когда имеется мало информации.

Основные приемы, сходные с определением, это разъяснение посредством примера, остенсивное определение, описание,   характеристика и   сравнение. Они не являются собственно определе­ниями, поскольку не раскрывают смысла языковых выражений.

       Разъяснение посредством примера используется,  когда в целях упрощения объяснения называются объекты, принадлежащие классу, определяемому данным понятием. Например: полезные ископаемые – это нефть, газ, каменный и бурый уголь.

Частным случаем разъяснения посредством примера является остенсивное определение, которое получило свое название от латинского «ostensio» - указывание. Эта операция представляет собой  разъяснение языковых выражений при помощи непо­средственного указания на предметы, действия или ситуации, обо­значаемых этими выражениями. Например, во время экскурсии гид указывает на здание и говорит: «Это Исторический музей».

 Благодаря непосредственно-наглядному характеру остенсивные определения широко используются в процессе обучения иностранным языкам, а также во многих других случаях, од­нако именно вследствие наглядности их применение ограничено. Остенсивные определения могут использоваться только в том случае, когда изучаемый объект является чувственно воспринимаемым человеком. Например, при помощи остенсив­ных определений можно разъяснить значение таких слов, как «жираф», «гроза», но нельзя пояснить абстрактные понятия типа «абсолютизация», «поэтическое» либо конкретные понятия, обозначающие объекты, которые человек неспособен непосредственно воспринять при помощи органов чувств в силу их ограниченности, такие, как «электрон», «нейтрино».

Другим приемом, сходным с определением, является описа­ние. Этот прием заключается в перечислении признаков предметов, о которых говорится в языковом выражении. Среди этих признаков могут быть как отличительные, суще­ственные, так  и неотличительные и несущественные, поскольку цель описания - выявить как можно больше любых свойств объекта. Вследствие такой специфики описания с его помощью не всегда удается точно выделить класс предметов, обозначаемых тер­мином, и выявить существенные признаки такого класса. Этот прием применяется на эмпирическом уровне познания, когда свойства изучаемых предметов только выявляются, они еще не осмыслены теоретически.

Более близким к определению, чем описание, приемом явля­ется характеристика.  Она также представляет собой перечень признаков изучаемого объекта, однако к этим признакам предъявляется требование быть важными в каком-то отношении. Вот, например, как дается характеристика позитивизма как философского направления в учебнике «Философия»: «Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так: ­

  1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и цeнностной интерпретации;

 2) вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догма­тическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными на­уками (наука - сама по себе философия), либо обзором системы зна­ний, учением о языке науки;

3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм от­казывается от признания априорного познания единственным средст­вом достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности.

3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах        природы и общества закономерное.

4. Для позитивизма характерна вера в прогресс»[24].

 Тем не менее, давая характеристику, указывают на свойства предмета, которые не обязательно отличают его  от других предметов. Например, в приведенном выше примере вера в прогресс и отказ от априорного познания как единственного средст­ва достижения подлинного знания не являются чертами, присущими исключительно позитивизму как философскому направлению.

Приемом, сходным с определением, является также сравнение. Вэтом случае, говоря об объекте, указывают, что его свойства аналогичны свойствам другого, уже известного объекта. Например: «злость сходна с кратко­временным помешательством».

Упражнение 1.

Укажите, какие приемы, сходные с определением, использованы в следующих текстах:

1. «Банкет-фуршет» в переводе с французского означает «на вилку», и действительно основным прибором во время еды на банкете-фуршете является вилка… На банкете гостям представляется свободный выбор места в зале. Гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столе, едят и пьют стоя за фуршетным столом или около него. В любое время они могут уйти, не дожидаясь окончания банкета и не прощаясь с хозяевами»[25]

2. Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я посто­янно слышу о море, где оно - я не знаю». Морская короле­ва ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море погло­тит тебя после смерти»[26]

2. «Слово гири фактически непереводимо... Поэтому луч­ше всего перечислить некоторые характеристики гири... ­

Гири - это обязанности человека по отношению к другo­му. Содержание и интенсивность исполнения этих обязан­ностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчиненного к начальнику, должника к заимодавцу и т. д.

Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он должен ждать, когда тот доброволь­но станет их осуществлять...

Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней...

...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно сли­лось с его глубинным чувством и интеллектом.

Поскольку гири - явление эпохи феодализма, оно пре­жде всего строилось на иерархической основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Послед­ний тоже осуществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим; покровительственным... По со­временным понятиям глава фирмы или учреждения нару­шает нормы гири, если он общается с подчиненными только в сфере профессиональной деятельности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жизнью, семейными делами подчиненного. В свою очередь подчиненные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, например, помогать ему в самых различных домашних делах»[27].

3. В старой книге «Свойства порядочного человека» на­писано: «Он соединяет благовоспитанность с физическими и умственными достоинствами. Он должен выглядеть изящ­но, быть хорошим танцором, наездником, охотником, но при этом обладать ученостью, остроумием, умением вести беседу и знанием света. Под «знанием света» подразумева­ется: любезно, но крайне почтительно обходиться с дама­ми; молчать о своих добрых качествах, но с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком; при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание»[28].

4. А.К.Толстой о русской песне:

«Она, как Волга, отражает

Родные степи и леса,

Стесненья мелкого не знает,

Длинна, как девичья коса.

Как синий вал, звучит глубоко,

Как белый лебедь, хороша…»[29]

5. «Творческое мышление связано с доминированием в нем четырех особенностей:

1) оригинальность, нетривиальность, необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне, стремление найти свое решение;

2)  семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование…

3) образная адаптационная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации…»[30]

6. «Как это ни покажется странным, но еще одним созданием, которому для перевозки потребовалась обитая войлоком клетка, оказалась фантастическая лягушка, так называемая «волосатая». У этих амфибий задняя часть тела – шоколадного цвета, а толстые бедра покрыты густой порослью, похожей на шерсть. На самом деле это длинные волоски кожи. У всех лягушек кожа в той или иной степени служит органом дыхания, помогая легким – он поглощает из воды кислород… Волосатые лягушки в значительно меньшей мере, чем другие, используют для дыхания легкие, и волоски служат для того, чтобы увеличить поверхность кожи»[31]

7. «… у дороги суетилось множество ящериц-агам. Эти юркие создания почти такие же яркие, как птицы: у самцов ярко-оранжевые головки, тела раскрашены голубым, серебряным, красным и черным, а самки розовые, в зеленых яблоках»[32]

 

        §2. Явные и неявные определения 

   

Исходя из различий  по форме, определения подразделяются на явные и неявные определения.

Явными называются определения, которые имеют форму: «А есть В» (А=В), где А - это определяемое выражение, а В- определяющее. Определяе­мое выражение называется дефиниендумом (от лат. definiendum, сокращенно: dfd), а определяющее дефиниенсом (от лат. dеfiniens, сокращенно: dfn).           

Неявные определения такой формы равенства понятий не имеют и задаются лингвистической конструкцией вида А есть то, что удовлетворяет условиям В1, В2,…,В n.

 

А)          явные определения

Наиболее распространены явные  определения че­рез род и видовое отличие. В этих определениях вначале указывается множество предметов, среди которых необходимо выделить интересующие нас предметы, так называемый род. Затем приводится система признаков, с помощью которых определяемые предметы выделяются среди других предметов рода, которая носит на­звание видового отличия. Например: «Социальная философия - это тот раздел философии, которая исследует общественную жизнь и человека». В этом случае род - «раздел философии», в то время как «исследовать общественную жизнь и человека» - это видовое отличие.

В свою очередь, определения че­рез род и видовое отличие подразделяются на квалифицирующие, целевые,  генетические и операциональные определения.

 В квалифицирующих определениях видовым отличием является наличие некоторых  отличительных свойств объекта. Например,  сплавы – это материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов, из которых хотя бы один является металлом.

 В целевых определениях в качестве видового отличия вы­ступает объяснение, для чего существует объект, каково его целевое предназначение. Например, тахометр – это прибор для измерения частоты вращения валов машин и механизмов.

В генетических определениях видовым отличием является способ происхождения, возникновения, конструирования предметов. Например, коррозия металла – это окислительно-восстановительный процесс, происходящий в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы.

В о перациональных определениях в качестве видового отличия вы­ступает указание не операции, с помощью которых можно распознать исследуемые объекты. Например: щелочь – это жидкость, при погружении в которую лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет.

Вследствие того, что определяемые объекты чаще всего носят сложный характер, часто используют определения, которые одновременно могут быть отнесены к нескольким типам. Генетическое определение может быть дополнено квалифицирующим, целевое – операциональным и т.д. Например: философия – это система знаний о наиболее общих принципах развития природы, общества и человека, а также отношении человека к миру, которая возникает как форма духовной деятельности, включающая в себя совокупность знаний о мире.

Б)                   неявные определения

 

Основными видами неявных определений являются индуктивные, аксиоматические, контекстуальные определения, а также определения через отношение к противоположному.

Индуктивные определения - это такие определения, в которых понятие о целой совокупности, классе предметов вводится путем указания в определяющей части только некоторых представителей этого класса, знание о которых при помощи определенных процедур  распространяется затем на все предметы данного класса. Например, определение натурального числа: «0 есть натуральное число; если n - натуральное число, то n¢ (где «n¢» означает «следующее за n») - натуральное число, ничто иное не является натуральным числом»

Аксиоматические определения - это определения, где содержание понятия задается системой аксиом, куда оно входит и которые ограничивают область его возможных интерпретаций. Поскольку аксиомы считаются истинными утверждениями, постольку каждый входящий в них термин получает косвенным образом смысл и значение. Наиболее известной формой подобных определений являются способы введения понятий о новых геометрических объектах на основе исходных одиннадцати аксиом и определений евклидовой геометрии.

  Контекстуальные определе­ния – это определения, в которых понятия о предметах образуются путем  выяснения смысла контекста, в который входит определяе­мый термин. При этом происходит перечисление отношений и взаимодействий определяемых предметов с другими предметами в той или иной ситуации. Моделью подобного определения является перевод выражений с чужого языка на родной.

Контекстуальные определения всегда остаются в значительной мере неполными и неустойчивыми. Не ясно, насколько обширным должен быть контекст, познакомившись с которым, мы усвоим значение интересующего нас слова. Не определено также и то, какие именно иные понятия могут или должны входить в этот контекст. Может возникнуть ситуация, когда ключевых слов, особо важных для раскрытия содержания понятия, в избранном нами контексте нет. Тем не менее эти определения играют важную роль как в научном, так и в обыденном познании.

Определения через отношение к противоположному характеризуются тем, что в них определяются сразу два термина путем указания отношения предметов, обозначаемых одним из этих терминов, к предметам, обозначае­мым другим из этих терминов. Например,  причина - это явление, которое при определенных условиях обязательно вызывает другое явление, называемое следствием.

Упражнение 1.

Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.

1. Кислота - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой, бумажки последняя окрашивается в красный цвет.

2. Шар - это геометрическая фигура, образованная в резуль­тате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в трех измерениях.

3. Транспорт – система для перевозки грузов и пассажиров.

4. Кислотами называют вещества, содержащие водород и диссоциирующие в воде с образованием ионов Н+.

5. Отвертка – слесарно-сборочный инструмент для завинчивания и развинчивания винтов.

6. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах.

7. Салат – блюдо, которое готовится путем смешивания измельченных ингредиентов.

 8. Окружность - замкнутая кривая, образованная дви­жением точки, не меняющей расстояния от другой непод­вижной точки.

9. Мошенничество - это завладение личным имуществом  граждан или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

10. Прибыль - разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство

Упражнение 2.

Укажите вид неявного определения:

1. «Феодализм - общественная формация, характеризующаяся политическим господством военного класса – рыцарства, организованного иерархически и связанного отношениями личного служения и покровительства. При феодализме существует специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и подсудности крестьян феодалам. Для феодализма характерно натуральное хозяйство, а существующее при феодализме товарное производство не определяет системы общественных отношений»[33]

2. Определение операции возведения в степень:

(1) а¹ = а

 

(n+1) n

(2) а  = a • a

 

3. Если каждый элемент объема одного понятия является элементом объема другого понятия, и наоборот, понятия называются эквивалентными.

 

 

                   §3.  Реальные и номинальные определения

 

Исходя из характеристики конвенциональности и функции, которую они выполняют в познании, определения делятся на реальные и номинальные.

Определения, в которых придается точ­ный смысл выражениям, значения которых с большей или мень­шей степенью определенности уже известны, являются реальными. При помощи реаль­ных определений осуществляется описание отличительной для предметов, обозначаемых определенным термином, системы признаков. Поэтому с точки зрения соответствия этого описания положению дел в действительности реальные определения могут оцениваться как истинные или ложные.

Определения, которые представляют собой соглашения о  том, как бу­дет употребляться некоторый термин, представляющий собой языковое выражение, в котором отражены какие-либо новые или уже знакомые явления или объекты, а также о том, в каком из известных смыслов надо употреблять выражение в определенном контексте, являются номинальными. Вследствие того, что такие определения – результат соглашения, их нельзя оценивать как истинные или ложные.

Номинальные определения часто имеют форму «будем употреблять такое-то выражение в таком-то смысле», «будем считать, что…», «условимся понимать под…» и т.д. Однако эта форма не является единственной. Например, в науке используются предельные абстракции и идеализации, при помощи которых формулируются научные законы. Термины, такие, как «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и тому подобные, являются номинальными определениями – результатом соглашения между учеными.

И реальные, и номинальные определения могут быть как правильными, так и неправильными. В логике выработаны определенные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы сформулировать правильное определение.  

             §4.   Правила определения

Правило 1. Определение должно быть соразмерным, то есть объемы определяемого выражения и определяющего выражения дол­жны быть равны друг другу.

При нарушении первого правила возникают следующие ошибки:

1) Слишком широкое определение. В этом случае объем определяющего (дефиниенса) шире объема определяемого (дефиниендума). Например: «Кошка – это домашнее животное» (в данном случае определение ошибочно, так кошка не является единственным домашним животным).

2) Слишком узкое определение. В случае такой ошибки объем определяющего (дефиниенса) меньше объема определяемого (дефиниендума). Например, «домашнее животное – это животное, которое дает молоко» (при таком определении домашними животными не будут считаться собаки, кошки, хомячки и т.п.); «кража – это незаконное завладение собственностью граждан» (а собственностью фирм, предприятий, государства?).

3) Перекрещивающееся определение. Эта ошибка возникает, когда объемы определяющего (дефиниенса) и определяемого (дефиниендума) находятся в отношении перекрещивания. Например: «студенты – это молодые люди, которые читают научные книги». Молодые люди, читающие научные книги – это не только студенты, в свою очередь, студенты не только читают научные книги, но и слушают лекции, пишут курсовые работы, рефераты и т.д.

4) Определение «как попало». В этом случае объемы определяющего (дефиниенса) и определяемого (дефиниендума) находятся в отношении несовместимости, не имеют общих элементов. Такая ошибка возникает в случае заблуждения, недостаточно проверенной информации либо по небрежности. Как пример, нельзя не вспомнить следующую историю: «Когда известный естествоиспытатель Кювье зашел в Академию наук (в Париже), где работала комис­сия по составлению энциклопедического словаря, его попросили оценить определение слова «рак», которое только что удачно было найдено. «Мы нашли определение понятию «рак», - сказали члены комиссии, - вот оно: «Рак - небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед». - «Великолепно, - сказал Кювье. - Однако разрешите мне сделать небольшое замечание... Дело в том, что рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. За исключением всего этого, ваше определение превос­ходно»[34].

Правило 2. Определение не должно содержать в себе круга.

При нарушении данного правила возникает ошибка, имеющая на­звание «круг в определении». Она представляет собой ситуацию, когда определяемое объясняется при помощи определяющего, которое, в свою очередь объясняется при помощи определяемого. Такая ошибка чаще всего появляется в случае, когда при определении терминов необходимо объяснить термины, используемые в определении. Например в учебниках по философии возможное часто определяется как то, что может стать действительным, а действительное – как осуществленная возможность.

Частным случаем круга в определении является широко известная тавтология, от греческих слов tautó - то же самое и lógos – слово, когда в определяемом и определяющем имеются одни и те же термины. Например: «философия – это наука о философских категориях и законах», «забастовка – это действия бастующих работников».

Правило 3. Определение должно быть ясным, то есть  смысл терминов, входящих в определяющее, должен быть известен, а само определяющее не должно содержать выражений, в свою очередь требующих определения. При невыполнении этого правила возникает ошибка «неясное определение», когда то, что следует определить, объясняется через непонятное. Например, «синекдоха – это вид речевого тропа, разновидность метонимии, выявление целого (большего) через его часть(меньшее)»[35]. Восприятие ясности определения обусловлено, в том числе, и спецификой аудитории, которой предназначено данное определение. Так, для филолога приведенное выше определение было бы ясным, в то время как неподготовленному читателю-неспециалисту необходимо разъяснить, что такое троп, метонимия, и что в данном случае подразумевается под целым и частью.

В обыденном языке в качестве определений могут выступать высказывания, содержащие метафоры, которые в какой-то  мере поясняют определяемое, схватывают ассоциации, возникающие при изучении предмета. Тем не менее подобные высказывания как определения остаются неясными. Например, «верблюд – это корабль пустыни», «наука – это гимнастика ума» (А.Эйнштейн).

Правило 4. Определение должно быть четким. В процессе формулирования  определения важно раскрывать лишь основное содержание определяе­мого термина. Это обусловлено тем, что в определениях требуется рас­крыть существенные стороны объектов. На это требование обратил внимание еще Аристотель, который писал, что в определении путем указания рода и видового отличия признак рода должен указывать на сущность, общую для всех предметов рода, а признак вида должен говорить о специфической сущности выделяемых предметов, образующих вид. Ошибка «избыточное определение» возникает в случае, когда определяющее содержит излишнюю информацию, которая мешает правильному восприятию определения. Например: «транспорт - это средство для перевозки пассажиров и грузов, которое использует воздушные, наземные и водные средства передвижения согласно сезонному расписанию». 

 

Упражнение 1.

Являются ли правильными следующие определения? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

1. Озеро - замкнутый в берегах большой естественный водоем с пресной водой.

2. Грустное – то, что вызывает грусть.

3. Костер – источник тепла.

4. Как известно, категориями называются такие поня­тия, в которых отражаются и фиксируются действительные связи и отношения наиболее широкой общности.

5. Возможность – это потенциальная действи­тельность. Действительность - это реализованная возможность.

6. Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой прояв­лении.

7. Гроза – это явление природы.

8. Корзина – сосуд для хранения продуктов.

9. Акционерное общество называется открытым, если его акции находятся в свободном обращении.

10. Метагалактика - это совокупность звездных систем-га­лактик, движущихся в наблюдаемой нами части Вселенной.

11.Образованный человек - это человек, получивший образование.

12. Преступление - предусмотренное административным зако­ном опасное действие, посягающее на обще­ственный или государственный строй.

13. Лень – мать всех пороков.

14. Раннее средневековье – это сумерки цивилизации.

15. Философия – наука о правильном мышлении.

16. Ёж - это существо, колючее на ощупь, стреляющее иголками в момент опасности.

17. Документ по уголовному или гражданскому делу ­- это письменное доказательство, которое заверено компетент­ным органом в установленном законом порядке и содержит необходимые реквизиты (дату выдачи, указание организа­ции или органа, выдавшего документ, подпись должност­ного лица и т. д.).

18. Ночное время - это время с 22 до 6 часов по местно­му времени.

19.Возможность «есть то, что существенно для действи­тельности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность; возможность есть абстракт­ный момент действительности»[36].

20. Противозаконное действие - это действие, запрещенное законом.

21. Комар - мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся.

22. Преступник - это лицо, совершившее преступление.

29. Личность – это понятие, обозначающее совокупность социально-психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальное поведение.

30. Личность - это человек, независимо от его гражданства, национальности, расовой при­надлежности, пола и возраста.

31. Масса – это мера инерции по отношению к движущей силе.

 

Упражнение 2.

Сравните определения:

            «Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека».

«Индивидуальность – это родовое возвышенное».

«Индивидуальность – это черты характера человека, обнаруживаемые посредством его поведения и взаимоотношений с другими людьми».

«Индивидуальность – это свойства человека».

 

 

ГЛАВА 5.                       Суждение

 

 

Суждение – это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо объектов, их свойств либо связей между ними. В языке суждения выражаются, как правило, повествовательными предложениями и могут оцениваться как истинные или ложные. Примеры суждений: «Марс является планетой», «у розы шипы», «черноземные почвы плодороднее подзолистых», «для проезда на общественном транспорте используется проездной билет или билет на одну либо несколько поездок». Суждения делятся на два класса – простые и сложные.

 

                           §1. Простые суждения: атрибутивные6 суждения и суждения об отношениях

 

Простые суждения – такие суждения, где невозможно выделить некоторую часть, которая в свою очередь является суждением. К этим суждениям относятся атрибутивные суждения и суждения об отношениях.

(А) Атрибутивные суждения – это суждения, в которых утверждается наличие либо отсутствие какого-либо свойства у объекта, они говорят о полном или частичном включении или невключении одного множества элементов в другое. Например, «Все слоны являются млекопитающими», «Некоторые студенты опаздывают на лекции», «Ни один слон не является насекомым». Первое суждение говорит о том, что множество слонов включено в множество млекопитающих, второе – о том, что между множеством студентов и множеством опаздывающих на лекции есть общие элементы, третье – что множество слонов и множество насекомых не имеют общих элементов.

Атрибутивные суждения состоят из следующих элементов: субъект (логическое подлежащее), предикат (логическое сказуемое, то, что говорится о субъекте) и связка (иногда она только подразумевается). В некоторых атрибутивных суждениях есть также кванторные (количественные) слова («некоторые», «все», «ни один» и т.д.).

Субъект обозначается латинской буквой S (от слова «subjectum»), предикат - буквой  P (от слова «praedicatum»). Например, в суждении «Некоторые студенты являются спортсменами» субъект – «студенты», предикат – «спортсмены», связка – «являются», кванторное слово - «некоторые».

 Субъект и предикат называются терминами суждения.

Атрибутивные суждения подразделяются на виды в соответствии с характеристиками качества и количества.

Исходя из характеристики качества они делятся на утвердительные и отрицательные. В утвердительных суждениях утверждается принадлежность предметам некоторых свойств или принадлежность не­которого класса предметов либо его части другому  классу предметов. В отрицательных утверждается отсутствие у предметов некоторых свойств или невклю­чение класса предметов либо его части в некоторый класс предметов. Например, суждение «Окунь является рыбой» - утвердительное, а суждение «Окунь  не является млекопитающим» - отрицательное.

Исходя из характеристики количества   атрибутивные суждения делятся на единичные, общие и частные. В единичных суждениях утверждается, принадлежит предмет или нет некоторому классу предметов, при этом объем класса исчерпывается. Например: «Ханой – азиатская столица». В общих суждениях утверждается  включение или невключение класса предметов в некоторый класс. Например: «Все цветы являются растениями»,  «Ни один человек, не получивший среднего образования, не является выпускником высшего учебного заведения».

В частных суждениях выражается частичная принадлежность или ее отсутствие некоторого класса предметов в другой класс предметов. Например: «Не­которые студенты являются отличниками», «Некоторые спортсмены не являются профессионалами».

В частных суждениях слово «некоторые» употребляется в смысле «по крайней мере один, а может быть и все», поэтому, на­пример, суждение «Некоторые воробьи не являются бабочками» истинно; так как ни один воробей не является бабочкой: если все воробьи – это не бабочки, то и некоторые из них не могут быть бабочками. Аналогично истинным является суждение «некоторые волки – млекопитающие»: поскольку все волки - млекопитающие, то и некоторые из них являются таковыми.

Кроме этой классификации, часто используют и объединенное деление атрибутивных суждений по качест­ву и количеству на общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.

Общеутвердительные суждения - те, которые одновременно являются общими и утвердительными. Структура такого  суждения имеет вид: «Все S суть Р». Например, «Все механизмы сконструированы людьми». Общеутвердительное суждение обозначается латинской бук­вой А и вкратце записывается S АР.

Общеотрицательные суждения – те, которые являются одновременно общими и отрицательными. Они имеют структуру «Ни одно S не есть Р». Например, «Ни один бегемот не умеет летать».   Общеотрицательное суждение  обозначается латинской буквой Е и записывается в виде S ЕР.

Частноутвердительные суждения – те, которые одновременно являются частными и утвердительными. Его структура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.021 с.)