О моделирующих возможностях сетей Петри 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О моделирующих возможностях сетей Петри



С точки зрения инженерных приложений наибольший интерес представляет анализ динамики изменения маркировок сети Петри и возникающих при этом ситуаций.

Однако важен и вопрос о том, насколько широкий класс объектов могут моделировать сети Петри. В п. 2.1.3. говорилось о свободном языке сети Петри, который представляет собой некоторое подмножество всех слов в алфавите T. Множество свободных языков всех сетей Петри образует класс свободных языков сетей Петри.

В ряде случаев язык сети Петри можно изменить, связав с некоторыми переходами сети N определенные символы из алфавита , и часть переходов оставить непомеченными (вернее, помеченными пустым символом l). В этом случае говорят о помеченной сети Петри , где   – помечающая функция, ставящая в соответствие переходам  символы . Ясно, что обычная сеть Петри есть частный случай помеченной сети Петри при .

Помеченную сеть Петри можно рассматривать как генератор слов и изучать ее возможности с точки зрения математической лингвистики.

Рассмотренные в п. 2.1.5. расширения сетей Петри порождают другие классы языков.

Эти классы языков интересно сравнивать с языками, порождаемыми иными типами абстрактных систем, в частности с языками конечных автоматов и машин Тьюринга. Такое сравнение позволяет характеризовать моделирующие возможности сетей Петри, их способность адекватно описывать системы со сложной динамикой функционирования.

В монографии В.Е. Котова [4] доказываются следующие утверждения:

1. Класс помеченных сетей Петри строго мощнее класса конечных автоматов и строго менее мощен, чем класс машин Тьюринга.

2. Классы ингибиторных сетей и сетей с приоритетами строго мощнее класса сетей Петри и равномощны классу машин Тьюринга.

3. Класс раскрашенных сетей при конечном количестве цветов равномощен классу сетей Петри.

4. Класс самомодифицируемых сетей эквивалентен классу ингибиторных сетей и сетей с приоритетами.


Лабораторная работа № 6 Моделирование систем с помощью
раскрашенных сетей Петри

 

Цель работы:

- освоить основные формализмы раскрашенных сетей Петри (CPN).

- научиться составлять формальное описание CPN.

- разработать программу и провести исследование заданной сети путем построения дерева маркировок.

Содержание работы

1) Изучить теорию CPN по учебнику (п.2.2) или по лекциям.

2) Для указанного варианта задания составить схему и формаль-ное описание CPN. Задания составлены на основе 5 различных задач, каждая задача содержит 5 вариантов условий. Зная свой вариант задания, следует выбрать задачу и соответствующие условия.

3) Разработать программу моделирования динамики CPN.

4) Построить фрагмент дерева маркировок описанной CPN для одного цикла работы моделируемой системы, задав соответствующую начальную маркировку.

5) Построить эквивалентную обыкновенную PN и с помощью разработанной в Лабораторной работе №1 программы получить для нее фрагмент дерева маркировок.

Оформление работы

Оформленный отчет по лабораторной работе должен содержать:

· титульный лист с указанием фамилий исполнителей, группы и номера варианта;

· задание по работе;

· схему CPN;

· формальное описание CPN;

· дерево маркировок CPN;

· схему эквивалентной обыкновенной PN;

· дерево маркировок обыкновенной PN, полученное с помощью программы;

· листинг программы моделирования CPN.


Задача 1

В цеху собирается изделие, состоящее из  деталей типа ,  деталей типа ,  деталей типа . Детали поступают в цех с участка комплектования в указанном ниже порядке. Собранное изделие поступает на склад емкостью  изделий, а со склада – на продажу потребителю. При отсутствии комплекта деталей и заполнении склада работа цеха останавливается.

Дополнительные условия:

1. Детали поступают на сборку по одной в определенном порядке: сперва типа , затем типа , затем типа .

2. Детали поступают на сборку комплектами:  деталей типа ,  - типа ,  - типа .

Варианты заданий

№ варианта K M N S Дополнительное условие
1 1 2 3 2 1
6 2 3 3 3 2
11 2 4 6 3 1
16 4 6 6 2 2
21 3 5 6 3 1

 

Задача 2

Система массового обслуживания содержит два типа устройств:  и  и выполняет заявки  видов. Устройств  -  экземпляров, устройств  -  экземпляров. Заявки поступают извне буфер заявок и обслуживаются в указанном ниже порядке, обслуженные заявки выводятся из системы.

Устройство типа  обслуживает все заявки, устройство типа  - только заявки первого и k -го видов.

Дополнительные условия:

1. Заявки поступают произвольном порядке, а выводятся из системы в том же порядке, что и поступили.

2. Заявки имеют приоритеты: сперва обслуживаются все находящиеся в буфере заявки первого вида, затем все заявки второго вида и т.д.


Варианты заданий

№ варианта nA nB k Дополнительное условие
2 1 2 4 2
7 2 1 3 1
12 3 2 2 2
17 2 2 3 2
22 3 2 3 1

 

Задача 3

Система распределенной обработки информации состоит из главного процесса M (Master) и N подчиненных процессов (Slave) S 1,…, SN. Перед началом работы M посылает всем подчиненным процессам запрос на тестирование и продолжает работу только с теми из них, кто прислал положительные ответы на тесты.

Работа заключается в обмене сообщениями: M посылает процессу Si ni сообщений в синхронном или асинхронном режиме (т.е. с приемом «квитанций» о получении сообщения или без нее).

Порядок обмена сообщениями может быть:

1. произвольный;

2. в порядке возрастания номеров Si;

3. все сообщения, относящиеся к Si, передаются подряд;

4. режим обмена синхронный;

5. режим обмена асинхронный.

Варианты заданий

№ варианта

N

Количество сообщений

Порядок обмена

n1 n2 n3 n4
3 3 5 2 3 - 1, 4
8 2 5 4 - - 1, 3, 5
13 4 3 3 3 2 2, 4
18 3 4 4 2 - 2, 3, 5
23 2 4 3 - - 2, 5

 

Задача 4

По компьютерной сети передается сообщение от отправителя S (Sender) к получателю R (Receiver). Сообщение разбито на M пакетов pi (i =1,…, M), в сети существует N маршрутов передачи mj (j =1,…, N). Каждый пакет pi может быть передан по любому из маршрутов mj, причем скорость передачи может быть различной.

Принятые пакеты получатель R записывает в буфер в порядке их поступления, а затем выводит по порядку номеров для того, чтобы получить исходное сообщение.

Дополнительные условия:

1. Емкость буфера получателя R, составляет K пакетов. При наполнении буфера получатель R прекращает прием пакетов.

2. То же, что и в п. 1, но при наполнении буфера отправитель S прекращает посылку пакетов.

3. Пакеты передаются по одному, и передача очередного пакета pi +1 возможна только после получения «квитанции» о приеме предыдущего пакета pi.

Варианты заданий

№ варианта M N k Дополнительные условия
4 8 3 5 1
9 6 2 3 1, 3
14 10 4 5 2
19 8 3 4 2, 3
24 10 2 5 3

Задача 5

Арифметическо-логическое устройство процессора содержит конвейер команд, состоящих из N видов функциональных устройств и обеспечивающий выполнение M различных команд (см. п. 2.3.1). Некоторые функциональные устройства могут дублироваться, в этом случае они работают параллельно. При поступлении из ОЗУ команды определенного типа конвейер настраивается на ее выполнение и пропускает операнды последовательно через все функциональные устройства. Если следующие команды имеют тот же тип, то конвейер не перестраивается, а выполняет их в прежнем режиме, загружая последовательно все функциональные устройства. При поступлении команды другого типа ее выполнение блокируется до тех пор, пока не будет завершено выполнение предыдущих команд, и конвейер не освободится. После этого происходит перестройка конвейера на новый тип команд и работа по описанному выше алгоритму.

Принятые допущения:

1. Конвейер рассматривается как простая очередь (рис. 4.1), образованная функциональными устройствами (с учетом их дублирования).

2. При прохождении команд через дублированные функциональные устройства не должна нарушаться их очередность – правило FIFO.

3. Необходимо составить начальную маркировку, соответствующую тестовой последовательности команд.

Варианты заданий

№ варианта

Число типов ФУ N

Число типов команд M

типы и количество функциональных устройств

1 2 3 4
5 4 2 1 1 2 1
10 3 2 1 2 1 -
15 3 3 1 2 1 -
20 4 3 1 1 2 1
25 4 2 1 2 1 1

Контрольные вопросы

1 Назовите основные принципы работы цветных сетей?

2 Как определяется тип цвета в CPN?

3 Какие функции вы использовали в своей лабораторной работе?

4 Как задается начальная маркировка в цветной сети?

5 Как меняется правило срабатывания для цветных сетей?

6 Использование переменных в цветных сетях.


Лабораторная работа № 7. Исследование  раскрашенных сетей Петри
с временным механизмом

Цели работы

- освоить описание и особенности функционирования раскрашенных сетей Петри с временным механизмом (timed CPN - TCPN).

- создать программу моделирования TCPN.

- освоить методику имитационного моделирования системы, описанной с помощью TCPN.

Содержание работы

1) Изучить описание и особенности функционирования TCPN по учебнику (2.2.4 п. 2) или по лекциям.

2) Расширить возможности CPN, созданной в Лабораторной работе №6 за счет введения временного механизма. Для этой цели ввести случайные времена задержки срабатывания переходов.

3) Модифицировать программу созданную в Лабораторной работе №6, путем учета времени задержки срабатывания переходов.

4) Провести имитационное моделирование полученной системы и определить критические узлы, ограничивающие быстродействие системы. Во всех задачах все времена задержки считать распределенными по равномерному закону.

Оформление работы

Оформленный отчет по лабораторной работе должен содержать:

· титульный лист с указанием фамилий исполнителей, группы и номера варианта;

· задание по работе;

· схему CPN с временными отметками;

· результаты имитационного моделирования;

· листинг программы моделирования TCPN.

Задача 1

В системе, рассмотренной в Лабораторной работе №6, учесть следующие временные задержки (в часах).


Варианты заданий

№ варианта

Задержка
поступления деталей

Время сборки узла

Время передачи на склад

Время реали
зации

A B C
1 1.0±0.5 0.5±0.2 0.7±0.3 2.0±1.0 1.0±0.5 5±1.0
6 1.5±0.5 1.0±0.3 0.5±0.2 2.0±0.5 1.0±0.5 4±1.0
11 2.0±0.5 1.5±0.5 0.6±0.2 1.5±0.2 1.5±0.7 6±1.5
16 1.5±0.5 1.0±0.5 0.7±0.3 1.5±0.5 1.0±0.3 5±1.5
21 2.0±0.5 0.7±0.2 1.0±0.4 2.5±0.5 2.0±0.5 4±1.0

 

1. Провести имитационное моделирование процесса выпуска и реализации 200 изделий, суммируя временные задержки на каждом этапе процесса.

2. Оценить среднее время изготовления и реализации одного изделия и его дисперсию.

3. Оценить наиболее «узкое место» в процессе производства и реализации.

 

Задача 2

В системе, рассмотренной в Лабораторной работе №6, учесть следующие временные задержки (в секундах).

Варианты заданий

№ варианта

Время обслуживания заявок

Время вывода заявки из системы

m1 m2 m3 m4
2 1.0±0.5 1.0±0.3 0.5±0.2 1.5±0.3 1.2±0.5
7 1.5±0.3 1.0±0.2 0.7±0.3 1.0±0.3 0.3±0.5
12 1.0±0.3 2.0±0.5 1.5±0.3 - 1.2±0.5
17 0.5±0.1 0.7±0.2 - - 1.0±0.3
22 1.0±0.3 1.5±0.3 0.8±0.2 - 1.5±0.4

 

1. Провести имитационное моделирование процесса обслуживания по 100 заявок каждого вида. Для каждой заявки просуммировать временные задержки на всех этапах.

2. Оценить среднее время обслуживания одной заявки и его дисперсию.

 

Задача 3

В системе, рассмотренной в Лабораторной работе №6, учесть следующие временные задержки (в секундах).

 

Варианты заданий

№ варианта Время передачи M-Si Время передачи Si-M Время тестирования
3 1.0±0.5 - 0.5±0.1
8 1.5±0.5 0.5±0.1 0.6±0.1
13 1.0±0.3 - 0.5±0.2
18 0.8±0.2 0.5±0.2 1.2±0.3
23 0.9±0.3 0.6±0.2 1.0±0.4

 

 

1. Провести имитационное моделирование процесса обмена 100 сообщениями с каждым из подчиненных процессов Si. Для каждого обмена суммируются временные задержки на всех этапах.

2. Для каждого из процессов Si оценить среднее время одного обмена и его дисперсию.

 

Задача 4

В системе, рассмотренной в Лабораторной работе №6, учесть следующие временные задержки (в миллисекундах).

Варианты заданий

№ ва-ри-ан-та

Время передачи пакета по маршруту mi

Время передачи «квитанции» mi

Время вывода одного пакета из буфера

1 2 3 4 1 2 3 4
4 100±50 150±50 200±30 - 100±10 100±25 100±15 - 10±2
9 150±30 300±50 - - 75±10 150±25 - - 15±5
14 500±90 300±50 200±50 150±30 200±50 100±25 100±25 50±15 10±2
19 400±50 150±40 300±30 - 200±25 75±20 150±20 - 5±1
24 200±30 100±30 - - 150±10 50±10 - - 7±2

 

1. Провести имитационное моделирование процесса передачи 100 сообщений, каждое из которых состоит из 8 пакетов.

2. оценить среднее значение и дисперсию времени передачи одного пакета.

 

Задача 5

В системе, рассмотренной в Лабораторной работе №6, учесть следующие временные задержки (в микросекундах).

Варианты заданий

№ варианта

Время работы функционального устройства

Время передачи между ФУ

Время перена-стройки конвейера

1 2 3 4
4 10±2 15±3 30±5 10±3 5±2 10±3
9 12±2 25±3 15±3 - 6±2 12±3
14 14±2 30±5 12±3 - 4±1 14±3
19 12±3 15±5 35±5 12±2 5±2 12±2
24 10±3 30±3 10±2 10±2 5±3 12±3

 

1. Сформировать поток из 200 команд различных типов и «пропустить» их через конвейер.

2. Оценить среднее время выполнения одной команды и сравнить его с номинальным временем выполнения (сумма времен работы всех ФУ плюс сумма времен на передачу данных между ФУ).

 

 

Контрольные вопросы

1 Как моделируются в CPN-Tools сети с вероятностными переходами и сети с приоритетами?

2 Как определяется комбинированные типы цветов в CPN?

3 Какие функции вы определили сами в своей лабораторной работе?

4 Как моделируются ингибиторные сети в CPN?

5 Можно ли в CPN-Tools моделировать иерархические сети?

6 В чем суть сетей с временным механизмом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.071 с.)