Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Замена телесного наказания двойным штрафом до конца поминовения царя алексея михайловича. 5 февраля 1676 Г.
Великий государь указал: В Стрелецком приказе которые всяких чинов люди будут в приводех в драках или во пьянстве, и тем людем для поминовения отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя, наказанья чинить не указал, покамест минется четыредесятница, а указал великий государь с тех людей приводныя деньги имать вдвое. ПСЗ-I. Т. II. № 623. С. 6 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОПРАВДАННЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН И ХОЛОПОВ И СОДЕРЖАНИЕ БЕГЛЫХ В ТЮРЬМАХ ЗА СЧЕТ ПОМЕЩИКОВ. 13 ноября 1676 г. Которые помещики и вотчинники приводили в Розбойный приказ людей своих, а в челобитье своем пишут, что они, бегая от них, были на воровствах, а иные люди же и крестьяне взяты по язычным мол(в)кам, а с пыток очистились и по указу великаго государя по делам довелись свободы, а отдать их с роспискою некому, потому что помещики и вотчинники их живут в разных городех, а взять тех людей и крестьян с роспискою некому, а порук по них нет, и за тем сидят в тюрьме многое время – и таких людей и крестьян великий государь указал и бояре приговорили из тюрьмы свобождать без порук и без росписи, хотя их и помещиков и вотчинников и на Москве нет. А которые впредь такие люди из Розбойнаго и из других приказов на тюремный двор приведены будут, и тем людем государева жалованья кормовых денег не давать, а кормить тем, чьи те беглые люди и крестьяне будут. ПСЗ-I. Т. II. № 669. С. 79-80 ОТКАЗ В ПРИЕМЕ ТЮРЕМНЫМ ДВОРОМ Великий государь указал: Колодников, которые присланы будут на Тюремной двор из розных приказов для береженья (содержания под стражей без приговора), не принимать. ПСЗ-I. Т. II. № 691. С. 103 ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН, Которые беглые крестьяне по челобитью истцов приведены будут в Московской судной приказ, а в роспросех своих скажут, что бегая они от помещиков своих жили за помещики и вотчинники, которые судом и росправою ведомы в Московском судном приказе, а те помещики и вотчинники во время крестьянских роспросных речей будут на Москве – и их допрашивать тотчас, есть ли им до тех крестьян дело. И буде скажут, что им до тех приводных крестьян дело есть, – и тех крестьян мимо истца и ответчика в статье давать на поруки с записьми, а поручныя записи по тех крестьянех собрать велеть истцом и ответчиком.
А буде в то время крестьянских роспросных речей ответчиков на Москве не будет, а будут в деревнях – и по тех приводных крестьянех поручныя записи собрать велеть истцом без мотчания, чтобы за тем те приводные крестьяне многое время в приказе не были. А будет истцы или ответчики по тех придворных крестьянех поручных записей сбирать не станут – и тех истцов и ответчиков держать в приказе людей их до тех мест, покамест по тех приводных крестьянех поручныя записи сберут. ПСЗ-I. Т. II. № 768. С. 211 ВСЕРОССИЙСКИЙ РАЗБОР ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ. Великий государь указал: В городех тюремных сидельцов и колодников разобрать и по статейным спискам свой великаго государя указ учинить по новым статьям разборщиком, которые ныне в городех; а к тому делу указныя новыя статьи взять у воевод, которыя статьи наперед сего были у губных старост. И о том к разборщиком в городы посланы будут его государевы грамоты из Розбойнаго приказу. ПСЗ-I. Т. II. № 815. С. 263 ЗАПРЕТ ВЗИМАТЬ ПОШЛИНУ ЗА ПОМЕЩЕНИЕ В ТЮРЬМУ Великий государь указал свой государев указ в Разбойном приказе записать в впредь тюремным сидельцом (надзирателям) влазнаго с новоприводных людей, которые посажены будут на Тюремной двор и за решетку, имать не велено, чтоб в том бедным людем тяготства и мучительства не было. ПСЗ-I. Т. II. № 845. С. 285 ЗАМЕНА ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬНЫХ КАЗНЕЙ ССЫЛКОЙ В СИБИРЬ Воров, которые поиманы будут, и в роспросе и с пыток учнут на себя говорить в воровствах, и за те их воровства доведется им чинить казнь, сечь руки и ноги – и тем ворам той казни не чинить, а ссылать их в Сибирь на пашню с женами и с детьми в вечное житье. ПСЗ-I. Т. II. № 772. С. 216 II. 17 ноября 1680 г. Великий государь указал и бояре приговорили: Которые воры объявятся в первой или в дву(х) татьбах, и тех воров пытав, и учиня им за те их вины наказанье, ссылать их в Сибирь на вечное житье на пашню, а казни им не чинить, рук, и ног, и дву(х) перстов не сечь. А ссылать их в Сибирь с женами и с детьми, которые дети у них будут трех лет и ниже, а которые дети больше трех лет – и тех не ссылать.
ПСЗ-I. Т. II. № 846. С. 286 БОЯРСКИЕ ПРИГОВОРЫ О ГОРОДСКИХ ПАЛАЧАХ В городех палачам давать великаго государя годоваго жалованья по четыре рубли человеку из губных неокладных доходов. ПСЗ-I. Т. II. № 836. С. 280 II. 16 мая 1681 г. Послать великаго государя грамоты к воеводам, чтоб они в заплечные мастеры взяли тех городов из посадских людей, которые волею в тое службу быть похотят. А будет охотников не будет, и посадским людем велеть выбрать из самих из молодчих (беднейших) или из гулящих людей, чтоб во всяком городе без палачей не было. ПСЗ-I. Т. II. № 868. С. 313 ВЕРА И ЦЕРКОВЬ Церковная политика Федора Алексеевича изначально не отличалась последовательностью. Он вслед за своим отцом, царем Алексеем, подтверждал отмену иммунитетных (тарханных) грамот на владения церковных иерархов и монастырей, освобождавших их от судебных, таможенных и т. п. пошлин,– и в то же время раздавал грамоты о различных льготах для церковных и монастырских владений. Царь старался ограничивать земельные вклады в монастыри и епархиальные владения (например, указом от августа 1678 г. – ПСЗ-I. Т. II. № 731. С. 175–178), но сам не раз делал такие вклады и утверждал вклады других лиц. Для характеристики русских нравов весьма интересен подкрепленный светской властью патриарший указ, запрещающий нарушать тайну исповеди даже в интересах уголовного следствия. Царь твердо защищал интересы Церкви и веры в международных отношениях и упорно стремился обратить в православие своих иноверных, прежде всего служилых подданных. К концу царствования Федор Алексеевич задумал провести обширную епархиальную реформу “для спасения и просвещения христианом”, значительно увеличив число и введя соподчинение архиерейских кафедр, но не успел ее завершить из-за противодействия патриарха Иоакима и владык, узревших в этом деле покушение на собственную власть и богатства. Вопросы и предложения, с которыми государь обратился к освященному собору, и в особенности ответы на них духовенства, ярко отразили реальные позиции “царства и священства” в России конца XVII в. ОТМЕНА ТАРХАННЫХ ГРАМОТ Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, слушав выписки по челобитью тарханщиков о подписке и о переписке на свое, великаго государя, имя прежних великих государей царей и великих князей, и деда своего государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, и отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, жалованных тарханных грамот, указал и бояре приговорили: По прежнему указу отца своего государева, блаженныя памяти (Алексея Михайловича), каков учинен во 180 (1672) году марта в 1 день для пополнения его великаго государя казны, жалованныя грамоты прежних великих государей царей и великих князей, которыя даваны патриархом и митрополитом в Троицкой Сергиев и в иные монастыри на низовые их насадные промыслы (речные перевозки), отставить и никому в тех местах тарханом не быть. Также указал великий государь: которыя жалованныя тарханныя грамоты прежних великих государей царей и великих князей и отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя, даваны в монастыри и иных чинов людем на соляные и на иные их всякие торговые промыслы, а на его великаго государя имя те жалованныя тарханныя грамоты не подписаны и вновь не переписаны, и которыя на его великаго государя имя подписаны и вновь переписаны – отставить же и впредь тарханом никому не быть. И с патриарха, и митрополитов, и с Троицкаго Сергиева и иных монастырей со всяких их торговых промыслов таможенныя пошлины имать в казну великаго государя на Москве и в городех так же, как и с торговых людей сбирают.
ПСЗ-I. Т. II. № 699. С. 109 ПАТРИАРШИЙ УКАЗ, ПОМЕЧЕННЫЙ В РАЗБОЙНОМ ПРИКАЗЕ, Кто отходя от сего света о себе о чем приказывает отцем своим духовным или пишут заветы, сиречь духовные, умеющие грамоте за своими руками, а не умеющие за руками отцов своих духовных – и о таковых духовных и о приказех словесных допрашивают и свидетельствуют правильно святейшие патриархи. И о каких делех в которые приказы о духовных и о допросех священного чину спрашивают – и о том, по указу святейших патриархов, пишут из патриарших приказов. А что кто на исповеди отцем своим духовным в покаянии сказывает – о том отцов духовных не допрашивают, по правильному запрещению, и во свидетельство того не объявляют. ПСЗ-I. Т. II. № 827. С. 269–270 ЖАЛОВАНИЕ СЛУЖИЛЫМ МУРЗАМ И ТАТАРАМ Познав романовские мурзы и татары истинную веру греческаго закона и желая добрым своим хотением быти во благочестии, волею своею били челом великому государю, чтоб великий государь пожаловал, велел их крестить в православную христианскую веру. И по его царскаго величества указу в православную веру они крещены. И великий государь его царское величество жалует их, за то милостиво похваляет. И жалуя великий государь их за крещение в православную веру, велел им быть у себя, великаго государя, в стольниках. И учинить им своего государева жалованья поместные и денежные оклады против их братий, таких же новокрещенов. А которыя их поместья и вотчины на его, великаго государя, отписаны были за их вины и за съезд с службы из полку, и велено было раздать в раздачу – и теми поместьями и вотчинами великий государь пожаловал их по прежнему. Да их же пожаловал великий государь, не велел посылать на свою государеву службу три года.
ПСЗ-I. Т. II. № 823. С. 267 ОТНЯТИЕ У НЕКРЕЩЕНЫХ УРОЖЕНЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ ПОМЕСТИЙ Низовых городов у мурз и у татар, и у мурзинских и у татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя, великаго государя, для того: ведомо ему, великому государю, учинилось, (что) мурзы и татарове в поместьях своих и в вотчинах крестьяном чинят многие налоги и обиды, и принуждают их к своей бусурманской вере, и чинят осквернение. И описным крестьяном всякия изделья делать на себя, и мурз и татар ни в чем не слушать, и податей не платить. А буде на помещиков и вотчинников всякия издельи делали и подати платили – и те издельи делать и подати платить на великаго государя. А мурзам и татаром сказать, что изпомещены они будут, а вместо тех взятых поместий и вотчин по разсмотренью иноверцами ж, темниковскою и кадомскою мордвою, и о том его великаго государя указ будет впредь. А будет которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься – и тех крестить и отписным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье: поместным и безпоместным мурзам по десяти рублев, женам их по пяти рублев, детем их против матерей в полы, татаром по пяти рублев, женам их по два рубли с полтиною, детем их против матерей в полы. Да и мордве сказать, чтоб они, поискав благочестивыя христианския веры греческаго закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет. А буде они креститься не похотят, и им сказать, что они отданы будут в поместья и в вотчины некрещеным мурзам и татаром. Так будет станут приходить и крещение просить и иных вер иноземцы – и тех по тому ж крестить и давать льготы по указу. ПСЗ-I. Т. II. № 867. С. 312–313 ПЕРЕДАЧА КРЕСТИВШИМСЯ МУРЗАМ И ТАТАРАМ Которые романовские и ярославские мурзы и татарове во святую православную христианскую веру крестились – и им по указу великаго государя за крещение православныя христианския веры велено отдать поместья и вотчины родственников (В тексте ошиб.: родственником) их, новокрещеных, в поместье ж, дедовские и отцовские – детем, а дядьев родных – племянником родным, а братьев родных – братьям родным, и дядьев родных же, а братьев двоюродных – племянником двоюродным. А которые романовские и ярославские мурзы и татарове упрямством своим во святую православную христианскую веру греческаго закона не крестились – и те по указу великаго государя с женами, и с детьми, и с людьми их бусурманские веры посланы с Москвы на Углич, и велено их поставить на постоялых дворех, и в том городе жить им до указу великаго государя. А кормить их велено родственником их тем, которым за крещение в православную христианскую веру тех мурз и татар поместья и вотчины отданы.
А буде мурзы и татарове похотят сами во святую православную христианскую веру греческаго закона креститься – и их велено крестить, а поместья и вотчины отдавать им по прежнему. ПСЗ-I. Т. II. № 870. С. 315 ПРОЕКТЫ ЕПАРХИАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ Публикуемая рукопись приводит два документа, отразивших жестокую борьбу вокруг проекта царя Федора. Первый представляет собой так и не принятый именной царский указ с патриаршим приговором, сильно сокращенный по сравнению с первоначальным замыслом, но сохранивший детальность проработки проекта и главную идею реформы: охват страны, и в особенности окраин соподчиненными епархиями, подобно иерархическому построению воеводской администрации (давно доказавшей свою полезность, например, в Сибири и обретшей стройность после военно-окружной реформы). Второй документ является докладной выпиской, составленной минимум по двум не найденным в полном виде источникам. Во-первых, по полному и, видимо, первоначальному проекту 82 епархий, подразумевавшему подчинение патриарху 58 архиепископов и епископов через 12 митрополитов и еще 12 епископов – непосредственно. Во-вторых, составители руководствовались “нынешней росписью”, сильно сокращенной и лишь немного дополненной по сравнению с известным нам проектом указа. По этой “нынешней росписи”, ясно отражающей тенденцию к максимальному сохранению старой епархиальной системы, из царского проекта, как констатировали составители докладной выписки, “отставлено” 47 епископий (не считая вычеркнутые митрополии), то есть почти тройной состав имевшихся в России епархий. К счастью, в докладной выписке подробно перечислено все, чего не досчиталось Российское православное государство благодаря упорному сопротивлению новшествам действующих архиереев: патриарха, 9 митрополитов, 6 архиепископов и одного епископа на всю страну! Но и “нынешняя роспись” не получила одобрения, поскольку сохраняла остатки идеи соподчинения владык хотя бы в самых громадных митрополиях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.027 с.) |