Замена телесного наказания двойным штрафом до конца поминовения царя алексея михайловича. 5 февраля 1676 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замена телесного наказания двойным штрафом до конца поминовения царя алексея михайловича. 5 февраля 1676 Г.



Великий государь указал: В Стрелецком приказе которые всяких чинов люди будут в приводех в драках или во пьянстве, и тем людем для поминовения отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя, наказанья чинить не указал, покамест минется четыредесятница, а указал великий государь с тех людей приводныя деньги имать вдвое.

ПСЗ-I. Т. II. № 623. С. 6

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОПРАВДАННЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН И ХОЛОПОВ И СОДЕРЖАНИЕ БЕГЛЫХ В ТЮРЬМАХ ЗА СЧЕТ ПОМЕЩИКОВ. 13 ноября 1676 г.

Которые помещики и вотчинники приводили в Розбойный приказ людей своих, а в челобитье своем пишут, что они, бегая от них, были на воровствах, а иные люди же и крестьяне взяты по язычным мол(в)кам, а с пыток очистились и по указу великаго государя по делам довелись свободы, а отдать их с роспискою некому, потому что помещики и вотчинники их живут в разных городех, а взять тех людей и крестьян с роспискою некому, а порук по них нет, и за тем сидят в тюрьме многое время – и таких людей и крестьян великий государь указал и бояре приговорили из тюрьмы свобождать без порук и без росписи, хотя их и помещиков и вотчинников и на Москве нет. А которые впредь такие люди из Розбойнаго и из других приказов на тюремный двор приведены будут, и тем людем государева жалованья кормовых денег не давать, а кормить тем, чьи те беглые люди и крестьяне будут.

ПСЗ-I. Т. II. № 669. С. 79-80

ОТКАЗ В ПРИЕМЕ ТЮРЕМНЫМ ДВОРОМ
ЗАКЛЮЧЕННЫХ “ДЛЯ БЕРЕЖЕНЬЯ”. 6 мая 1677 г.

Великий государь указал:

Колодников, которые присланы будут на Тюремной двор из розных приказов для береженья (содержания под стражей без приговора), не принимать.

ПСЗ-I. Т. II. № 691. С. 103

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН,
О КОТОРЫХ СУДЯТСЯ ПОМЕЩИКИ. 27 июня 1679 г.

Которые беглые крестьяне по челобитью истцов приведены будут в Московской судной приказ, а в роспросех своих скажут, что бегая они от помещиков своих жили за помещики и вотчинники, которые судом и росправою ведомы в Московском судном приказе, а те помещики и вотчинники во время крестьянских роспросных речей будут на Москве – и их допрашивать тотчас, есть ли им до тех крестьян дело.

И буде скажут, что им до тех приводных крестьян дело есть, – и тех крестьян мимо истца и ответчика в статье давать на поруки с записьми, а поручныя записи по тех крестьянех собрать велеть истцом и ответчиком.

А буде в то время крестьянских роспросных речей ответчиков на Москве не будет, а будут в деревнях – и по тех приводных крестьянех поручныя записи собрать велеть истцом без мотчания, чтобы за тем те приводные крестьяне многое время в приказе не были.

А будет истцы или ответчики по тех придворных крестьянех поручных записей сбирать не станут – и тех истцов и ответчиков держать в приказе людей их до тех мест, покамест по тех приводных крестьянех поручныя записи сберут.

ПСЗ-I. Т. II. № 768. С. 211

ВСЕРОССИЙСКИЙ РАЗБОР ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ.
31 марта 1680 г.

Великий государь указал:

В городех тюремных сидельцов и колодников разобрать и по статейным спискам свой великаго государя указ учинить по новым статьям разборщиком, которые ныне в городех; а к тому делу указныя новыя статьи взять у воевод, которыя статьи наперед сего были у губных старост.

И о том к разборщиком в городы посланы будут его государевы грамоты из Розбойнаго приказу.

ПСЗ-I. Т. II. № 815. С. 263

ЗАПРЕТ ВЗИМАТЬ ПОШЛИНУ ЗА ПОМЕЩЕНИЕ В ТЮРЬМУ
13 ноября 1680 г.

Великий государь указал свой государев указ в Разбойном приказе записать в впредь тюремным сидельцом (надзирателям) влазнаго с новоприводных людей, которые посажены будут на Тюремной двор и за решетку, имать не велено, чтоб в том бедным людем тяготства и мучительства не было.

ПСЗ-I. Т. II. № 845. С. 285

ЗАМЕНА ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬНЫХ КАЗНЕЙ ССЫЛКОЙ В СИБИРЬ
I. 10 сентября 1679 г.

Воров, которые поиманы будут, и в роспросе и с пыток учнут на себя говорить в воровствах, и за те их воровства доведется им чинить казнь, сечь руки и ноги – и тем ворам той казни не чинить, а ссылать их в Сибирь на пашню с женами и с детьми в вечное житье.

ПСЗ-I. Т. II. № 772. С. 216

II. 17 ноября 1680 г.

Великий государь указал и бояре приговорили:

Которые воры объявятся в первой или в дву(х) татьбах, и тех воров пытав, и учиня им за те их вины наказанье, ссылать их в Сибирь на вечное житье на пашню, а казни им не чинить, рук, и ног, и дву(х) перстов не сечь. А ссылать их в Сибирь с женами и с детьми, которые дети у них будут трех лет и ниже, а которые дети больше трех лет – и тех не ссылать.

ПСЗ-I. Т. II. № 846. С. 286

БОЯРСКИЕ ПРИГОВОРЫ О ГОРОДСКИХ ПАЛАЧАХ
I. 22 сентября 1680 г.

В городех палачам давать великаго государя годоваго жалованья по четыре рубли человеку из губных неокладных доходов.

ПСЗ-I. Т. II. № 836. С. 280

II. 16 мая 1681 г.

Послать великаго государя грамоты к воеводам, чтоб они в заплечные мастеры взяли тех городов из посадских людей, которые волею в тое службу быть похотят. А будет охотников не будет, и посадским людем велеть выбрать из самих из молодчих (беднейших) или из гулящих людей, чтоб во всяком городе без палачей не было.

ПСЗ-I. Т. II. № 868. С. 313

ВЕРА И ЦЕРКОВЬ

Церковная политика Федора Алексеевича изначально не отличалась последовательностью. Он вслед за своим отцом, царем Алексеем, подтверждал отмену иммунитетных (тарханных) грамот на владения церковных иерархов и монастырей, освобождавших их от судебных, таможенных и т. п. пошлин,– и в то же время раздавал грамоты о различных льготах для церковных и монастырских владений. Царь старался ограничивать земельные вклады в монастыри и епархиальные владения (например, указом от августа 1678 г. – ПСЗ-I. Т. II. № 731. С. 175–178), но сам не раз делал такие вклады и утверждал вклады других лиц. Для характеристики русских нравов весьма интересен подкрепленный светской властью патриарший указ, запрещающий нарушать тайну исповеди даже в интересах уголовного следствия. Царь твердо защищал интересы Церкви и веры в международных отношениях и упорно стремился обратить в православие своих иноверных, прежде всего служилых подданных. К концу царствования Федор Алексеевич задумал провести обширную епархиальную реформу “для спасения и просвещения христианом”, значительно увеличив число и введя соподчинение архиерейских кафедр, но не успел ее завершить из-за противодействия патриарха Иоакима и владык, узревших в этом деле покушение на собственную власть и богатства. Вопросы и предложения, с которыми государь обратился к освященному собору, и в особенности ответы на них духовенства, ярко отразили реальные позиции “царства и священства” в России конца XVII в.

ОТМЕНА ТАРХАННЫХ ГРАМОТ
9 августа 1677 г.

Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, слушав выписки по челобитью тарханщиков о подписке и о переписке на свое, великаго государя, имя прежних великих государей царей и великих князей, и деда своего государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, и отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, жалованных тарханных грамот, указал и бояре приговорили:

По прежнему указу отца своего государева, блаженныя памяти (Алексея Михайловича), каков учинен во 180 (1672) году марта в 1 день для пополнения его великаго государя казны, жалованныя грамоты прежних великих государей царей и великих князей, которыя даваны патриархом и митрополитом в Троицкой Сергиев и в иные монастыри на низовые их насадные промыслы (речные перевозки), отставить и никому в тех местах тарханом не быть.

Также указал великий государь: которыя жалованныя тарханныя грамоты прежних великих государей царей и великих князей и отца своего государева, блаженныя памяти великаго государя, даваны в монастыри и иных чинов людем на соляные и на иные их всякие торговые промыслы, а на его великаго государя имя те жалованныя тарханныя грамоты не подписаны и вновь не переписаны, и которыя на его великаго государя имя подписаны и вновь переписаны – отставить же и впредь тарханом никому не быть. И с патриарха, и митрополитов, и с Троицкаго Сергиева и иных монастырей со всяких их торговых промыслов таможенныя пошлины имать в казну великаго государя на Москве и в городех так же, как и с торговых людей сбирают.

ПСЗ-I. Т. II. № 699. С. 109

ПАТРИАРШИЙ УКАЗ, ПОМЕЧЕННЫЙ В РАЗБОЙНОМ ПРИКАЗЕ,
О ЗАВЕЩАНИЯХ И ТАЙНЕ ИСПОВЕДИ. 21 июня 1680 г.

Кто отходя от сего света о себе о чем приказывает отцем своим духовным или пишут заветы, сиречь духовные, умеющие грамоте за своими руками, а не умеющие за руками отцов своих духовных – и о таковых духовных и о приказех словесных допрашивают и свидетельствуют правильно святейшие патриархи. И о каких делех в которые приказы о духовных и о допросех священного чину спрашивают – и о том, по указу святейших патриархов, пишут из патриарших приказов. А что кто на исповеди отцем своим духовным в покаянии сказывает – о том отцов духовных не допрашивают, по правильному запрещению, и во свидетельство того не объявляют.

ПСЗ-I. Т. II. № 827. С. 269–270

ЖАЛОВАНИЕ СЛУЖИЛЫМ МУРЗАМ И ТАТАРАМ
ЗА ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ. 21 мая 1680 г.

Познав романовские мурзы и татары истинную веру греческаго закона и желая добрым своим хотением быти во благочестии, волею своею били челом великому государю, чтоб великий государь пожаловал, велел их крестить в православную христианскую веру. И по его царскаго величества указу в православную веру они крещены.

И великий государь его царское величество жалует их, за то милостиво похваляет. И жалуя великий государь их за крещение в православную веру, велел им быть у себя, великаго государя, в стольниках. И учинить им своего государева жалованья поместные и денежные оклады против их братий, таких же новокрещенов. А которыя их поместья и вотчины на его, великаго государя, отписаны были за их вины и за съезд с службы из полку, и велено было раздать в раздачу – и теми поместьями и вотчинами великий государь пожаловал их по прежнему. Да их же пожаловал великий государь, не велел посылать на свою государеву службу три года.

ПСЗ-I. Т. II. № 823. С. 267

ОТНЯТИЕ У НЕКРЕЩЕНЫХ УРОЖЕНЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ ПОМЕСТИЙ
И ВОТЧИН И ОБЕЩАНИЕ МИЛОСТИ ЖЕЛАЮЩИМ КРЕСТИТЬСЯ
16 мая 1681 г.

Низовых городов у мурз и у татар, и у мурзинских и у татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя, великаго государя, для того: ведомо ему, великому государю, учинилось, (что) мурзы и татарове в поместьях своих и в вотчинах крестьяном чинят многие налоги и обиды, и принуждают их к своей бусурманской вере, и чинят осквернение.

И описным крестьяном всякия изделья делать на себя, и мурз и татар ни в чем не слушать, и податей не платить. А буде на помещиков и вотчинников всякия издельи делали и подати платили – и те издельи делать и подати платить на великаго государя.

А мурзам и татаром сказать, что изпомещены они будут, а вместо тех взятых поместий и вотчин по разсмотренью иноверцами ж, темниковскою и кадомскою мордвою, и о том его великаго государя указ будет впредь.

А будет которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься – и тех крестить и отписным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье: поместным и безпоместным мурзам по десяти рублев, женам их по пяти рублев, детем их против матерей в полы, татаром по пяти рублев, женам их по два рубли с полтиною, детем их против матерей в полы.

Да и мордве сказать, чтоб они, поискав благочестивыя христианския веры греческаго закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет. А буде они креститься не похотят, и им сказать, что они отданы будут в поместья и в вотчины некрещеным мурзам и татаром.

Так будет станут приходить и крещение просить и иных вер иноземцы – и тех по тому ж крестить и давать льготы по указу.

ПСЗ-I. Т. II. № 867. С. 312–313

ПЕРЕДАЧА КРЕСТИВШИМСЯ МУРЗАМ И ТАТАРАМ
ПОМЕСТИЙ И ВОТЧИН ИХ РОДСТВЕННИКОВ И ВЫСЫЛКА
В УГЛИЧ НЕКРЕЩЕНЫХ. 24 мая 1681 г.

Которые романовские и ярославские мурзы и татарове во святую православную христианскую веру крестились – и им по указу великаго государя за крещение православныя христианския веры велено отдать поместья и вотчины родственников (В тексте ошиб.: родственником) их, новокрещеных, в поместье ж, дедовские и отцовские – детем, а дядьев родных – племянником родным, а братьев родных – братьям родным, и дядьев родных же, а братьев двоюродных – племянником двоюродным.

А которые романовские и ярославские мурзы и татарове упрямством своим во святую православную христианскую веру греческаго закона не крестились – и те по указу великаго государя с женами, и с детьми, и с людьми их бусурманские веры посланы с Москвы на Углич, и велено их поставить на постоялых дворех, и в том городе жить им до указу великаго государя. А кормить их велено родственником их тем, которым за крещение в православную христианскую веру тех мурз и татар поместья и вотчины отданы.

А буде мурзы и татарове похотят сами во святую православную христианскую веру греческаго закона креститься – и их велено крестить, а поместья и вотчины отдавать им по прежнему.

ПСЗ-I. Т. II. № 870. С. 315

ПРОЕКТЫ ЕПАРХИАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Ноябрь 1681 г.

Публикуемая рукопись приводит два документа, отразивших жестокую борьбу вокруг проекта царя Федора. Первый представляет собой так и не принятый именной царский указ с патриаршим приговором, сильно сокращенный по сравнению с первоначальным замыслом, но сохранивший детальность проработки проекта и главную идею реформы: охват страны, и в особенности окраин соподчиненными епархиями, подобно иерархическому построению воеводской администрации (давно доказавшей свою полезность, например, в Сибири и обретшей стройность после военно-окружной реформы). Второй документ является докладной выпиской, составленной минимум по двум не найденным в полном виде источникам. Во-первых, по полному и, видимо, первоначальному проекту 82 епархий, подразумевавшему подчинение патриарху 58 архиепископов и епископов через 12 митрополитов и еще 12 епископов – непосредственно. Во-вторых, составители руководствовались “нынешней росписью”, сильно сокращенной и лишь немного дополненной по сравнению с известным нам проектом указа. По этой “нынешней росписи”, ясно отражающей тенденцию к максимальному сохранению старой епархиальной системы, из царского проекта, как констатировали составители докладной выписки, “отставлено” 47 епископий (не считая вычеркнутые митрополии), то есть почти тройной состав имевшихся в России епархий. К счастью, в докладной выписке подробно перечислено все, чего не досчиталось Российское православное государство благодаря упорному сопротивлению новшествам действующих архиереев: патриарха, 9 митрополитов, 6 архиепископов и одного епископа на всю страну! Но и “нынешняя роспись” не получила одобрения, поскольку сохраняла остатки идеи соподчинения владык хотя бы в самых громадных митрополиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.027 с.)