Е Предложение царского благоволения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е Предложение царского благоволения



Чтоб коемуждо митрополиту имети во своей епархии епископов, подвластных им; а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю; а в которых градех быти епископом, и от чего им имети довольство, и то предложено имянно (см. Проекты епархиальной реформы).

На сие ответ соборной

Великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом митрополиты и архиепископы, чтобы великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и вновь где в пристойных местех и в далних городех и многонародных архиереов устроити, архиепископов или епископов, особыми их епархии, а не под митрополитами быть подвластным, для того, чтоб во архиерейском чине не было какого церковнаго разгласия и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой Церкви преобидения и от народа молвы и укоризны.

И сего ради, применяясь ко изволению великого государя, общим советом и согласием великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии, и преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов на соборе приговорили быти вновь архиереом.

Святейшаго патриарха из епархии во градех: в Галиче епископу, в Арзамасе епископу, в Севске архиепископу, а к Севску городов – Брянеск, Трубческ, Путивль, Рылеск.

Новгородского митрополита из епархии во градех: на Колмогорах и на Ваге с пригороды архиепископу – Архангельский город, Мезень, Кевроль, Пустоезеро, Пинега.

Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе с пригороды епископу.

Сибирского митрополита из епархии: в Енисейску с городы, с пригороды и с острожки – архиепископу. А в далние грады, на Лену, в Дауры, из той же епархии посылать от духовного чину архимандритов и игуменов или священников добрых и учителных, для учения християнского закона и просвещения неверных. А епископом в тех далних городех ныне быть неудобно, малолюдства ради христианского народа.

Ростовского митрополита из епархии во градех: на Устюге Великом, и на Тотме, и у Соли Вычегоцкой – архиепископу.

Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове с городы Козловым, Доброе городище – епископу; на Воронеже с городами Елец, Романов, Орлов, Костянеск, Коротьяк, Усмонь, Соколской острожек – епископу.

Крутицкого митрополита из епархии во граде Болхове с городами Мценеск, Новосиль, Карачев, Кромы, Орел – епископу.

Белогородского митрополита из епархии во граде Курску с городами быть епископу.

Вятскую епископию учинить архиепископиею.

А из каких доходов тех новоучиненных архиереов соборныя церкви, и их архиерейские домы, и архиерейския одежды, так же и причетников церковныя одежды, и всякая церковная утварь, вновь построить – как великий государь укажет. А из приписных монастырей, которые им будут даны, невозможно вскоре того управить и всякого доволства архиерейского чина исполнить.

А монастырями владеть и доволство свое тем архиереом и домовным их людем иметь, по благоволению великого государя.

Галицкому: Троецкою Варнавиною пустынею, Спаским монастырем, Богородицкою Верхнею пустынею, Ризположенским монастырем, Фроловским что у озера, Николаевским что на посаде, 2 монастыри Благовещенскими что на Укороже да в Пустыне, со крестьяны, а за ними 268 дворов.

Арзамаскому: из Спаского монастыря уделить половина вотчин, крестьян и всяких угодей особо, а за ним 323 двора.

Севскому: в Рылском уезде Николаевским монастырем со крестьяны и со всеми угодьи.

Колмогорскому: Чюхченемским монастырем да Чюхченемскою волостию чтоб великий государь пожаловал.

Уфинскому: Успенским монастырем со крестьяны, а за ним 132 двора.

Енисейскому: пожалует великий государь из своей государевы казны.

Устюжскому: Архангелского монастыря вотчин со крестьяны и со всякими угодии уделить половина, а за ним 330 дворов.

Танбовскому: Мамантовым монастырем со крестьяны и со всякими угодьи.

Воронежскому: Борщовым, да Успенским, да Алексеевским монастыри, а за ними 210 дворов.

Болховскому: Воскресенской Карачевской монастырь со крестьяны и со всякими угодьи.

Курскому: Знаменского монастыря уделить вотчинных крестьян со всякими угодьи, а за ним 169 дворов.

Предложение 2-е

Вниде в его царская слуха от многих градов, что многие неразумные человецы, оставльше святую Церковь, учинили в домех своих молбища и собрався чинят чуже християнству, а на святую Церковь износят страшныя хулы, чего по тонку и исписати невозможно.

Ответ соборной

Святейший патриарх со архиереи и прежнии соборы святейших патриархов со всеми архиереи блаженныя памяти отцу его государеву соборне доносили о тех развратниках и отступниках святыя Церкви, и обругателех святых Христовых тайн, о самочинных их ересех, по наказанию церковному и по многому архиерейскому учению и прошению которые отступники и развратники упорно стояли на своем упрямстве, святой Церкви не покорялись и во истинное покаяние не приходили. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, ревнуя по Господе Бозе и обороняючи матерь свою святую Церковь, указал тех врагов, святыя Церкви противников, отсылать ко градскому суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить.

И ныне по тому же просим и молим соборне великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца: которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении к их обращению истиннаго покаяния явятся противны, святой Церкви непокорны, и таких противников указал бы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец отсылать ко градскому же суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить.

И о том воеводам и приказным людем, в городы и в села, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писать в наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости. А вотчинникам и помещикам и их прикащикам, у кого (среди крепостных) такие противники есть и будут, по тому же объявлять в городех архиереом и воеводам. А которые расколники где объявятся, и по посылкам архиерейским учинятся силны, и им, воеводам и приказным, по тех расколников посылать служилых людей. А во вся епархии ко всем архиереом послать о том грамоты.

Предложение 3-е

В царствующем его великого государя граде Москве и во всех градех, от предков его государских, великих государей царей и великих князей российских, состроены монастыри на прибежище желающих восприяти чин монашеский, на тихое и безмолвное пристанище, дабы весма чужду быть мирских пристрастий; а на пропитание тех благоизволяющих, приходящих в те состроеные монастыри, даны многие села и деревни и всякое доволство, чтоб все имели пищу и одежду готовую и не помышляли б ни о чем, кроме душевнаго спасения; а для престарелых и в болезнех сущих монахов устроены болницы. И в тех монастырех ныне общаго пребывания (следования общежительному уставу, подразумевающему общность имущества независимо от вступительного вклада) и болничнаго строения нет. А где и учинили б то Богу угодное дело, и тех монастырей монахи, не хотя быть в послушании, отходят в иные монастыри, и тем монашеское крепкое житие упразднилось. Также бы и хмелнаго пития в монастырех отнюдь не держать.

Ответ соборной

О монастырском строении и общем жителстве, о пищи и о одежде, и о прехождении монахов из монастырей, и о всяком монастырском благочинии, соборне утверждаем: во всех монастырех повелеваем пианственного пития не держати; архимандритом, и игуменом, и строителем жити благочинно и братию ко благочинию наставляти, во всем собою образ являти, особыя пищи и пития не держати, и в келиях своих с гостьми особых трапез не поставляти, ходити по вся дни в трапезу с братиею ясти и пити обще, а из трапезы хлеба и всякия пищи и пития не износити и в келиях не держати; а пишу и питие в трапезе поставляти по уставу.

А будет кому прилучится от мирских людей приехать по обещанию помолитися, и ему дати упокоение по монастырскому чину: пищу и питие, чем братия питаются,– в гостиной келье, и приставить искуснаго старца, кому о том смотреть. А особого пития про гостей отнюдь не держати, такожде и от гостей, что привезут вина и всякого хмелнаго пития, в монастырь отнюдь не принимати и перед него в монастырь не поставляти.

А желающих спасения, приходящих от мирских людей, скудных и не имеющих у себя имения – и их приимать безвкладно в монастырь, с разсмотрением, и постригать правильно, по монастырскому чину: свободных и не беглых от законных своих жен и от господей своих.

А одежду имети всякую настоятелем и братии обще, давати из монастырския казны; а денгами настоятелем из казны отнюдь не имать и братии не давать. А о престарелых труждающихся братиях немощных – попечение о них имети и в болнице всякое строение надзирати, чтоб пред прочиею братиею какого оскудения в пищи и питии не было. И из монастырей в монастыри монахом без повеления коеяждо епархии архиереов не приходити, и архимандритом, и игуменом, и строителем не отпускати, а непокоривых и строптивных ослушников смирять по монастырскому чину; тако ж и приходящих монахов без повеления архиереов и без отпускных (грамот) не приимати.

И архимандритом и игуменом смотреть накрепко, чтоб священники из монастырей в домех мирских людей мужеска и женска полу не постригали и при смерти. А будет кто безстрашник не послушает нашего повеления, станет и в домах постригать, и архимандритом, и игуменом, и строителем таких безчинников отсылати ко архиереом коеяждо епархии, а архиереи по святым правилом станут о том указ чинить.

А которые чернцы в монастырех не живут в послушании и безчинно живут на Москве и в городех, ходят по кабакам, и по корчмам, и по мирским домом, упиваются до пьяна и валяются по улицам,– и на таких безчинников, великого государя повелением и святейшаго патриарха благословением, Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря властям построить прежде бывший Пятницкой монастырь, огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми, по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать; а властем им пищу и одежду давать по монастырскому чину, а за монастырь их отнюдь не спускать. А архиереом такожде во своих епархиях учинить по разсмотрению о бродящих чернцах.

А женска полу, которыя безчинно постригались вне монастыря, в домех своих, и ныне ходят по мирским домом и садятся по улицам и по переулкам, просят милостыни,– и на таких стариц, безчинно постриженных, коемуждо архиерею во своей епархии приискать мужские монастыри с вотчинами по своему разсмотрению [потому что девических монастырей мало с вотчинами и прокормиться без вотчин в монастырех нечем] и устроить монастыри старицам, которые бы монастыри были не в далном разстоянии от того архиереа, в котором граде архиерей живет, для того чтобы всякое устроение самому смотреть, и выбрать к ним из женских монастырей стариц добрых, кому над ними началствовать. А по мужеским монастырем, для всякого монастырского строения и для вотчинного управления, от мирских людей никого не посылать; а посылать архиереом от духовнаго чина добрых и искусных, по своему разсмотрению. А которые девические монастыри многовотчинные, и в те б монастыри указал великий государь выбрать и послать дворян старых добрых для управления вотчин тех монастырей, чтоб старицам из монастырей по деревням не ездить и меж мирских домов не жить. А быть тем дворяном в послушании у архиереов и всякое монастырское внешнее устроение строить по благословению сущаго тамо архиереа, а в духовное управление между стариц и церковных причетников дворянину не вступаться и ни в чем не ведать.

Да и о том соборне утверждаем, чтоб мирские люди вдовых священников в домех своих у крестов не держали. А буде кому из великих людей, из бояр, из околничих и из думных, кому невозможно быть без церковнаго служения, для домашних своих священника держать у себя в дому,– и им бити челом на Москве святейшему патриарху, а в городех архиереом, и тем людем указ чинить святейшему патриарху и архиереом по своему разсмотрению, дать благословение священнику не вдовому.

А вдовым попам и еромонахом отнюдь не давать благословения в мирских домах жить и службы церковныя совершать для того, что в нынешнее время многие попы и диаконы живут безчинно, и упиваются безмерным пианством, и дерзают безстрашием не изтрезвився служить божественную литоргию и прочия церковныя службы: утрени, вечерни, молебны, панихиды,– такожде и церковныя тайны: святое крещение, миропомазание, и благословение брака, и исповедание, и святое причащение, и над болящими елеосвящение,– действуют пьяные, и от такового безчиннаго пианства в покаяние не приходят и не перестают, и божественнаго писания не внимают, и архиерейское запрещение презирают: и таких безчинников и пианиц архиереом от священства извергать по правилом (в тексте пропуск).

И из тех вдовых попов которые безстрашники впредь учнут без архиерейскаго благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех – и таких безчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал или отдавать в работу. А которые люди без архиерейскаго благословения учнут в домы свои таких безчинных вдовых и отлученных попов призывать для церковныя службы и церковных потреб – и такие люди под церковною епитимиею будут подлежать.

Предложение 4-е

При отчинах его, великого государя, при Великом Новеграде, при Пскове, при Смоленске, имеются в близости границы короля полского и короля свейского. А по давным свободам еще есть в тех (зарубежных) местех благочестивыя Церкви и христианское жителство. И аще тому и гонения великаго нет, однако ж, скудости ради иереов, не токмо приходят к расширению, но и досталныя искореняются. А которые б благочестивые и похотели имети при себе священников, и им того получить невозможно для того, что тех градов архиереи в те зарубежные места иереов не поставляют, и от того и досталные христиане, будучие за рубежом, совершенно искореняются.

Ответ соборной

Иереов в зарубежные городы державы королей полского и свейского посвящати, и дать о том его великого государя грамоты ко архиереом, такожде и его святейшаго патриарха грамоты послать, с таковым остерегательством: буде которые благочестивые учнут того желать, а скажут, что церковь благочестивая стоит пуста, а священника нет, и положат о том свидетелство, или прежния грамоты, или о строении церквей вновь грамоты тех государей или сенаторския,– и таковых посвящати.

Предложение 5-е

Великого государя его царского величества всяких чинов людей во всякой верности, также и во всяких росправных делех приводят ко уверению истиннаго обещания пред святым Евангелием по чиновной печатной книге, а в той книге многия страшные и непрощаемыя клятвы положены, которыя к тем делам и не приличны.

Ответ соборной

О чиновной книге, по которой приводят всяких чинов людей к вере, а в ней положено три статьи, первой и второй статьи быть, только требуют исправления, а что от Церкви положено в прещении поучение – и тому и впредь такоже быть. А по третьей статье чтоб великий государь указал отставить церковные казни, клятвы на люди не налагать и вечною смертию их не убивать для того что в той статье писано; в его государевых делах и во всяких сборах многие люди грешат, по обещании своем пред святым Евангелием того не исполняют и тем себя вечною смертию убивают. Чтоб великий государь изволил тем людем наложить свой государев указ, прещение и страх по градским законам, кто чего за какую вину достоин.

Предложение 6-е

Бог Всемогущий, по своей неизречной благости, даровал святей своей Церкви пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, на нем же распятся и пострада яко человек, такожде и ризу свою божественную, яже есть хитон,– от них же истекают многая и различная исцеления с верою приходящим, которое сокровище блюдомо есть в велицей соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы от многих лет и доныне. В мимошедшия ж лета изволением предков его государских, вкупе же и благословением святейших патриархов тогда бывших, то пребогатое сокровище разделено на многия части, и устроено в разные ковчеги, и блюдомо не во едином месте, и того ради явилось пренебрегомо, и некоторыя части от соборныя церкви той божественной ризы едва не отлучены ль.

И сего ради он, великий государь, изволяет: то пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, устроити во уготованном ковчеге и держать в соборной церкви во особом твердом к тому устроенном месте со всяким опаством; а ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, все отделенныя части, такожде собрать и устроить во едином ковчезе, и держать вкупе с частию животворящаго древа, и воздвизать единожды в год, в день спасителных его Христовых страстей, еже есть в Великий пяток. А на просвещение всегда православным християном, приходящим в соборную церковь, и в домы желающим для исцеления всяких различных болезней, имети прежней, к тому устроенной, ковчег с частию тоя божественной ризы, и хранити его в прежнем устроенном месте, на западной стране во угле. И утвердить ныне то соборным изложением, чтоб впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделяти.

Ответ

Зело то его великого государя намерение благоприятно ко украшению святыя Церкви и к крепости недвижимой того пребогатого и неоцененного сокровища: сие утверждаем тако быти, как писано в предложении царском.

Предложение 7-е

Мощи великого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна и протчих святых, которые от многих лет собраны и блюдомы суть в церкви Благовещения пресвятыя Богородицы, что у него великого государя на сенях, и единожды в год, в дань спасительных страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже есть в великий пяток, приносятся в великую соборную церковь Успения пресвятыя Богородицы ко омовению, и тем освящается вода на просвещение и исцеление приемлющим с верою, и по омовении относятся в прежнее место: и утеснения ради места многие мощи полагаются небрегомо и бывают безо всякого призрения, о чем слышати странно.

И сего ради он, великий государь, изволяет: те многоцелебные мощи для лучшаго устроения, и почести, и на просвещение людей, отдать в монастыри, и в соборы, и к приходским церквам, в знатные места, где тех всех святых, Богу угодивших, состроены церкви во имя их каменным зданием. А которые мощи за тем останутся – и те потому же устроить во особое место, благочинным устроением, и затвердить его государскою печатью, чтоб всегда было цело и нерушимо. А в день спасителных страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа те мощи, вкупе с теми, которые отданы будут в соблюдение к церквам, приносити ко омовению в великую соборную церковь по прежнему церковному чину.

Ответ

Сему соборне утвержаем быть так, как писано в предложении царском, а в которые монастыри к церквам, такожде и к приходским церквам же, которые мощи отдать,– то должно чинитися по воле великого государя.

Предложение 8-е

В царствующем его великого государя велицем граде Москве некоторые мужеские и девические монастыри состроены междо дворов мирских людей пребывания, и от всякого дому в те монастыри устроены входы, и теми входы в день и в ночь входят в монастыри, и то чинится противно общему пребыванию. Такожде многие вкладчики построили в тех монастырех особыя церкви и приделы, будто в вечное поминовение родителей своих, и к тем церквам для службы нанимают белых священников, и подаяние, которое было довелось дать в общину братии, то дают тем священникам, и от того те монастыри стали в разстроении и братия, не имея чем питатися, розошлись, и скитаются в мире, и по мирским домом ходят и просят себе пищи. И то стало безчинно и отеческому преданию противно потому, (что) монахом достоит весма отлучатися от мирских пристрастий и быти в монастыре, яко в тихом пристанище. И сего ради он, великий государь, изволяет, чтоб монахи не имели общаго пребывания с мирскими и чтоб все входы в монастыри от мирских домов затвердить; а буде где невозможно, и те б монастыри с вотчины, для благочиния, перевесть в иные места, где пристойно, чтоб монашеское пребывание было свободно от мирских.

Ответ

Сие дело богоугодное и монашескому жительству ко спасению. И которые монастыри во утеснении от мирских домов, те б перенести на иное угодное и пристойное место, где великий государь укажет; а которые монастыри мочно определить от мирских домов, и тем бы быть по прежнему, а входы прежние, которые учинены были из домов в монастыри,– те б затвердить, и никому теми пути в монастырь не входить, и общему житию препоны не чинить: то утверждаем соборне.

Предложение 9-е

По его, великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, в царствующем его, великого государя, граде Москве о нищих разсмотрение учинено, и велено их разобрать, и странных и болных держати в особом месте, со всяким доволством, от его государевы казны: и чтоб великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии изволил и преосвященным митрополитом и архиепископом приказать потому ж и во градех учинить пристанище нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые б, имеющие здравие телесное, пристали к работе.

Ответ

Сие предложение, угодное Богу и спасение християном, и соборне утверждаем: да будет тако.

Предложение 10-е

Чтоб нищие в церквах во время церковнаго пения милостыни не просили и тем во церкви стоящим христианом мятежа не чинили.

Ответ

Сие предложение, угодное Богу и спасение христианом, да будет тако.

Предложение 11-е

Чтоб протопопы, и попы, и церковные причетники на церковных землях, которыя даны в погребение телес умерших християн, изб, и лавок, и анбаров не строили, и никого на те земли жить не пускали, и тем церквам Божиим утеснения и пакости не чинили, и ту б землю загородили в надолбы, чтоб безчинно на ту землю никто не ходил и не ездил.

Ответ

Чтоб великий государь указал послать из Земского приказу кого пригоже и те все земли измерять и очистить по дачам, что прежних земель по писцовым книгам кладбища и что из-под дворов придано после морового поветрия, и те все земли огородить; а из его Патриарша приказу тем духовным будет приказано накрепко. А что к которой церкви по старым писцовым книгам земли, и что к той земле дано в прибавку после морового поветрия, и из чьих дворов порознь дано,– о том бы для ведома указал великий государь прислать из Земского приказу в его Патриарш приказ книги.

Предложение 12-е

В которых монастырях и в приходских церквах бывает празднество настоящаго того праздника, и в то б время к тем церквам со всякими ядомыми харчи, и с квасом, и ни с каким питьем никого не припускать и тем святой Церкви не безчестить, чтоб в том безчинство не чинилось.

Ответ

Сие предложение, угодное Богу и спасение христианом, паче же всего из того будет украшение святей Церкви и благолепие, и утверждаем соборне быти тако.

Предложение 13-е

Многие монахи, мужеска полу и женска, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей, и начинают жити в лесах, и помалу прибирают к себе таких же непослушников, и устрояют часовни, и служат молебны, а потом бьют челом о грамотах святейшаго патриарха и у архиереов о строении на тех местех церквей. И имянуют их пустынями, и в тех новопостроенных пустынях церковное пение отправляют не по исправным книгам, и для того приходят к ним многие люди, и селятся близко их, и имеют их за страдалцов, и от того урастает на святую Церковь противление. И чтоб великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии со освященным собором впредь таковыми быти не попускали.

Ответ

О сем великому государю бьют челом митрополиты, архиепископы, чтоб великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и своих государевых грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; а они те пустыни, при которых близко поселение мирских людей, переведут в монастыри, а в тех местех устроят приходские церкви. И сие предложение соборне утверждаем: да будет тако.

Предложение 14-е

На Москве всяких чинов люди пишут в тетрадех, и на листах, и в столбцах выписки, имянуя “из книг Божественнаго Писания”, и продают у Спаских врат и в иных местех. И в тех писмах на преданныя святей Церкви книги является многая ложь, а простолюдины, не ведая истиннаго писания, приемлют себе за истинну и в том согрешают, паче же выростает из того на святую Церковь противление. И чтоб святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии изволил того приказать остерегать и свидетельствовать с Печатного двора.

Ответ

По сему предложению указал бы великий государь приставить особого человека, а он, святейший патриарх, особого человека из духовных изберет же, чтоб они вкупе того постерегали: и которые объявятся с такими лживыми писмами, и тех имая приводить в его Патриарш приказ и чинити смирение, смотря по вине, и имати пени по разсмотрению; а для вспоможения тем выборным людем давать с караулов стрельцов, когда понадобится, на непослушников.

Предложение 15-е

Которыя книги прежних печатей учнут всяких чинов люди продавать, и у тех бы людей те книги имать на Печатной двор, а вместо того давать исправленныя книги, чтоб в том во святых церквах несогласия, а меж людми сумнения не было.

Ответ

Кто, каких ни есть чинов, учнет книги приносить прежних печатей, и тем людем новоисправныя книги даны будут без цены.

Предложение 16-е

На Москве во многих местех учинены полатки и деревяные анбарцы, и в них поставлены из монастырей святыя иконы, и называют часовнями, и держат в тех часовнях священников, и служат молебны. И во дни Господских и Богородичных праздников и в воскресные дни собираются у тех часовен многой народ и, оставя святую Церковь и в ней совершаемую божественную тайну, слушают тех молебнов. И чтоб отныне в тех часовнях священником не быть, разве не во многих и определенных пристойных особых местех, и то с повелением великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и за благословением великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии.

Ответ

Чтоб в часовнях святым иконам быть, которыя близко караулов, а старцом при тех часовнях не жить и поселения никакого не иметь.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею имп. Академии Наук (АИ). СПБ. 1842. Т. 5. № 75

ЦАРСКАЯ ГРАМОТА
О НЕОБХОДИМОСТИ УМНОЖЕНИЯ ЕПАРХИЙ В РОССИИ
6 февраля 1682 г.

В нынешнем во 190 (1682) году сентября в 2 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец изволил о святем Дусе отцу своему и богомольцу великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всея России и всему (освященному) собору возвестить о делех, которыя требуют исправления, вначале ко ограждению святыя Церкви, а потом христианам на распространение, противникам же церковным на искоренение.

И по тому его царскому возвещению, святейший патриарх вкупе со освященным собором начало тому учинили: преосвященным митрополитам и архиепископам по степеням быти так, как в том его царском возвещении написано, соизволили. А чтоб для подобающей архиерейской чести, на умножение хвалы Божия, имяноватися им, архиереям, теми грады, которые в его царской державе имяниты суть,– того не исполнено. Такожде и о Сибирской стране, чтоб для ея пространства и множественнаго народа, Христа не знающаго, быти в прибавку архиереям,– того не учинено ж. Да и во иных градех, которыя от архиерейскаго пребывания имеют дальнее разстояние, быти б архиереям для исправления и спасения людей, пребывающих в тех градех,– того в совершение не приведено ж.

И чтоб ныне те доброначатыя с Богом дела исправити, понеже в Сибирской стране от столичнаго града тоя епархии до Доурских, и Нерчинских, и Албазинскаго острогов, и до иных тем же подобных многих мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят. А в тех дальних местах христианская вера не разширяется, развратники ж святыя Церкве там умножаются. Да не токмо в такой дальней и пространной стране, но и в иных многих градех, а имянно: в Путивле, и в Севске, в Галиче, на Костроме и в иных многих местех противники умножились, зане не имеют себе возбранения за разстоянием дальним, понеже во епархиях град от града и место от места имеют разстояния немалая. И пристойно в тое Сибирскую епархию для ея разширения и вышеписаннаго непотребства, и в иные грады прибавить архиереев.

Таково письмо в тетради чтено святейшему патриарху и властем, и поднесено 190 (1682) февраля в 6 день.

СГГиД. М., 1826. Т. 4. № 131. С. 410–411

ВОЙНА

Тяжелая и кровопролитная война против османско-крымской агрессии на Украине (1672–1681 гг.) отразилась в огромном количестве документов. Царь Федор Алексеевич и Боярская дума, нередко заседавшая в расширенном составе и с привлечением освященного собора духовенства, издавали грамоты и указы о мобилизации сил и средств, принимали наказы воеводам и дипломатам, утверждали объявительные грамоты о событиях и жалованные грамоты как отдельным отличавшимся, так и полкам, армиям, родам войск и сословиям. Центральное военное ведомство – Разрядный приказ – составляло многочисленные указы и распоряжения, принимало донесения воевод о ходе боевых действий и утверждало наградные списки на отличившихся, обрабатывало информацию агентов военной разведки (резидентов, лазутчиков, проходцев и охотников за языками). Посольский приказ, ведавший внешней политикой в целом, и подчиненный ему Малороссийский приказ, отвечавший за обстановку на Украине, не менее подробно документировали события. Стрелецкий, Рейтарский, Пушкарский, Иноземный приказы сохранили в своих архивах немало материалов, относящихся к войне; отдельные интересные документы выявлены и в других фондах Российского государственного архива древних актов.

Публикуемые документы характеризуют позицию царя Федора Алексеевича и его правительства в критический момент войны, когда огромная армия прославленного полководца Османской империи великого визиря Кара-Мустафы готова была обрушиться на Российское государство, оказавшееся в международной изоляции, под угрозой нападения других соседей. В этих условиях командующий русской ударной армией отважный воевода князь Г.Г.Ромодановский получил один за другим два указа, фактически связывающих ему руки в начавшейся кампании. Именно высшие политические соображения государя заставили русско-украинские войска, несмотря на совершенные ими подвиги, оставить разрушенный центр Правобережной Украины – Чигирин.

Учитывая недовольство россиян, среди которых упорно бродили слухи об измене, правительство Федора Алексеевича принимает указы о богатых пожалованиях и наградах всем участникам кампании 1678 г. и в особенности дворянству, маскирует свои поиски мирного решения конфликта объявлениями об опасности нового турецко-крымского наступления и проводит мобилизацию, а после заключения Бахчисарайского мира 1681 г. торжественно объявляет об успешном завершении войны и благодарит за победу не только войска, но и много пожертвовавшие на армию городские верхи. Эти указы, однако, не смогли погасить недовольство регулярной пехоты и горожан, проявившееся во время Московского восстания 1682 г.

НАКАЗ ВОЕВОДАМ О ДЕЙСТВИЯХ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ НЕПРИЯТЕЛЯ
12 апреля 1678 г.

Великий государь, советовав в Дусе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоакимом патриархом Московским и всея России и говоря со своими государевыми бояры указал:

Тайныя вести, что писал к нему, великому государю, из Волошской земли стольник Афанасий Поросуков о замыслех турскаго салтана к войне и о приходе визиреве с войски его под Чигирин и под Киев, послать для ведома к бояром и воеводам ко князю Григорью Григорьевичу да ко князю Михайле Григорьевичу Ромодановским.

И чтоб они, предваряя то неприятельское нашествие, шли к Днепру и к Чигирину или под Киев со всеми его государевыми ратными людьми и с подданным гетманом с Иваном Самойловичем, смотря на тамошнее настоящее дело, куды пристойно и где воинской случай того их прихода употребляти будет (т.е. потребует). И чинили по сему его великаго государя указу, как написано в статьях ниже сего.

1

Как они, бояре и воеводы, уведают подлинно, что турскаго салтана визирь с войски учнет приближаться к реке Богу (Буг) для воинскаго промысла над Чигирином или над Киевом, и им, бояром и воеводам, предваряя тот его воинской приход и не допуская его до Чигирина и до иных его царскаго величества городов, послать от себя к визирю кого пригоже и кого б с такое дело стало.

И велели (б) тому визирю говорить: Ведомо вам, боярам и воеводам, учинилось, что он, визирь, с войски идет на Украйну его царскаго величества войною. И буде он с теми войски подлинно идет для войны, и он бы, визирь, к ним, бояром и воеводам, писал, за какия причины салтаново величество, оставя изконную дружбу с великим государем нашим, с его царским величеством, войну всчал?

А с стороны великаго государя нашего, его царскаго величества, никакой причины к войне не учинено. И чтоб он, визирь, по своей полной мочи разсудил о том, пристойное ли дело тому быть, что без причины войну всчинать и во обеих сторонах кроворазлитие невинное учинить, которое не токмо великому государю нашему христианскому, его царскому величеству, то противно,– но и салтанову величеству по должности своего закона чинити того не годится. И естьли он то учинит, то от всех государей христианских и мусульманских будет зазор и укоризна за несохранение (султаном) закона своего!

2

И буде визирь учнет говорить, что он должен исполнять повеление салтанова величества и куды ему указано идти, туды и пойдет, и им, боярам и воеводам, тому своему посланному наказать говорить визирю: То ему, великому визирю, подлинно ведомо, что у предков великаго государя нашего его царскаго величества, у великих государей царей и великих князей российских, с предки государя его, салтанова величества, с салтаны турскими, и с его Магмет-салтановым величеством изконная братская дружба и любовь без нарушения, и послы были, и посланники, и гонцы ссылались почасту.

А во 136 (1628) году славныя памяти Мурат-салтаново величество ту изконную братскую дружбу и любовь чрез посла своего Фому Кантакузина еще подкрепил. И крест он, Фома, по указу его салтанова величества целовал, что тому быть навеки неподвижно. И по такой изконной укрепленной дружбе всегда междо обоими великими государи процветала любовь.

И как в прошлом во 145 (1636/37) году донские козаки взяли город Азов, и блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея России самодержец, исполняя ту братскую дружбу и любовь, город Азов Ибрагим-салтанову величеству велел отдать. А донским козаком за ту городовую отдачу, за его салтанова величества любовь, пожаловал свое царскаго величества большое жалованье, которое и доныне на вся годы дается им из казны его царскаго величества. А его салтаново величество обещался за то изконную дружбу и любовь иметь и держать крепко и нерушимо навеки, свыше прежняго.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.071 с.)