Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е Предложение царского благоволения
Чтоб коемуждо митрополиту имети во своей епархии епископов, подвластных им; а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю; а в которых градех быти епископом, и от чего им имети довольство, и то предложено имянно (см. Проекты епархиальной реформы). На сие ответ соборной Великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом митрополиты и архиепископы, чтобы великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и вновь где в пристойных местех и в далних городех и многонародных архиереов устроити, архиепископов или епископов, особыми их епархии, а не под митрополитами быть подвластным, для того, чтоб во архиерейском чине не было какого церковнаго разгласия и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой Церкви преобидения и от народа молвы и укоризны. И сего ради, применяясь ко изволению великого государя, общим советом и согласием великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии, и преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов на соборе приговорили быти вновь архиереом. Святейшаго патриарха из епархии во градех: в Галиче епископу, в Арзамасе епископу, в Севске архиепископу, а к Севску городов – Брянеск, Трубческ, Путивль, Рылеск. Новгородского митрополита из епархии во градех: на Колмогорах и на Ваге с пригороды архиепископу – Архангельский город, Мезень, Кевроль, Пустоезеро, Пинега. Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе с пригороды епископу. Сибирского митрополита из епархии: в Енисейску с городы, с пригороды и с острожки – архиепископу. А в далние грады, на Лену, в Дауры, из той же епархии посылать от духовного чину архимандритов и игуменов или священников добрых и учителных, для учения християнского закона и просвещения неверных. А епископом в тех далних городех ныне быть неудобно, малолюдства ради христианского народа. Ростовского митрополита из епархии во градех: на Устюге Великом, и на Тотме, и у Соли Вычегоцкой – архиепископу. Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове с городы Козловым, Доброе городище – епископу; на Воронеже с городами Елец, Романов, Орлов, Костянеск, Коротьяк, Усмонь, Соколской острожек – епископу.
Крутицкого митрополита из епархии во граде Болхове с городами Мценеск, Новосиль, Карачев, Кромы, Орел – епископу. Белогородского митрополита из епархии во граде Курску с городами быть епископу. Вятскую епископию учинить архиепископиею. А из каких доходов тех новоучиненных архиереов соборныя церкви, и их архиерейские домы, и архиерейския одежды, так же и причетников церковныя одежды, и всякая церковная утварь, вновь построить – как великий государь укажет. А из приписных монастырей, которые им будут даны, невозможно вскоре того управить и всякого доволства архиерейского чина исполнить. А монастырями владеть и доволство свое тем архиереом и домовным их людем иметь, по благоволению великого государя. Галицкому: Троецкою Варнавиною пустынею, Спаским монастырем, Богородицкою Верхнею пустынею, Ризположенским монастырем, Фроловским что у озера, Николаевским что на посаде, 2 монастыри Благовещенскими что на Укороже да в Пустыне, со крестьяны, а за ними 268 дворов. Арзамаскому: из Спаского монастыря уделить половина вотчин, крестьян и всяких угодей особо, а за ним 323 двора. Севскому: в Рылском уезде Николаевским монастырем со крестьяны и со всеми угодьи. Колмогорскому: Чюхченемским монастырем да Чюхченемскою волостию чтоб великий государь пожаловал. Уфинскому: Успенским монастырем со крестьяны, а за ним 132 двора. Енисейскому: пожалует великий государь из своей государевы казны. Устюжскому: Архангелского монастыря вотчин со крестьяны и со всякими угодии уделить половина, а за ним 330 дворов. Танбовскому: Мамантовым монастырем со крестьяны и со всякими угодьи. Воронежскому: Борщовым, да Успенским, да Алексеевским монастыри, а за ними 210 дворов. Болховскому: Воскресенской Карачевской монастырь со крестьяны и со всякими угодьи. Курскому: Знаменского монастыря уделить вотчинных крестьян со всякими угодьи, а за ним 169 дворов. Предложение 2-е Вниде в его царская слуха от многих градов, что многие неразумные человецы, оставльше святую Церковь, учинили в домех своих молбища и собрався чинят чуже християнству, а на святую Церковь износят страшныя хулы, чего по тонку и исписати невозможно.
Ответ соборной Святейший патриарх со архиереи и прежнии соборы святейших патриархов со всеми архиереи блаженныя памяти отцу его государеву соборне доносили о тех развратниках и отступниках святыя Церкви, и обругателех святых Христовых тайн, о самочинных их ересех, по наказанию церковному и по многому архиерейскому учению и прошению которые отступники и развратники упорно стояли на своем упрямстве, святой Церкви не покорялись и во истинное покаяние не приходили. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, ревнуя по Господе Бозе и обороняючи матерь свою святую Церковь, указал тех врагов, святыя Церкви противников, отсылать ко градскому суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить. И ныне по тому же просим и молим соборне великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца: которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении к их обращению истиннаго покаяния явятся противны, святой Церкви непокорны, и таких противников указал бы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец отсылать ко градскому же суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить. И о том воеводам и приказным людем, в городы и в села, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писать в наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости. А вотчинникам и помещикам и их прикащикам, у кого (среди крепостных) такие противники есть и будут, по тому же объявлять в городех архиереом и воеводам. А которые расколники где объявятся, и по посылкам архиерейским учинятся силны, и им, воеводам и приказным, по тех расколников посылать служилых людей. А во вся епархии ко всем архиереом послать о том грамоты. Предложение 3-е В царствующем его великого государя граде Москве и во всех градех, от предков его государских, великих государей царей и великих князей российских, состроены монастыри на прибежище желающих восприяти чин монашеский, на тихое и безмолвное пристанище, дабы весма чужду быть мирских пристрастий; а на пропитание тех благоизволяющих, приходящих в те состроеные монастыри, даны многие села и деревни и всякое доволство, чтоб все имели пищу и одежду готовую и не помышляли б ни о чем, кроме душевнаго спасения; а для престарелых и в болезнех сущих монахов устроены болницы. И в тех монастырех ныне общаго пребывания (следования общежительному уставу, подразумевающему общность имущества независимо от вступительного вклада) и болничнаго строения нет. А где и учинили б то Богу угодное дело, и тех монастырей монахи, не хотя быть в послушании, отходят в иные монастыри, и тем монашеское крепкое житие упразднилось. Также бы и хмелнаго пития в монастырех отнюдь не держать. Ответ соборной О монастырском строении и общем жителстве, о пищи и о одежде, и о прехождении монахов из монастырей, и о всяком монастырском благочинии, соборне утверждаем: во всех монастырех повелеваем пианственного пития не держати; архимандритом, и игуменом, и строителем жити благочинно и братию ко благочинию наставляти, во всем собою образ являти, особыя пищи и пития не держати, и в келиях своих с гостьми особых трапез не поставляти, ходити по вся дни в трапезу с братиею ясти и пити обще, а из трапезы хлеба и всякия пищи и пития не износити и в келиях не держати; а пишу и питие в трапезе поставляти по уставу.
А будет кому прилучится от мирских людей приехать по обещанию помолитися, и ему дати упокоение по монастырскому чину: пищу и питие, чем братия питаются,– в гостиной келье, и приставить искуснаго старца, кому о том смотреть. А особого пития про гостей отнюдь не держати, такожде и от гостей, что привезут вина и всякого хмелнаго пития, в монастырь отнюдь не принимати и перед него в монастырь не поставляти. А желающих спасения, приходящих от мирских людей, скудных и не имеющих у себя имения – и их приимать безвкладно в монастырь, с разсмотрением, и постригать правильно, по монастырскому чину: свободных и не беглых от законных своих жен и от господей своих. А одежду имети всякую настоятелем и братии обще, давати из монастырския казны; а денгами настоятелем из казны отнюдь не имать и братии не давать. А о престарелых труждающихся братиях немощных – попечение о них имети и в болнице всякое строение надзирати, чтоб пред прочиею братиею какого оскудения в пищи и питии не было. И из монастырей в монастыри монахом без повеления коеяждо епархии архиереов не приходити, и архимандритом, и игуменом, и строителем не отпускати, а непокоривых и строптивных ослушников смирять по монастырскому чину; тако ж и приходящих монахов без повеления архиереов и без отпускных (грамот) не приимати. И архимандритом и игуменом смотреть накрепко, чтоб священники из монастырей в домех мирских людей мужеска и женска полу не постригали и при смерти. А будет кто безстрашник не послушает нашего повеления, станет и в домах постригать, и архимандритом, и игуменом, и строителем таких безчинников отсылати ко архиереом коеяждо епархии, а архиереи по святым правилом станут о том указ чинить. А которые чернцы в монастырех не живут в послушании и безчинно живут на Москве и в городех, ходят по кабакам, и по корчмам, и по мирским домом, упиваются до пьяна и валяются по улицам,– и на таких безчинников, великого государя повелением и святейшаго патриарха благословением, Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря властям построить прежде бывший Пятницкой монастырь, огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми, по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать; а властем им пищу и одежду давать по монастырскому чину, а за монастырь их отнюдь не спускать. А архиереом такожде во своих епархиях учинить по разсмотрению о бродящих чернцах.
А женска полу, которыя безчинно постригались вне монастыря, в домех своих, и ныне ходят по мирским домом и садятся по улицам и по переулкам, просят милостыни,– и на таких стариц, безчинно постриженных, коемуждо архиерею во своей епархии приискать мужские монастыри с вотчинами по своему разсмотрению [потому что девических монастырей мало с вотчинами и прокормиться без вотчин в монастырех нечем] и устроить монастыри старицам, которые бы монастыри были не в далном разстоянии от того архиереа, в котором граде архиерей живет, для того чтобы всякое устроение самому смотреть, и выбрать к ним из женских монастырей стариц добрых, кому над ними началствовать. А по мужеским монастырем, для всякого монастырского строения и для вотчинного управления, от мирских людей никого не посылать; а посылать архиереом от духовнаго чина добрых и искусных, по своему разсмотрению. А которые девические монастыри многовотчинные, и в те б монастыри указал великий государь выбрать и послать дворян старых добрых для управления вотчин тех монастырей, чтоб старицам из монастырей по деревням не ездить и меж мирских домов не жить. А быть тем дворяном в послушании у архиереов и всякое монастырское внешнее устроение строить по благословению сущаго тамо архиереа, а в духовное управление между стариц и церковных причетников дворянину не вступаться и ни в чем не ведать. Да и о том соборне утверждаем, чтоб мирские люди вдовых священников в домех своих у крестов не держали. А буде кому из великих людей, из бояр, из околничих и из думных, кому невозможно быть без церковнаго служения, для домашних своих священника держать у себя в дому,– и им бити челом на Москве святейшему патриарху, а в городех архиереом, и тем людем указ чинить святейшему патриарху и архиереом по своему разсмотрению, дать благословение священнику не вдовому. А вдовым попам и еромонахом отнюдь не давать благословения в мирских домах жить и службы церковныя совершать для того, что в нынешнее время многие попы и диаконы живут безчинно, и упиваются безмерным пианством, и дерзают безстрашием не изтрезвився служить божественную литоргию и прочия церковныя службы: утрени, вечерни, молебны, панихиды,– такожде и церковныя тайны: святое крещение, миропомазание, и благословение брака, и исповедание, и святое причащение, и над болящими елеосвящение,– действуют пьяные, и от такового безчиннаго пианства в покаяние не приходят и не перестают, и божественнаго писания не внимают, и архиерейское запрещение презирают: и таких безчинников и пианиц архиереом от священства извергать по правилом (в тексте пропуск).
И из тех вдовых попов которые безстрашники впредь учнут без архиерейскаго благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех – и таких безчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал или отдавать в работу. А которые люди без архиерейскаго благословения учнут в домы свои таких безчинных вдовых и отлученных попов призывать для церковныя службы и церковных потреб – и такие люди под церковною епитимиею будут подлежать. Предложение 4-е При отчинах его, великого государя, при Великом Новеграде, при Пскове, при Смоленске, имеются в близости границы короля полского и короля свейского. А по давным свободам еще есть в тех (зарубежных) местех благочестивыя Церкви и христианское жителство. И аще тому и гонения великаго нет, однако ж, скудости ради иереов, не токмо приходят к расширению, но и досталныя искореняются. А которые б благочестивые и похотели имети при себе священников, и им того получить невозможно для того, что тех градов архиереи в те зарубежные места иереов не поставляют, и от того и досталные христиане, будучие за рубежом, совершенно искореняются. Ответ соборной Иереов в зарубежные городы державы королей полского и свейского посвящати, и дать о том его великого государя грамоты ко архиереом, такожде и его святейшаго патриарха грамоты послать, с таковым остерегательством: буде которые благочестивые учнут того желать, а скажут, что церковь благочестивая стоит пуста, а священника нет, и положат о том свидетелство, или прежния грамоты, или о строении церквей вновь грамоты тех государей или сенаторския,– и таковых посвящати. Предложение 5-е Великого государя его царского величества всяких чинов людей во всякой верности, также и во всяких росправных делех приводят ко уверению истиннаго обещания пред святым Евангелием по чиновной печатной книге, а в той книге многия страшные и непрощаемыя клятвы положены, которыя к тем делам и не приличны. Ответ соборной О чиновной книге, по которой приводят всяких чинов людей к вере, а в ней положено три статьи, первой и второй статьи быть, только требуют исправления, а что от Церкви положено в прещении поучение – и тому и впредь такоже быть. А по третьей статье чтоб великий государь указал отставить церковные казни, клятвы на люди не налагать и вечною смертию их не убивать для того что в той статье писано; в его государевых делах и во всяких сборах многие люди грешат, по обещании своем пред святым Евангелием того не исполняют и тем себя вечною смертию убивают. Чтоб великий государь изволил тем людем наложить свой государев указ, прещение и страх по градским законам, кто чего за какую вину достоин. Предложение 6-е Бог Всемогущий, по своей неизречной благости, даровал святей своей Церкви пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, на нем же распятся и пострада яко человек, такожде и ризу свою божественную, яже есть хитон,– от них же истекают многая и различная исцеления с верою приходящим, которое сокровище блюдомо есть в велицей соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы от многих лет и доныне. В мимошедшия ж лета изволением предков его государских, вкупе же и благословением святейших патриархов тогда бывших, то пребогатое сокровище разделено на многия части, и устроено в разные ковчеги, и блюдомо не во едином месте, и того ради явилось пренебрегомо, и некоторыя части от соборныя церкви той божественной ризы едва не отлучены ль. И сего ради он, великий государь, изволяет: то пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, устроити во уготованном ковчеге и держать в соборной церкви во особом твердом к тому устроенном месте со всяким опаством; а ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, все отделенныя части, такожде собрать и устроить во едином ковчезе, и держать вкупе с частию животворящаго древа, и воздвизать единожды в год, в день спасителных его Христовых страстей, еже есть в Великий пяток. А на просвещение всегда православным християном, приходящим в соборную церковь, и в домы желающим для исцеления всяких различных болезней, имети прежней, к тому устроенной, ковчег с частию тоя божественной ризы, и хранити его в прежнем устроенном месте, на западной стране во угле. И утвердить ныне то соборным изложением, чтоб впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделяти. Ответ Зело то его великого государя намерение благоприятно ко украшению святыя Церкви и к крепости недвижимой того пребогатого и неоцененного сокровища: сие утверждаем тако быти, как писано в предложении царском. Предложение 7-е Мощи великого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна и протчих святых, которые от многих лет собраны и блюдомы суть в церкви Благовещения пресвятыя Богородицы, что у него великого государя на сенях, и единожды в год, в дань спасительных страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже есть в великий пяток, приносятся в великую соборную церковь Успения пресвятыя Богородицы ко омовению, и тем освящается вода на просвещение и исцеление приемлющим с верою, и по омовении относятся в прежнее место: и утеснения ради места многие мощи полагаются небрегомо и бывают безо всякого призрения, о чем слышати странно. И сего ради он, великий государь, изволяет: те многоцелебные мощи для лучшаго устроения, и почести, и на просвещение людей, отдать в монастыри, и в соборы, и к приходским церквам, в знатные места, где тех всех святых, Богу угодивших, состроены церкви во имя их каменным зданием. А которые мощи за тем останутся – и те потому же устроить во особое место, благочинным устроением, и затвердить его государскою печатью, чтоб всегда было цело и нерушимо. А в день спасителных страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа те мощи, вкупе с теми, которые отданы будут в соблюдение к церквам, приносити ко омовению в великую соборную церковь по прежнему церковному чину. Ответ Сему соборне утвержаем быть так, как писано в предложении царском, а в которые монастыри к церквам, такожде и к приходским церквам же, которые мощи отдать,– то должно чинитися по воле великого государя. Предложение 8-е В царствующем его великого государя велицем граде Москве некоторые мужеские и девические монастыри состроены междо дворов мирских людей пребывания, и от всякого дому в те монастыри устроены входы, и теми входы в день и в ночь входят в монастыри, и то чинится противно общему пребыванию. Такожде многие вкладчики построили в тех монастырех особыя церкви и приделы, будто в вечное поминовение родителей своих, и к тем церквам для службы нанимают белых священников, и подаяние, которое было довелось дать в общину братии, то дают тем священникам, и от того те монастыри стали в разстроении и братия, не имея чем питатися, розошлись, и скитаются в мире, и по мирским домом ходят и просят себе пищи. И то стало безчинно и отеческому преданию противно потому, (что) монахом достоит весма отлучатися от мирских пристрастий и быти в монастыре, яко в тихом пристанище. И сего ради он, великий государь, изволяет, чтоб монахи не имели общаго пребывания с мирскими и чтоб все входы в монастыри от мирских домов затвердить; а буде где невозможно, и те б монастыри с вотчины, для благочиния, перевесть в иные места, где пристойно, чтоб монашеское пребывание было свободно от мирских. Ответ Сие дело богоугодное и монашескому жительству ко спасению. И которые монастыри во утеснении от мирских домов, те б перенести на иное угодное и пристойное место, где великий государь укажет; а которые монастыри мочно определить от мирских домов, и тем бы быть по прежнему, а входы прежние, которые учинены были из домов в монастыри,– те б затвердить, и никому теми пути в монастырь не входить, и общему житию препоны не чинить: то утверждаем соборне. Предложение 9-е По его, великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, в царствующем его, великого государя, граде Москве о нищих разсмотрение учинено, и велено их разобрать, и странных и болных держати в особом месте, со всяким доволством, от его государевы казны: и чтоб великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии изволил и преосвященным митрополитом и архиепископом приказать потому ж и во градех учинить пристанище нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые б, имеющие здравие телесное, пристали к работе. Ответ Сие предложение, угодное Богу и спасение християном, и соборне утверждаем: да будет тако. Предложение 10-е Чтоб нищие в церквах во время церковнаго пения милостыни не просили и тем во церкви стоящим христианом мятежа не чинили. Ответ Сие предложение, угодное Богу и спасение христианом, да будет тако. Предложение 11-е Чтоб протопопы, и попы, и церковные причетники на церковных землях, которыя даны в погребение телес умерших християн, изб, и лавок, и анбаров не строили, и никого на те земли жить не пускали, и тем церквам Божиим утеснения и пакости не чинили, и ту б землю загородили в надолбы, чтоб безчинно на ту землю никто не ходил и не ездил. Ответ Чтоб великий государь указал послать из Земского приказу кого пригоже и те все земли измерять и очистить по дачам, что прежних земель по писцовым книгам кладбища и что из-под дворов придано после морового поветрия, и те все земли огородить; а из его Патриарша приказу тем духовным будет приказано накрепко. А что к которой церкви по старым писцовым книгам земли, и что к той земле дано в прибавку после морового поветрия, и из чьих дворов порознь дано,– о том бы для ведома указал великий государь прислать из Земского приказу в его Патриарш приказ книги. Предложение 12-е В которых монастырях и в приходских церквах бывает празднество настоящаго того праздника, и в то б время к тем церквам со всякими ядомыми харчи, и с квасом, и ни с каким питьем никого не припускать и тем святой Церкви не безчестить, чтоб в том безчинство не чинилось. Ответ Сие предложение, угодное Богу и спасение христианом, паче же всего из того будет украшение святей Церкви и благолепие, и утверждаем соборне быти тако. Предложение 13-е Многие монахи, мужеска полу и женска, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей, и начинают жити в лесах, и помалу прибирают к себе таких же непослушников, и устрояют часовни, и служат молебны, а потом бьют челом о грамотах святейшаго патриарха и у архиереов о строении на тех местех церквей. И имянуют их пустынями, и в тех новопостроенных пустынях церковное пение отправляют не по исправным книгам, и для того приходят к ним многие люди, и селятся близко их, и имеют их за страдалцов, и от того урастает на святую Церковь противление. И чтоб великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии со освященным собором впредь таковыми быти не попускали. Ответ О сем великому государю бьют челом митрополиты, архиепископы, чтоб великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и своих государевых грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; а они те пустыни, при которых близко поселение мирских людей, переведут в монастыри, а в тех местех устроят приходские церкви. И сие предложение соборне утверждаем: да будет тако. Предложение 14-е На Москве всяких чинов люди пишут в тетрадех, и на листах, и в столбцах выписки, имянуя “из книг Божественнаго Писания”, и продают у Спаских врат и в иных местех. И в тех писмах на преданныя святей Церкви книги является многая ложь, а простолюдины, не ведая истиннаго писания, приемлют себе за истинну и в том согрешают, паче же выростает из того на святую Церковь противление. И чтоб святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии изволил того приказать остерегать и свидетельствовать с Печатного двора. Ответ По сему предложению указал бы великий государь приставить особого человека, а он, святейший патриарх, особого человека из духовных изберет же, чтоб они вкупе того постерегали: и которые объявятся с такими лживыми писмами, и тех имая приводить в его Патриарш приказ и чинити смирение, смотря по вине, и имати пени по разсмотрению; а для вспоможения тем выборным людем давать с караулов стрельцов, когда понадобится, на непослушников. Предложение 15-е Которыя книги прежних печатей учнут всяких чинов люди продавать, и у тех бы людей те книги имать на Печатной двор, а вместо того давать исправленныя книги, чтоб в том во святых церквах несогласия, а меж людми сумнения не было. Ответ Кто, каких ни есть чинов, учнет книги приносить прежних печатей, и тем людем новоисправныя книги даны будут без цены. Предложение 16-е На Москве во многих местех учинены полатки и деревяные анбарцы, и в них поставлены из монастырей святыя иконы, и называют часовнями, и держат в тех часовнях священников, и служат молебны. И во дни Господских и Богородичных праздников и в воскресные дни собираются у тех часовен многой народ и, оставя святую Церковь и в ней совершаемую божественную тайну, слушают тех молебнов. И чтоб отныне в тех часовнях священником не быть, разве не во многих и определенных пристойных особых местех, и то с повелением великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и за благословением великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии. Ответ Чтоб в часовнях святым иконам быть, которыя близко караулов, а старцом при тех часовнях не жить и поселения никакого не иметь. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею имп. Академии Наук (АИ). СПБ. 1842. Т. 5. № 75 ЦАРСКАЯ ГРАМОТА В нынешнем во 190 (1682) году сентября в 2 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец изволил о святем Дусе отцу своему и богомольцу великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всея России и всему (освященному) собору возвестить о делех, которыя требуют исправления, вначале ко ограждению святыя Церкви, а потом христианам на распространение, противникам же церковным на искоренение. И по тому его царскому возвещению, святейший патриарх вкупе со освященным собором начало тому учинили: преосвященным митрополитам и архиепископам по степеням быти так, как в том его царском возвещении написано, соизволили. А чтоб для подобающей архиерейской чести, на умножение хвалы Божия, имяноватися им, архиереям, теми грады, которые в его царской державе имяниты суть,– того не исполнено. Такожде и о Сибирской стране, чтоб для ея пространства и множественнаго народа, Христа не знающаго, быти в прибавку архиереям,– того не учинено ж. Да и во иных градех, которыя от архиерейскаго пребывания имеют дальнее разстояние, быти б архиереям для исправления и спасения людей, пребывающих в тех градех,– того в совершение не приведено ж. И чтоб ныне те доброначатыя с Богом дела исправити, понеже в Сибирской стране от столичнаго града тоя епархии до Доурских, и Нерчинских, и Албазинскаго острогов, и до иных тем же подобных многих мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят. А в тех дальних местах христианская вера не разширяется, развратники ж святыя Церкве там умножаются. Да не токмо в такой дальней и пространной стране, но и в иных многих градех, а имянно: в Путивле, и в Севске, в Галиче, на Костроме и в иных многих местех противники умножились, зане не имеют себе возбранения за разстоянием дальним, понеже во епархиях град от града и место от места имеют разстояния немалая. И пристойно в тое Сибирскую епархию для ея разширения и вышеписаннаго непотребства, и в иные грады прибавить архиереев. Таково письмо в тетради чтено святейшему патриарху и властем, и поднесено 190 (1682) февраля в 6 день. СГГиД. М., 1826. Т. 4. № 131. С. 410–411 ВОЙНА Тяжелая и кровопролитная война против османско-крымской агрессии на Украине (1672–1681 гг.) отразилась в огромном количестве документов. Царь Федор Алексеевич и Боярская дума, нередко заседавшая в расширенном составе и с привлечением освященного собора духовенства, издавали грамоты и указы о мобилизации сил и средств, принимали наказы воеводам и дипломатам, утверждали объявительные грамоты о событиях и жалованные грамоты как отдельным отличавшимся, так и полкам, армиям, родам войск и сословиям. Центральное военное ведомство – Разрядный приказ – составляло многочисленные указы и распоряжения, принимало донесения воевод о ходе боевых действий и утверждало наградные списки на отличившихся, обрабатывало информацию агентов военной разведки (резидентов, лазутчиков, проходцев и охотников за языками). Посольский приказ, ведавший внешней политикой в целом, и подчиненный ему Малороссийский приказ, отвечавший за обстановку на Украине, не менее подробно документировали события. Стрелецкий, Рейтарский, Пушкарский, Иноземный приказы сохранили в своих архивах немало материалов, относящихся к войне; отдельные интересные документы выявлены и в других фондах Российского государственного архива древних актов. Публикуемые документы характеризуют позицию царя Федора Алексеевича и его правительства в критический момент войны, когда огромная армия прославленного полководца Османской империи великого визиря Кара-Мустафы готова была обрушиться на Российское государство, оказавшееся в международной изоляции, под угрозой нападения других соседей. В этих условиях командующий русской ударной армией отважный воевода князь Г.Г.Ромодановский получил один за другим два указа, фактически связывающих ему руки в начавшейся кампании. Именно высшие политические соображения государя заставили русско-украинские войска, несмотря на совершенные ими подвиги, оставить разрушенный центр Правобережной Украины – Чигирин. Учитывая недовольство россиян, среди которых упорно бродили слухи об измене, правительство Федора Алексеевича принимает указы о богатых пожалованиях и наградах всем участникам кампании 1678 г. и в особенности дворянству, маскирует свои поиски мирного решения конфликта объявлениями об опасности нового турецко-крымского наступления и проводит мобилизацию, а после заключения Бахчисарайского мира 1681 г. торжественно объявляет об успешном завершении войны и благодарит за победу не только войска, но и много пожертвовавшие на армию городские верхи. Эти указы, однако, не смогли погасить недовольство регулярной пехоты и горожан, проявившееся во время Московского восстания 1682 г. НАКАЗ ВОЕВОДАМ О ДЕЙСТВИЯХ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ НЕПРИЯТЕЛЯ Великий государь, советовав в Дусе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоакимом патриархом Московским и всея России и говоря со своими государевыми бояры указал: Тайныя вести, что писал к нему, великому государю, из Волошской земли стольник Афанасий Поросуков о замыслех турскаго салтана к войне и о приходе визиреве с войски его под Чигирин и под Киев, послать для ведома к бояром и воеводам ко князю Григорью Григорьевичу да ко князю Михайле Григорьевичу Ромодановским. И чтоб они, предваряя то неприятельское нашествие, шли к Днепру и к Чигирину или под Киев со всеми его государевыми ратными людьми и с подданным гетманом с Иваном Самойловичем, смотря на тамошнее настоящее дело, куды пристойно и где воинской случай того их прихода употребляти будет (т.е. потребует). И чинили по сему его великаго государя указу, как написано в статьях ниже сего. 1 Как они, бояре и воеводы, уведают подлинно, что турскаго салтана визирь с войски учнет приближаться к реке Богу (Буг) для воинскаго промысла над Чигирином или над Киевом, и им, бояром и воеводам, предваряя тот его воинской приход и не допуская его до Чигирина и до иных его царскаго величества городов, послать от себя к визирю кого пригоже и кого б с такое дело стало. И велели (б) тому визирю говорить: Ведомо вам, боярам и воеводам, учинилось, что он, визирь, с войски идет на Украйну его царскаго величества войною. И буде он с теми войски подлинно идет для войны, и он бы, визирь, к ним, бояром и воеводам, писал, за какия причины салтаново величество, оставя изконную дружбу с великим государем нашим, с его царским величеством, войну всчал? А с стороны великаго государя нашего, его царскаго величества, никакой причины к войне не учинено. И чтоб он, визирь, по своей полной мочи разсудил о том, пристойное ли дело тому быть, что без причины войну всчинать и во обеих сторонах кроворазлитие невинное учинить, которое не токмо великому государю нашему христианскому, его царскому величеству, то противно,– но и салтанову величеству по должности своего закона чинити того не годится. И естьли он то учинит, то от всех государей христианских и мусульманских будет зазор и укоризна за несохранение (султаном) закона своего! 2 И буде визирь учнет говорить, что он должен исполнять повеление салтанова величества и куды ему указано идти, туды и пойдет, и им, боярам и воеводам, тому своему посланному наказать говорить визирю: То ему, великому визирю, подлинно ведомо, что у предков великаго государя нашего его царскаго величества, у великих государей царей и великих князей российских, с предки государя его, салтанова величества, с салтаны турскими, и с его Магмет-салтановым величеством изконная братская дружба и любовь без нарушения, и послы были, и посланники, и гонцы ссылались почасту. А во 136 (1628) году славныя памяти Мурат-салтаново величество ту изконную братскую дружбу и любовь чрез посла своего Фому Кантакузина еще подкрепил. И крест он, Фома, по указу его салтанова величества целовал, что тому быть навеки неподвижно. И по такой изконной укрепленной дружбе всегда междо обоими великими государи процветала любовь. И как в прошлом во 145 (1636/37) году донские козаки взяли город Азов, и блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея России самодержец, исполняя ту братскую дружбу и любовь, город Азов Ибрагим-салтанову величеству велел отдать. А донским козаком за ту городовую отдачу, за его салтанова величества любовь, пожаловал свое царскаго величества большое жалованье, которое и доныне на вся годы дается им из казны его царскаго величества. А его салтаново величество обещался за то изконную дружбу и любовь иметь и держать крепко и нерушимо навеки, свыше прежняго.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.071 с.) |