Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравы москвитян и состояние страны
Праздники они справляют при невероятном гуле колоколов, в кои звонят из усердия и по другим дням. Если кого посещают даже по делам, то при входе в комнату прежде обратят внимание не на человека, какого бы он звания ни был, а помолятся на образ... и трижды перекрестятся, что я сам замечал на наших приставах, а потом уже заговорят про свои дела. Дружбу изъявляют они удивительным образом: не только внутри, но и вне стен, мало того, публично на улицах, без различия знакомые между собою мужчины, мальчики, женщины и девицы, встречаясь, целуются и тем заявляют свое родство и дружбу. Если же бывают друг у друга в гостях... то подносят тотчас чарку водки... известной величины [каковых две привез я с собою на родину]. Ее каждый обязан осушить, ибо она всегда предлагается за здоровье царя... После этого, если гость приглашен к обеду, подается пиво, потом мед и, наконец, вино разного сорта. Угощая нас довольно часто обедами, они и соблюдали такой именно обычай. Пока длится пирушка, они жен своих на нее не допускают, разве уж попросят о том или уважаемые гости, или близкие друзья. Тогда является жена в самом лучшем наряде и становится у печи, заложив руки за спину. К ней с приветствием подходят гости и поодиночке, держа, подобно ей, руки тоже за спиною, протягивают губы друг дружке, целуются с ней и тем заявляют расположение и дружбу. Поцеловавшись, она кому-то одному подносит чарку водки и уходит. Потом и муж дает позволение, даже не при себе, поговорить и побеседовать по желанию с женой своей подольше. Наряд их однообразен. Мужчины ходят в длинных свитках водяно-пепельного цвета, с рукавами почти в три фута; очень многие, кто побогаче, собирают их складками на локтях; носят высокие шапки; волосы... постригают; бороду... не бреют; подпоясываются кушаком... Сапоги носят из турецкой кожи желтой, голубой, а то и зеленой, подешевле – из черной, плотно и ловко охватывающие ноги. Женщины среднего сословия носят шелковую одежду большею частью желтого цвета, с длинными рукавами, которые либо волочатся по земле, либо собираются в складки на локтях; без них редкая обойдется – иначе ее сочтут лишенною лучшего украшения. На праздник надевают они верхнюю одежду, обшитую всюду галунами... тоже со спускающимися вниз рукавами. Голову покрывают шапками наподобие шляпы, сверху круглыми, со скошенною в четыре рога опушкою, на которые ради приличия накидывают еще персидское покрывало, закрывая им и лицо...
Молодые люди обоего пола одеваются по-своему. Парни ходят в коротких кафтанах пепельного цвета, не доходящих до колен. Чтобы быть тонкими и проворными, они крепко подпоясываются; к бедру привешивают длинный нож в ножнах... коим в ссорах нередко распарывают животы друг другу. Шею тоже украшают ожерельем, шириной в три пальца, унизанным жемчужинами; в руке носят палку... Девицы, более чем замужние сбирая в складки рукава рубашки, носят длинные голубого цвета платья с рукавами, по обыкновению волочащимися по земле. Волосы... расчесывают на две стороны, с широкими повязками и с заплетенными двумя лентами на конце. На лоб [который немилосердно румянят, как и все лицо] привешивают украшенный сверкающими звездочками и жемчужинами ободок. Труд и занятие их – главным образом мытье белья, которое навешивают они на концы длинного шеста, кладут в равновесии на плечо и носят без помощи рук. В таком виде ходят они в Москве по плавучему мосту, где обыкновенно толпою собираются парни, шутят, резвятся, купаются, брызгаются и мало ли еще что! Игры у них не очень-то благородны. Простолюдины чаще всего собираются на улицах, где шагах в трех от себя бросают на землю железное колечко величиною с наш флорин. Один из них нагибается; другой, хорошенько разбежавшись, прыгает ему на спину и, сидя на нем, кидает в колечко заостренною железкою... а другой беспрестанно ему ее подает. Сколько раз попадает он в середину колечка, столько раз позволяется ему и промахнуться; а промахнется он разом больше, чем попал, он тогда теряет игру и должен в свою очередь на своей спине держать другого... Высший класс играет во французские карты; купцы – в шахматы. Девицы и молодые женщины, где найдут удобное место – на улице ли, на дворе ли, кладут большой величины колоду, а на ней помещают в равновесии доску. Стоя по концам ее, они приводят друг дружку в движение и попеременно наподдают кверху, иной раз [если сойдутся наловчившиеся] так смело, что подбрасывают одна другую на доске кверху высоко. Этим качанием они тоже занимаются целыми днями...
Пляска их состоит в бесстыдных жестикуляциях и движениях тела. Неудивительно, если это составляет источник разных непристойностей и преступлений. В случае ссор они прибегают к самым скверным ругательствам... У мальчиков забава с собаками, которых они, между прочим, приучают и возить... Неоднократно наблюдал я, как такие собаки, понукаемые мальчиками, возят домой воду... В Москве я видел две бани: одну отдельную на р. Москве, другую в Белом городе на р. Неглинной... Ради любопытства некоторые из нас захотели посмотреть на нее и по принятому у нас обыкновению пришли прикрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу: дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как завидели москвитяне нас покрытыми – сами они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже. Кому надо воды – тот должен сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться, как они вместе того, чтобы тереться, начали хлестать себя прутьями, орать, окачиваться холодной водой... Так моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед, не стесняясь. Одна только охота с ястребами, кречетами да соколами, кажется, заслуживает у них похвалы; в этом они, правду сказать, отличаются... Как по достоинству, так и по ценности главное место занимают собольи меха, превосходное качество которых известно всему свету... Цена некоторых из них в самой Москве доходит до 100 рублей... Благодаря изобилию мехов скорняки и дошли до такого совершенства, что умеют отлично выделывать эти меха, резать на куски и мастерски сшивать какие угодно мелкие кусочки: я сам очевидец, как из крошечных кончиков собольих хвостов они сшивают вельможам прелестнейшие рукава ценою в 6 или даже в 8 золотых. Не говорю о других мехах, которые приносят им огромную прибыль... Два раза случилось мне встретить царя на улице, отправляющегося для развлечения за город. Я остановился, чтобы поглядеть на его поезд, следовавший в таком порядке. Впереди шли два скорохода, сгонявшие народ с улицы и в дома, чтобы кто не попался царю навстречу. Если не было места, где скрыться, как, например, за городом, тогда каждый должен был падать ниц и лежать до тех пор, пока царь не проедет. Подойдя ко мне, скороходы спросили (Таннер передает вопрос на ломаном русском): из числа ли я посольских челядников? Я ответил (тоже на ломаном русском): так есть. На что они, замотав головой, отвечали (на ломаном русском): хорошо, хорошо, оставайся, – и поехали дальше. Спустя немного проследовал царский поезд. Впереди ехали 18 под богатейшими седлами коней. За ними следовало множество придворных, все без шапок. Наконец, ехал сам царь верхом на прекраснейшем коне, с золотым скипетром в руке и в золотой, всеми частями блиставшей и усыпанной алмазами короне сверх подбитой собольим мехом шапки. Когда я сделал ему надлежащий поклон, он, чуть качнув головою и скипетром, ответил мне благосклонной улыбкой. Затем длинным рядом ехал кухонный обоз и разные принадлежности. И это был неофициальный выезд царя, который величие свое заявляет не как иные монархи толпою царедворцев, а больше всего роскошью и красотою коней.
Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году / Перевод с латинского, примеч. и приложения И. Ивакина // Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР). 1891. Кн. 3. Отд. III. С. I–IX, 1–202 ЦАРЬ, ЕГО СЕМЬЯ И ДВОР Московский двор, начиная с самодержца и его семьи и кончая низшими чинами (жильцами, выборными дворянами и пр.), жил по определенным, строго регламентированным нормам, являясь как бы “лицом” государства. Поведение “чиновных людей”, их быт и даже одежда определялись традициями и изменялись указами. События в жизни царской семьи считались событиями государственными, подлежащими объявлению по всей России и за границей. Феодор Алексеевич, как свидетельствуют публикуемые документы, уделял большое внимание ритуалу, “чинности” при своем дворе. Вместе с тем он не считал возможным ставить под сомнение свою власть соблюдением введенного отцом обычая перечислять в государственных актах, наряду с царским именем, имен царевичей. Государь не поощрял крайних проявлений низкопоклонства перед своей особой, подчеркнуто скромно отмечал события личной жизни и отличался сравнительной мягкостью в регламентации жизни придворных. Часть указов сохранилась в виде уведомительных грамот отдельным исполнителям (например, воеводам), которые должны были проводить эти указы в жизнь. Рассылавшиеся по стране объявительные грамоты о событиях при дворе публикуются по подлинникам, различавшимся лишь адресами. Документы сгруппированы тематически: вначале идут относящиеся к царю, затем – к его семье, наконец – к жизни Государева двора. О ПИСАНИИ В ДОКУМЕНТАХ ОДНОГО ЦАРСКОГО ИМЕНИ Указали мы, великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, из сибирских городов к нам, великому государю, в отписках и во всяких наших государевых, также и в Сибири челобитчиковых и во всяких делах, писать одно наше государское именование, как писано при деде нашем государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии самодержце, и при отце нашем государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце до 163 (1654/55) года.
А что писали к отцу нашему государеву, блаженныя памяти к великому государю, и к детем его государским, к нам, великому государю, и к братьям нашим,– и то учинилось вновь, как учинились походы отца нашего государева, блаженныя памяти великаго государя, против недругов – польского короля и иных. И как к тебе (сибирскому туринскому воеводе Еремею Пятаго) ся наша великаго государя грамота придет, и ты б учинил по сему нашему великаго государя указу. ПСЗ-I. Т. II. № 709. С. 147 О НЕУПОДОБЛЕНИИ ЦАРЯ БОГУ Стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы! (Объявлялось с Постельного крыльца царского дворца.) Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич велел вам сказать: Ведомо ему, великому государю, учинилось по вашим челобитным, по которым вы наперед сего бивали челом и ныне бьете челом ему, великому государю, и на выходех подаете челобитныя, а в тех своих челобитных пишете, чтоб он, великий государь, “пожаловал, умилосердился, как Бог”. И то слово в челобитных писать непристойно. А писать бы вам в прошении о своих делех: “для прилучившагося котораго наставшаго праздника и для его государскаго многолетнаго здравия”. А впредь бы вам по вышеписанному, как вы наперед сего писывали, не писать. А если кто впредь дерзнет так писать – и тем а то от него, великаго государя, быть в великой опале. Да вам же указал великий государь сказать. Будет ныне есть или впредь у кого из вас в домех ваших будут боли огневою, или лихорадкою и оспою, или иными какими тяжкими болезньми, и вы б о том для ведома приносили в Розряд сказки за руками, в которых числех такия боли объявилися. А сами б вы, которыя из вас ездят за ним, великим государем, в походех и которые живут на Москве, с того времени, как у вас в домех ваших больные объявятся, в походы не ездили, и на Постельное крыльцо не ходили, и ему, великому государю, на выходех нигде не являлись до его государева указа. И как у вас в домех ваших те боли от тех болезней оздоровеют, и вы б про то по тому ж сказывали в Розряде, а без указа в походы не ездили, и на Постельное крыльцо никто не ходили, и нигде великому государю на выходех не являлись по вышеписанному его государеву указу ни которыми делы. А будет у кого из вас такия боли в домех ваших будут, и вы про них в Розряде не объявите, и сказок не подадите, и учнете ездить в походех, или кто станет ходить на Постельное крыльцо, или где на выходех ему, великому государю, являться, и ему, великому государю, про то учинится ведомо, или кто в том на кого из вас ему, великому государю, известит – и тем за такую их безстрашную дерзость и за неостерегательство его государева здоровья по сыску быть в великой опале, а иным и в наказаньи и в разореньи без всякаго милосердия и пощады, и поместьи их и вотчины взяты будут на него, великаго государя, и отданы в роздачу безповоротно. ПСЗ-I. Т. II. № 826. С. 268–269 БРАК С АГАФИЕЙ СИМЕОНОВНОЙ ГРУШЕЦКОЙ
В нынешнем во 188 (1680) году июля в 18 день изволили мы, великий государь, сочетатися законному браку, а поняти дщерь Семена Феодоровича Грушецкого девицу Агафию Семеновну. И как к вам (боярину и воеводе князю В.В. Голицыну с товарищами) ся наша великаго государя грамота придет, и вы б собрали стольников, и полковников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и городовых дворян же, и детей боярских, и всяких чинов служилых людей и нашу великую радость им объявили. ПСЗ-I. Т. II. № 829. С. 270 РОЖДЕНИЕ ЦАРЕВИЧА ИЛИИ ФЕДОРОВИЧА В нынешнем во 189 (1681) году июля 11 день милостию в Троице славимаго Бога, и заступлением пресвятыя Богородицы, и всех святых молитвами царица наша и великая княгиня Агафия Семеновна родила нам сына, царевича и великаго князя Илию Феодоровича всея Великия и Малыя и Белыя России, а имянины его июля 20 числа. И как к вам (в Севск боярину и воеводе князю В.В. Голицыну с товарищами) ся наша великаго государя грамота придет, и вы б в приказную избу велели собрать тутошных служилых и жилецких всяких чинов людей и сю нашу великаго государя радость им сказали. ПСЗ-I. Т. II. № 877. С. 331 КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ ЦАРИЦЫ Июля в 14 день и час в четверток преставилась благоверная царица и великая княгиня Агафия Симеоновна. В колокол старой Успенской после вечерни три ударения было. В пяток утра в начале четвертаго часа дни благовест к выносу по чину погребения их в один колокол старой Успенской, указ о времени благовеста от государя бывает. И как патриарх пришел в соборную церковь – и по облачении ход по мощи: два креста христальных, и образ Богородицы запрестольный, и рипиды шли в Верх со звоном, звон прежняго обычая к погребению. И взяв мощи (царицы) с подобными надгробными пении несли в Вознесенский монастырь со звоном, в первых хоругви, потом диаконы, за ними кровлю гробную несли дворяне, потом священники, за ними кресты, и образ Богородицы, и рипиды, та(к)же священники и протопопы, игумены и архимандриты, за ними первая патриархова станица певчих, потом образ Богородицы, который у гроба стоял, нес протопоп Спаской, за образом патриарх, за ним архиереи, потом певчие – второй крылос, по них мощи, за мощами боляре и прочие чины. А государь в провождении и на погребении не был, скорби ради. И как мощи в монастырь внесли, то у святых врат была ектения над ними, а в ектению мощи на руках держали, кои были в санях. И дошед церкви выняли мощи из саней и гроб поставили среди церкви. Патриарх в литургию подсвечников около гроба поставить не указал. Также часы и по чину литургия в благовест и звон по обычаю вседневному. А по отпусте литургии, поставя четыре подсвечника со свещами у гроба, было начало погребения. А в литургию и в погребение царицы лице до целования открыто было, а целовали в руку. И по чину погребение до конца. Молитву прощения, лист, сам патриарх в руку (покойницы) подал. И как мощи понесли во гроб полагать, звон в монастыре был. И по погребении со кресты отпустил патриарх в собор архиерея, двух архимандритов да двух игуменов, протопопов и священников. А патриарх разоблачась шел в карете в Крестовую палату, по нем архиереи и весь освященный собор. И как со кресты из монастыря пошли в собор, в монастыре звон был, и в соборе крестам с реутом. В Четыредесятницу служили литургии архиереи, архимандриты, игумены и протопопы. ПСЗ-I. Т. II. № 878. С. 331–332 КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ ЦАРЕВИЧА Июля против 21 числа в седьмый час ночи преставися благородный царевич Илия Феодорович. После утрени в четверток в колокол старой Успенской в отдачу часов нощных три ударения было. И того дни, в пяток, погребения не было для того, что государь был в походе. А в субботу в 23 день поутру во второй четверти третьяго часа дни благовест в старой Успенской к выносу. И пришед патриарх в соборную церковь, вход творя по чину, облачившись пошел со кресты со звоном, и по нем весь освященный собор, в Верх. И взяв мощи по обычаю с пением надгробным несли со звоном во храм Архистратига Божия Михаила, и поставили среди церкви на столе. И по чину начались часы и литургия; к литургии благовест и звон, как и в прочие дни. Подсвечников со свещами у гроба в литургию патриарх поставить не указал. А по отпусте литургии, у гроба поставя четыре подсвечника со свещами, началось погребение младенческое. А в литургию, и в погребение, и на целовании мощи покрыты были: целовали образ Спаса Христа, которой пред гробом несен, а мощей не целовали, токмо поклонялись у гроба. И как понесли мощи в гроб полагать – звон был как и на выносе со всеми ж (колоколами), кроме новаго большаго. А по погребении в (Успенский) собор от Архангельскаго со кресты шли, и звон был с реутом, за ними (крестами) архиерей, два архимандрита да два игумена, протопопы и священники. Государь на погребении не был и власти по нем Четыредесятницы не служили, ни на третины, ни на девятины, ни на четыре десятины, и псалтыри не говорили, и при гробе в Четыредесятницу никого от церковнаго чина не было. ПСЗ-I. Т. II. № 881. С. 341 БРАК С МАРФОЙ МАТВЕЕВНОЙ АПРАКСИНОЙ Благоверный царь Феодор Алексеевич сочетался вторым браком с царицею Марфой Матвеевною, венчан духовником в Верху, а не в соборной велицей церкви, на последней неделе Мясоястия в среду. А венцы иманы из (Успенского) собора, а город (Кремль) заперли в заутрени. А венчаныя памяти по государеву указу отпущать велено из Тиунския избы. А молебен был на Сырной неделе во вторник, благовест был к молебну в новой большой колокол в два часа дни, и звон с ним. После молебна патриарх со властьми в соборе литургию слушал, служил соборной священник с диаконом. Службу пели рядовую без прилога. К литургии звон был в три колокола, а ко словесем (Христа “Приимите, ядите”) благовест повседневной. И после литургии патриарх со властьми ходили к государю с дарами. ПСЗ-I. Т. II. № 907. С. 379
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.032 с.) |