Социально-психологические качества личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические качества личности



Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реальной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через ту непосредственную «инстанцию» социального, каковой выступает группа.

При определении специфики социально-психологического подхода к исследованию личности следует опереться на предложенное в самом начале определение предмета социальной психологии, а также на понимание личности, предложенное А.Н. Леонтьевым. Тогда можно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Социальная психология не исследует специально вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей психологией.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой). На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно вычленить проблематику личности в социальной психологии.

Исследование качеств личности имеет длинную историю, как в общей, так и в социальной психологии. Начиная с перечисления различных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу о необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны.

Можно согласиться, что существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы «предписываются» членам группы.

Выделяются четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:

1) интериоризация (т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы);

2) социальное сравнение (прежде всего с другими членами группы);

3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов);

4) смысловая интерпретация жизненного переживания (И.С.Кон).

Конкретный вид этих процессов обусловлен характеристиками группы: самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения; социальное сравнение предполагает наличие кого-то «среднего» как точки отсчета, а это представление о «среднем» также формируется в группе и т.д.

Сами эталоны оценки оказываются различными, причем даже внутри одной и той же группы эталоны неоднозначны, поскольку группа неоднородна по составу: ее члены обладают различными индивидуальными психологическими особенностями (Кроник).

Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются также определенные качества личности.

В зависимости от наличия тех или иных качеств личность по-разному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждение себя среди других. Но эти «другие» — тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Именно это также способствует наделению личности «нужными» группе качествами. Принятие или непринятие личностью такой формы группового контроля зависит и от степени ее включенности в группу.

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения более общих методологических проблем. Главные из них:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального. Когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то делают это, противопоставляя социально-психологический и общепсихологический подходы.

3. Различие методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления (А.Асмолов).

До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-пси­хологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социально- психологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Что касается перечня качеств, то зачастую предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка и Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индиви­дуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания от­дельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). Во многих зарубежных иссле­дованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в од­ном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «до­брый», «подозрительный» и т.п.

Лишь иногда выделяется какая-то особая группа качеств. Так, социально-психологиче­ские свойства личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические свойства све­дены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социаль­ной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психоло­гическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу дейст­вия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.) (Бобнева, 1979}.

Еще более неразработанным остается понятие: «социально-психологические спо­собности личности», хотя ему уделяется большое внимание в литературе, и оно активно ис­пользуется в экспериментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей свя­зывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих спо­собностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» (В.В.Лабунская), «способность к эмоциональному отклику» (А.А.Бодалев), «общая способность к оценке другого» (Г.Олпорт); «наблюдательность» и «проницательность» (Ю.М. Жуков) и т.п. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются во­обще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга (Л.А.Петровская, 1982).

В структуре личности можно выделить следующие качества как субъекта общения:

- рефлексия - способность понимать внутренний мир другого человека

- идентификация - способность отождествлять себя с другим человеком

- эмпатия - способность сопереживать другому человеку

- динамизм - способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении

- эмоциональная устойчивость - способность владеть собой

Коммуникативный потенциал личности - это характеристика возможностей человека, определяющих качество его общения. В нем можно выделить такие составляющие как:

Коммуникативные свойства личности - то есть развитие потребности в общении, отношение к способу общения

Коммуникативные способности - способность овладеть инициативой в общении, про­явить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров по общению, сформу­лировать и реализовать собственную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Коммуникативная компетентность - знание норм и правил общения, владение его технологией. Коммуникативная компетентность складывается из ряда способностей:

- давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться

- социально-психологически программировать процесс общения

- «вживаться» в атмосферу коммуникативной ситуации

- осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в комму­никативной ситуации

Коммуникативная компетентность и коммуникативная культура личности не возни­кают на пустом месте, она формируется, но ее основу составляет опыт человеческого общения. Основными источниками пробретения коммуникативной компетенции являются:

1. Соционормативный опыт народной культуры;

2. Знание языков общения, используемых народной культурой;

3. Опыт межличностного общения;

4. Опыт восприятия искусства.

Одна из сторон личности как субъекта общения - это ее коммуникативные умения. Их выделяется несколько видов:

Речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения.

Социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимопонимания, взаимовлияния.

Психологические умения - овладение процессами саморегуляции, самомобилизации, самонастройки.

Умения использовать в общении нормы этикета.

Умения использовать невербальные средства.

Умения взаимодействовать.

Адаптивность личность в общении проявляется:

- в уровне коммуникативной компетентности

- в опыте ролевой самоорганизации

- в отсутствии психофизиологических зажимов

Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умение общаться - коммуникативные умения. Они формируются в ходе социальной практики либо в ходе специальной подготовки к общению. Умения необходимые для общения можно условно разделить на 7 групп.

 Речевые умения связаны с овладением речевыми средствами. Это умения: грамотно формулировать свои мысли, достигать желаемой коммуникативной цели, осуществлять основные речевые функции (одобрить, усомниться, возразить, предложить и т.п.), говорить выразительно, с точными логическими ударениями и интонациями, высказываться целостно, логично и связно, содержательно, экспромтно, т.е. без предварительной подготовки, самостоятельно (без опоры на текст).

Социально-психологические умения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимовлияния т.п. Это умения: психологически верно и в соответствии с ситуацией вступать в общение, поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров, точно определять «точку» завершения общения, прогнозировать развитие ситуации, реакции партнеров, настраиваться на эмоциональный тон партнеров, овладевать инициативой, «провоцировать» желательную реакцию у партнеров.

Психологические умения - связаны с овладением процессами самомобилизизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться, адекватно ситуации выбирать жесты, мимику, ритм своего поведения, распределять свои усилия, использовать эмоции

Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с коммуникативной ситуацией. Это умения: организовывать знакомство, привлекать внимание, выразить просьбу, высказать совет, упрек, пожелание и т.п.

Умения использовать невербальные средства общения:

- паралингвистические - интонации, паузы, дыхание, дикция, громкость

- экстралингвистические - смех, аплодисменты

- кинетические - жест, мимика

- проксемические - позы, движения, дистанции

Умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах: установление отношений, планирование совместной деятельности, формы полилога, дискуссии и полемики, конвенциальные и оппозиционные формы.

Умения взаимодействовать:

- на уровне диалога - с личностью

- на уровне полилога - с массой или группой

- на уровне межгруппового диалога.

Таким образом, психотехнология общения - это система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.

Социальные роли и статус

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С.Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску».

Любая личность подвержена влияниям со стороны общества на макро- и микроуровнях. Под макроуровнем имеется в виду «широкая социальная среда» - общество, государство. Микроуровень – люди, с которыми человек общается непосредственно.

Для того, чтобы лучше понять взаимосвязи личности и социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Роль – динамический аспект статуса. Статус – социальная позиция личности, роль – демонстрация этой позиции.

Являясь членом различных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими, человек в каждом случае обладает какой-то социальной позицией – местом в конкретной системе социальных взаимосвязей (общественно-политические позиции, семейные, производственные, потребительские и т.п.).

Статус предполагает набор прав и обязанностей.

Каждый человек обладает целым рядом социальных позиций, что составляет его «статусный набор», играет соответствующие роли – «ролевой веер».

Социальная роль – нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальным положением. Следовательно, роль обусловлена местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Предписания роли безличны и не ориентированы на индивидуальность.

Однако человек обладает определенной степенью свободы по отношению к своему ролевому поведению. Одну и ту же роль можно исполнять по-разному.

Все многообразие социальных ролей можно разделить на роли приписанные и роли достигнутые, специфические и диффузные.

Приписанные, например, обусловлены различиями людей по полу (гендерные роли).

Достигнутые – в определенной профессиональной области (ученик слесаря).

Специфические – с четко обозначенным кругом обязанностей, взаимоотношения строятся с учетом четко ограниченных целей (кондуктор, гардеробщик), диффузные – не имеет специфической направленности (роль матери, да и вообще все семейные роли).

Для информации о роли используются специальные знаки – ролевые символы, например, униформа, военные знаки отличия и т.п.

К носителю роли окружающие предъявляют определенные ролевые ожидания, т.е. предписания по отношению к тому, что этому человеку делать обязательно, и что именно он не должен делать (роль учителя). Когда поведение отвечает ожиданиям, оно считается успешным.

Ролевые ожидания касаются не только поведения индивида, но и его внешнего облика – одежды, прически, украшений.

Для успешного освоения роли нужно знать о ее содержании. Эти знания приобретаются в процессе социализации. Но, знания – это лишь первый шаг. Качество исполнения роли зависит от того, насколько человек понимает ее специфику, в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Не просто согласие принять эту роль, но и моральная готовность.

Выделяют особый тип конфликтов – ролевые.

Порой нельзя одновременно хорошо исполнять несколько ролей: мать и руководитель (межролевой).

Для руководителя – ожидания вышестоящих и нижестоящих противоречивы (внутриролевой).

Ролевая перегрузка возникает при необходимости быстрой перестройки при переходе от одной роли к другой.

Роль влияет на формирование характера – складывается профессиональный тип личности, профессиональная деформация личности – в случае, если профессиональные стереотипы становятся такими характерными, что сохраняются и в других социальных ролях (прокуроры не могли сыграть роль адвоката). Роль завладевает личностью, обедняет ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.055 с.)