Понятие о социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о социализации личности



Существуют разные интерпретации термина «социализация». Он употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле слова социализация - это процесс и ре­зультат усвоения человеком социального опыта. Это приобщение людей к достижениям цивилизации, усвоение и воспро­изводство людьми человеческой культуры. В результате социализации люди становятся образованными и культурными, приобретают свойства, знания, умения и навыки, способности, характерные для современного челове­ка и необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В этом смысле термин «социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которого человек с определенными задатками приобретает необходимые ему для жизнедеятельности в обществе качества.

В узком смысле под социализацией понимают процесс и результат освоения человеком доступ­ного и необходимого ему социального опыта, превращение его в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы. К социализации в этом понимании относится освоение человеком норм права, морали, культуры отношений, правил поведения в обществе, различных видов чело­веческой деятельности и форм общения с людьми, разнообразных социальных ролей и многого другого. → процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как лично­сти через социальные влияния, приобщение индивида к систе­ме социальных связей и отношений. Социализация при этом рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность.

Формирование человека как представителя данной группы предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей. Специальное значение указывает на процесс, направленный на формирование «модальных» или «типичных» для данной группы свойств и структуры личности.

Социализация в узком смысле является важным для общества и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества и специальных средств группового влияния и контроля.

 Институциональная и групповая социализация преследуют цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с их характером и требованиями она задает общие направление, характер и рамки формирования человека как представителя данной общности, группы. Анализ направленности этого процесса, идеологическая и нравственная оценка норм, ценностей, установок, ориентаций, вырабатываемых у человека как представителя общности, позволяют судить о том, является ли такое преобразование личности желательным и необходимым в общественном плане. Однако, эффективный процесс подобной социализации может лишать человека возможности подлинного социального развития.

Социализация специфична в том, что только социальные механизмы не могут обеспечить достижение заданных обществом или группой целей. Необходимо еще «срабатывание» сложных механизмов, связанных с социальной регуляцией поведения человека, интернализацией им норм и ценностей и т.п. Включение этих механизмов «переводит» социальный процесс на иной уровень социально-психологических процессов и закономерностей. На этом уровне социальное развитие личности не сводится к процессам социализации.

Важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций – типизации и индивидуализации. Они по-разному проявляются на стадиях социального развития личности, в отношении форм развития и у различных индивидов. Типизация - многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Индивидуализация - накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Социализация учитывает первую тенденцию.

Между тем, любой процесс развития человека - это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый индивидуально, лично, непосредственно проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей.

Вопрос о социальном развитии личности часто замещается вопросом о социализации. В отечественной психологии употребляются еще два термина, которые предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие и формирование личности» (общая психология) и «воспитание» (педагогика и педагогическая психология).  

Г. М. Андреева подчеркивает, что социа­лизация имеет свою специфику по сравнению с формированием, вос­питанием и развитием личности. Это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Социализация происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в разнообразных социальных группах. Социализация является двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей (как среда воздействует на человека); с другой – это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду (воздействие человека на среду с помощью деятельности). Таким образом, процесс социализации в этом его понимании не противостоит процессу развития личности, но позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии – «со стороны взаимодействия личности и среды».

Сферы социализации:

Деятельность - включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный ас­пект социализации хорошо представлен в теории деятельности А. Н. Ле­онтьева. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят три важных процесса. Первый - ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство лич­ностных смыслов. Второй – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Третий – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости, расширение возможностей индивида как субъекта деятельности.

Об­щение - форми­рование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Общение рассматривается в контексте соци­ализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения - умно­жение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубле­ние общения - переход от монологического общения к диалогическому, децентрация (умение ориентироваться на партнера, точное его восприятие);

Самопознание - это становление образа «Я» человека, или его Я-концепции. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (И.С.Кон). В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что у человека образ Я складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В этой сфере анализа много противоречивых позиций. Это связано с наличием многочис­ленных и разнообразных пониманий личности, так как определение «Я - образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором.

Таким образом, процесс социализации может быть понят как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Взятые в целом, они создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая ближайшую микросреду и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением он вносит в нее свой опыт, творческий подход.

К ведущим феноменам социализации относят усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценно­стных ориентации и т.п.

Социально-психологические механизмы социализации личности:

идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим;

подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (ма­нер, движений, поступков и т.д.);

внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с кото­рыми он общается;

социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протека­ет свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Стадии социализации

Процесс социализа­ции начинается с рождения человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.

Вопрос выделения стадий социализации пересекается с периодизацией психического развития человека (опирается на внутреннюю характе­ристику личности или на межличностные отношения). Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит на других осно­ваниях - делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Согласно этому выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

1. Дотрудовая стадия - охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных пе­риода:

А) ранняя социализация - охватывает время от рождения до поступления в школу;

Б) стадия обучения - включает весь период юности (обучение в школе, в вузе, в техникуме). 

2. Трудовая стадия - охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности. Особое значение этой стадии: личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его; идеи непрерывного образования, в том числе образования взрослых; актуализация исследований по акмеологии (наука о зрелом возрасте).

3. Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны. Первая: понятие социализации бессмысленно в применении к периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются; этот период нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта». Вторая: сохраняется социальная активность лиц пожилого возраста. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук. Увеличение продолжи­тельности жизни, социальная политика государств приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место - увеличивается его удельный вес.

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздей­ствие общества на личность осуществля­ется непосредственно или через группу. Те груп­пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос­тей и которые выступают своеобразными трансляторами социаль­ного опыта, называются институтами социализации.

Институты социализации - социальные учреждения и струк­туры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе.

По мере первостепенности выделяют три института социализации: семья; система образования; средства массовой информации.

В профессиональной, трудовой социали­зации решающую роль играют организации и учреждения, в которых человек работает. Для определенной части населения социализирующими институтами могут стать армия, дру­гие силовые структуры, спортивные учреждения и организации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами вы­ступают: в период раннего детства – семья и дошкольные детские учрежде­ния.

Семья - важнейший инсти­тут социализации. В семье дети приоб­ретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые соци­альные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я». Роль семьи зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Дошкольные учреждения пока не получил и «прав гражданства» в социальной психологии. Утверждается, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому дошкольные учреждения выпадают из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий. Например, Я.Л. Коломенский употребляет понятие «воз­растная социальная психология». Пока дошкольные учреждения - объект исследования возрастной психологии, а специфические социально-психологи­ческие аспекты не получают полного освещения.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечи­вает ученику систематическое образование (важ­нейший элемент социализации), готовит человека к жизни в обществе, задает первичные представления человеку как гражданину, расширяет возможности ребенка в плане общения.

Период юности - это чрезвычайно важный период становлении личности, период «ролевого моратория», потому что связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Пока до конца не решен вопрос о таком социальном институте, как вуз. Исследований выс­ших учебных заведений в данном контексте мало, хотя сама пробле­матика студенчества занимает все более значительное место в сис­теме различных общественных наук.

На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. На основе житейских наблюдений Г.М. Андреева в ка­честве таких институтов называет различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. При определении ста­дий социализации необходимо учитывать социально-экономичес­кие различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Институт социализации, осуществляя свое воз­действие на личность, сталкивается с системой воздейст­вия, которая задается большой социальной группой (традиции, обычаи, привычки, образ жизни). Итак, процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.017 с.)