Социально-психологические установки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические установки



Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека отно­сительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функ­ции установок:

1) Функция приспособления — связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки — к источникам неприятных отрицательных стимулов.

2) Эгозащитная фун­кция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего чело­век приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям которые могут послужить источником опас­ности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны вырабо­тать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.

3) Ценностно-выразительная функция связана с потреб­ностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатыва­ются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, неза­висимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.

4) Функция организа­ции мировоззрения: установки вырабатываются по отно­шению к тем или иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенное представление о мире, часть из них — научные представления, часть — обыденные. Все эти зна­ния образуют систему, т. е. система установок — это со­вокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устояв­шимся установкам. И функция таких установок заключа­ется в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опас­ные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные тео­рии, новшества первоначально встречают отпор, непони­мание, недоверие.

В процессе человеческого общения, социального взаи­модействия установки преобразуются, т. к. в общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стрем­ления повлиять на другого человека, изменить его уста­новки. Но поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей — это централь­ные фокальные установки. И есть установки, которые на­ходятся на периферии, имеют мало взаимосвязей, и поэто­му поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к зна­ниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка — это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок, т. к. в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе, поэтому установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы. Для того чтобы изменить фокальную установку, надо фактически вырвать ее, а это подчас невозможно без разрушения всей целостности личности. Поэтому изменение центральной установки происходит крайне редко и болезненно. Интен­сивное изменение с положительной на отрицательную са­мооценку невозможно без нарушения целостности личнос­ти.

Когда изменяется какая-либо установка, то возможны следу­ющие ситуации: 1) соседние установки изменяются по на­правленности, т. е. по эмоциональному знаку (с + на —) и по интенсивности, но это возможно главным образом для периферийных установок;

2) может измениться степень важности, значимости установки;

3) может измениться принцип связи между соседними установками, переструк­турирование.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Что изменяется вначале: эмоциональное отношение или логические, когнитивные связи и знания? Возможны обе ситуации: изменение эмо­ционального отношения влечет за собой изменение когни­тивного значения установок и наоборот. Но все же иссле­дования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.004 с.)