Элементы этнопсихологических исследований - этнические диспозиции, этнические стереотипы и экспектации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы этнопсихологических исследований - этнические диспозиции, этнические стереотипы и экспектации



Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека – это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности с реальной действительностью и ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение. Причем каждому человеку присущи свойственные только ему системы диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения.

Итак, в качестве элементов этнической социальной психологии рассмотрим этнические диспозиции, стереотипы и экспектации взаимодействующих субъектов, которые являются основными психологическими детерминантами этнического поведения.

Понимание психологических особенностей взаимоотношений между этнофорами, этническими группами и даже целыми этносами невозможно без раскрытия специфики этнических диспозиций.

Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений или установок). Иногда диспозиции этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается. Иногда диспозиции этноса стабильны, потому что новое поколение воспроизводит опыт социальных отношений предшествующих поколений.

Структура этнических диспозиций – это строго определенная форма отношений:

- между этносом и этнофором;

- между этнофорами;

- внутиэтнических групп между собой;

- между этносом и внутриэтническими группами.

Соприкасаясь с формами поведения другого этноса, члены одного этноса удивляются необычности другого. В психологической науке это явление закреплено за несколькими понятиями, такими, как диспозиции, отношения, установки или аттитюды, которые, несмотря на различие в названии имеют одинаковое значение для регуляции поведения и деятельности субъекта – объясняют психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей. Так, диспозиции личности образуют систему, которая включает в себя отношения к предметам и явлениям внешнего мира (субъект – объектные отношения), и отношение к себе (самоотношение).

Традиционно эти отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные, в том числе и этнические установки личности.

В отечественной психологии наибольшее распространение получила иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности, которую предложил В.А. Ядов. Он рассматривает диспозиции различных уровней с учетом социального масштаба отражаемого явления и реализуемых личностных потребностей, считая при этом, что условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, образуют иерархическую структуру.

Низший уровень такой структуры образуют «предметные ситуации», особенность которых состоит в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся средой. В течение короткого промежутка времени человек переходит из одной «предметной ситуации» в другую.

Второй уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравнимо больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными. Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере: труда досуга, семейной жизни; это – третий уровень. Высший уровень обусловлен максимальной устойчивостью во времени; он отражает общие социальные условия жизнедеятельности человека, которые определяются этническими, политическими, культурными особенностями образа жизни данного этноса или социальной группы. Иными словами, социальная обстановка может не претерпевать существенных изменений в рамках «исторического» времени, но условия деятельности в той или иной социальной сфере могут изменяться неоднократно в течение жизни человека.

Если социальные установки представляют собой психологическую основу отношений, готовность человека воспринимать предметы или явления определенным образом, вписывать их в контекст предшествующего опыта, то этнические установки определяют отношения готовности этнофора воспринимать те или иные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Причем этнические диспозиции фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.

Социальные явления всегда вызывают переживания человека, однако в них обязательно есть нечто типичное, общее. Это проявление объясняет различные стереотипы в восприятии членов отдельного этноса своей неповторимой этнической индивидуальности. Как одна из форм этнического сознания этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе, но и представления о других народах и чужих элементах культур.

Этнические стереотипы, которые воплощают присущие обыденному сознанию представления о собственном и чужих народах, не просто суммируют определенные сведения, но и выражают эмоциональное отношение к объекту. В них своеобразно сконцентрирована вся история межнациональных отношений.

Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог У. Липпман. Он использовал термин социальный стереотип, определив его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Отечественная психология также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов.

В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.

Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. В отечественной социальной психологии стереотип и установка рассматриваются как стадии созревания и становления психологических отношений, понимаемых как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Еще одним психологическим образованием, выступающим в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектации (ожидаемое поведение членов этнической группы). В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.004 с.)