Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы этнопсихологических исследований - этнические диспозиции, этнические стереотипы и экспектации
Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека – это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности с реальной действительностью и ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение. Причем каждому человеку присущи свойственные только ему системы диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения. Итак, в качестве элементов этнической социальной психологии рассмотрим этнические диспозиции, стереотипы и экспектации взаимодействующих субъектов, которые являются основными психологическими детерминантами этнического поведения. Понимание психологических особенностей взаимоотношений между этнофорами, этническими группами и даже целыми этносами невозможно без раскрытия специфики этнических диспозиций. Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений или установок). Иногда диспозиции этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается. Иногда диспозиции этноса стабильны, потому что новое поколение воспроизводит опыт социальных отношений предшествующих поколений. Структура этнических диспозиций – это строго определенная форма отношений: - между этносом и этнофором; - между этнофорами; - внутиэтнических групп между собой; - между этносом и внутриэтническими группами. Соприкасаясь с формами поведения другого этноса, члены одного этноса удивляются необычности другого. В психологической науке это явление закреплено за несколькими понятиями, такими, как диспозиции, отношения, установки или аттитюды, которые, несмотря на различие в названии имеют одинаковое значение для регуляции поведения и деятельности субъекта – объясняют психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей. Так, диспозиции личности образуют систему, которая включает в себя отношения к предметам и явлениям внешнего мира (субъект – объектные отношения), и отношение к себе (самоотношение).
Традиционно эти отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные, в том числе и этнические установки личности. В отечественной психологии наибольшее распространение получила иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности, которую предложил В.А. Ядов. Он рассматривает диспозиции различных уровней с учетом социального масштаба отражаемого явления и реализуемых личностных потребностей, считая при этом, что условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, образуют иерархическую структуру. Низший уровень такой структуры образуют «предметные ситуации», особенность которых состоит в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся средой. В течение короткого промежутка времени человек переходит из одной «предметной ситуации» в другую. Второй уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравнимо больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными. Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере: труда досуга, семейной жизни; это – третий уровень. Высший уровень обусловлен максимальной устойчивостью во времени; он отражает общие социальные условия жизнедеятельности человека, которые определяются этническими, политическими, культурными особенностями образа жизни данного этноса или социальной группы. Иными словами, социальная обстановка может не претерпевать существенных изменений в рамках «исторического» времени, но условия деятельности в той или иной социальной сфере могут изменяться неоднократно в течение жизни человека. Если социальные установки представляют собой психологическую основу отношений, готовность человека воспринимать предметы или явления определенным образом, вписывать их в контекст предшествующего опыта, то этнические установки определяют отношения готовности этнофора воспринимать те или иные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Причем этнические диспозиции фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.
Социальные явления всегда вызывают переживания человека, однако в них обязательно есть нечто типичное, общее. Это проявление объясняет различные стереотипы в восприятии членов отдельного этноса своей неповторимой этнической индивидуальности. Как одна из форм этнического сознания этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе, но и представления о других народах и чужих элементах культур. Этнические стереотипы, которые воплощают присущие обыденному сознанию представления о собственном и чужих народах, не просто суммируют определенные сведения, но и выражают эмоциональное отношение к объекту. В них своеобразно сконцентрирована вся история межнациональных отношений. Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог У. Липпман. Он использовал термин социальный стереотип, определив его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Отечественная психология также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов. В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. В отечественной социальной психологии стереотип и установка рассматриваются как стадии созревания и становления психологических отношений, понимаемых как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Еще одним психологическим образованием, выступающим в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектации (ожидаемое поведение членов этнической группы). В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.004 с.) |