Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп



Общение, взаимодействие людей происходит в разнооб­разных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп:

услов­ные и реальные;

большие и малые;

формальные и неформальные и др.

Условные группы людей объединяются по опре­деленному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не име­ют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, харак­теризуются тем, что ее члены связаны между собой объ­ективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются но величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятель­ности.

Малая группа — это достаточно устойчивое объеди­нение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа — немногочисленная группа людей (от 2 до 30 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процес­сов.

При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки ма­лой группы:

1. Пространственное и временное соприсутст­вие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаи­модействия. Некоторые американские исследователи счи­тают, что перцептивные аспекты — главное, т. к. они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие — активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

2. Наличие постоянной цели совместной деятельнос­ти. Реализация общей цели как некоего предвосхища­емого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной дея­тельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой груп­пы;

2) вторичные цели — более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (ин­тересы предприятия или школы в целом);

3) дальние перспективы объединяют первичную груп­пу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколь­ко ее образ, т. е. как она воспринимается членами груп­пы. Цели, характеристики совместной деятельности це­ментируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

3. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер.

4. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделе­ние, т. е. активность членов группы не является однород­ной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятель­ность, играют разные роли).

5. Наличие эмоциональных отношений между члена­ми группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отно­шений в группе.

6. Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определя­ющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформиро­вавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стан­дартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Таким образом, группа имеет следующие психологи­ческие характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические про­цессы в группе происходят; 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По степени организованности малые группы делятся на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.Мэйо. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. Кроме этого, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация».

Обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции:

1) социального сравнения, поскольку референтная группа — источник положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, т. к. референтная группа — источник норм, правил, к которым человек стремится при­общиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)