Предмет и методы социальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы социальной психологии.



Краткий курс лекций.

Предмет и методы социальной психологии.

История становления социальной психологии как науки. Предмет и основные проблемы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Методы социальной психологии

Экспериментальный период развития социальной психологии

В  конце XIX — начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Экспериментальная ориентация заключалась в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества.

Начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма.

Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм — представляет социологический источник.

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований.

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Для социального психолога остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

«Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования выдвигаются из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований.

Группа как социально-психологический феномен

Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Групповая динамика - механизмы развития группы. Социально-психологические фе­номены, возникающие в группе. Групповые нормы и санкции. Лидерство и руководство. Групповая совместимость и сплоченность. М ежгрупповое взаимодействие. Этнопсихологические проблемы в социальной психологии

Групповые нормы и санкции

Групповые нормы – это социальные эталоны должного, с точки зрения группы, поведения. Это правила поведения, включающие оценку и долженствование. Главное в норме – ее предписывающий характер.

Они выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества.

Функции норм состоят в том, что они подсказывают разумные и проверенные способы деятельности и поведения в проблемных ситуациях.

 Нормы обеспечивают стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения.

Нормы – средство социального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стабилизации общественной жизни.

Все социальные нормы можно разделить на универсальные (обязательные для всех членов общества – нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы) и личностные (индивидуальные).

Нравы, обычаи – это стержень нормативной системы. Нравы связаны с фундаментальными устоями общества и потребностями. Табу - это нравы, выраженные в негативной форме.

Обычаи – относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в определенных ситуациях. Это своеобразные привычки и действия. Они не оспариваются, относительно неизменны. Некоторые – можно нарушать, но полное нарушение жестко наказывается.

Ритуалы – исторически сложившиеся, связанные с мистическими верованиями, стереотипные формы массового поведения, имеющие церемониальный характер. Имеют многочисленные психологические функции, чем и объясняется их живучесть.

Их функции - укрепление и сплочение группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, средство развлечения и отдыха, удовлетворение эстетических потребностей, переживание общности мыслей, чувств, ценностей.

Нормы нравственности - идеализированные, существуют в форме заповеди, носят эталонный характер.

Нормы морали – не абсолютны и даже могут быть безнравственными. В рамках нормативной системы одного человека на осознаваемом и неосознаваемом уровне могут сосуществовать внутренне противоречивые и даже взаимоисключающие моральные нормы.

По мнению Л.Колберга, регуляторы человеческого поведения, связанные с соблюдением норм – страх, стыд, вина.

Доморальный уровень – регуляция через страх.

Конвенциональная мораль (ориентация на нормы, правила – причина – желание сохранять хорошие отношения, пользоваться авторитетом) – стыд (культура стыда – на Востоке)

Автономная мораль – логическое обоснование норм, построенное на нравственных принципах – чувство вины. Основа – моральные ценности (культура вины – в Европейских странах).

Моральное сознание тесно связано с ответственностью.

Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином «аномия» и на поведенческом уровне выступает как отчужденность (отстранение от окружающего мира, растерянность, бессилие и бессмысленность, рассогласованность чувств, когда они самому человеку перестают казаться нормальными).

«Аномия» - такое состояние дезорганизации личности, которое возникает в результате ее дезориентации (социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм – «если я такой честный, то почему я бедный», «я богат, но почему меня ненавидят», либо такой ситуации, когда нормы отсутствуют).

Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом.

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции по отношению к тем, кто им следует (похвала, моральные и материальные вознаграждения). Негативные санкции следуют за нарушение норм – неодобрения, замечания, угрозы, бойкот, исключение из группы.

Боязнь вызвать неодобрение является значимым регулятором поведения. Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности как конформность (подчинение групповому давлению. Она проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы. Выделены два типа конформности: уступчивость и интернализация. Под уступчивостью имеется в виду податливость индивида, который демонстрирует внешнее согласие, но остается при внутреннем несогласии, «себе на уме». Интернализация характеризует принятие на веру мнения группы. Конформность в некоторой степени присуща всем людям. Даже в тех случаях, когда человек проявляет негативизм по отношению к нормам большинства, это может свидетельствовать лишь о его ориентации на нормы какой-либо другой группы.

Лидерство и руководство

Проблема лидерства и руководства имеет существенное значение, поскольку эти процессы не просто относятся к проблеме организации групповой деятельности, но также психологически описывают субъекта этой интеграции. В современных условиях эта проблема рассматривается как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.

Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

«Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц — возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза.

Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г.Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт не отбрасывалась полностью, но утверждалось, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Стиль лидерства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства.

Стили руководства в исследованиях К.Левина, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин употребил термины «авторитарный», «демократический», как имеющие определенный политический смысл. Однако это были своего рода метафоры, в действительности речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения, не более того. Никакого политического значения ни один из выявленных стилей руководства, естественно, не имел.

Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в исследования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Нужно очень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об «авторитарном», «демократическом» или «попустительском» стиле лидерства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Вводятся определения «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль (Журавлев).

Поэтому очень важно представить, что обозначает каждый из выделенных К.Левиным стилей лидерства. Было предпринято множество попыток описать указанные стили, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Каждый из трех стилей можно описать по двум характеристикам: формальная сторона и содержательная сторона стиля (см. табл. 3)..

Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Таблица 3

Авторитарный стиль

ф ормальная сторона содержательная сторона
Деловые, краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Для подчиненных определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководится – решающий.
Четкий язык, неприветливый тон Запреты без снисхождения, с угрозой. Похвала и порицания субъективны.
Позиция лидера — вне группы   Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов — не система.

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее,          а в группе. За реализацию предложений отвечают все.
Не сухая речь, а товарищеский тон Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями.
Позиция лидера — внутри группы   Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой.
Лидер не дает указаний Отсутствие похвалы, порицаний.
Позиция лидера — незаметно в стороне от группы Никакого сотрудничества. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

Были выявлены две важные закономерности механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе:

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Межгрупповое взаимодействие

Область психологии межгрупповых отношений является не самой изученной в социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной этнических, классовых и других конфликтов.

Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности позволяет не просто констатировать тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципами необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп — сняты некоторые вопросы межэтнических отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмотрения проблемы — взаимоотношение профессий, различных ведомств между собой и

В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы. удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.

Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к непосредственному взаимодействию. Межгрупповые отношения и, в частности, представления о «других группах», могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, как, например, в случае отношений между большими группами. Здесь в качестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных условий, общественно-историческая деятельность данных групп. Таким образом, межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области международной жизни, когда образ «другого» (другой страны, другого народа) формируется вовсе не обязательно в ходе непосредственного взаимодействия, но на основе впечатлений, почерпнутых из художественной литературы, средств массовой информации и т.п.

Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип — явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками («все они такие-то и такие-то»), он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений. Как уже отмечалось, особенно жестко эта закономерность проявляется в межэтнических отношениях.

Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим образом:

· Объективные условия совместной межгрупповой деятельности

· Характер непосредственного межгруппового взаимодействия

· Параметры процессов межгруппового восприятия

Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Стадии социализации

Процесс социализа­ции начинается с рождения человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.

Вопрос выделения стадий социализации пересекается с периодизацией психического развития человека (опирается на внутреннюю характе­ристику личности или на межличностные отношения). Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит на других осно­ваниях - делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Согласно этому выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

1. Дотрудовая стадия - охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных пе­риода:

А) ранняя социализация - охватывает время от рождения до поступления в школу;

Б) стадия обучения - включает весь период юности (обучение в школе, в вузе, в техникуме). 

2. Трудовая стадия - охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности. Особое значение этой стадии: личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его; идеи непрерывного образования, в том числе образования взрослых; актуализация исследований по акмеологии (наука о зрелом возрасте).

3. Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны. Первая: понятие социализации бессмысленно в применении к периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются; этот период нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта». Вторая: сохраняется социальная активность лиц пожилого возраста. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук. Увеличение продолжи­тельности жизни, социальная политика государств приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место - увеличивается его удельный вес.

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздей­ствие общества на личность осуществля­ется непосредственно или через группу. Те груп­пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос­тей и которые выступают своеобразными трансляторами социаль­ного опыта, называются институтами социализации.

Институты социализации - социальные учреждения и струк­туры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе.

По мере первостепенности выделяют три института социализации: семья; система образования; средства массовой информации.

В профессиональной, трудовой социали­зации решающую роль играют организации и учреждения, в которых человек работает. Для определенной части населения социализирующими институтами могут стать армия, дру­гие силовые структуры, спортивные учреждения и организации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами вы­ступают: в период раннего детства – семья и дошкольные детские учрежде­ния.

Семья - важнейший инсти­тут социализации. В семье дети приоб­ретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые соци­альные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я». Роль семьи зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Дошкольные учреждения пока не получил и «прав гражданства» в социальной психологии. Утверждается, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому дошкольные учреждения выпадают из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий. Например, Я.Л. Коломенский употребляет понятие «воз­растная социальная психология». Пока дошкольные учреждения - объект исследования возрастной психологии, а специфические социально-психологи­ческие аспекты не получают полного освещения.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечи­вает ученику систематическое образование (важ­нейший элемент социализации), готовит человека к жизни в обществе, задает первичные представления человеку как гражданину, расширяет возможности ребенка в плане общения.

Период юности - это чрезвычайно важный период становлении личности, период «ролевого моратория», потому что связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Пока до конца не решен вопрос о таком социальном институте, как вуз. Исследований выс­ших учебных заведений в данном контексте мало, хотя сама пробле­матика студенчества занимает все более значительное место в сис­теме различных общественных наук.

На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. На основе житейских наблюдений Г.М. Андреева в ка­честве таких институтов называет различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. При определении ста­дий социализации необходимо учитывать социально-экономичес­кие различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Институт социализации, осуществляя свое воз­действие на личность, сталкивается с системой воздейст­вия, которая задается большой социальной группой (традиции, обычаи, привычки, образ жизни). Итак, процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит его.

Социальные роли и статус

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С.Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску».

Любая личность подвержена влияниям со стороны общества на макро- и микроуровнях. Под макроуровнем имеется в виду «широкая социальная среда» - общество, государство. Микроуровень – люди, с которыми человек общается непосредственно.

Для того, чтобы лучше понять взаимосвязи личности и социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Роль – динамический аспект статуса. Статус – социальная позиция личности, роль – демонстрация этой позиции.

Являясь членом различных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими, человек в каждом случае обладает какой-то социальной позицией – местом в конкретной системе социальных взаимосвязей (общественно-политические позиции, семейные, производственные, потребительские и т.п.).

Статус предполагает набор прав и обязанностей.

Каждый человек обладает целым рядом социальных позиций, что составляет его «статусный набор», играет соответствующие роли – «ролевой веер».

Социальная роль – нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальным положением. Следовательно, роль обусловлена местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Предписания роли безличны и не ориентированы на индивидуальность.

Однако человек обладает определенной степенью свободы по отношению к своему ролевому поведению. Одну и ту же роль можно исполнять по-разному.

Все многообразие социальных ролей можно разделить на роли приписанные и роли достигнутые, специфические и диффузные.

Приписанные, например, обусловлены различиями людей по полу (гендерные роли).

Достигнутые – в определенной профессиональной области (ученик слесаря).

Специфические – с четко обозначенным кругом обязанностей, взаимоотношения строятся с учетом четко ограниченных целей (кондуктор, гардеробщик), диффузные – не имеет специфической направленности (роль матери, да и вообще все семейные роли).

Для информации о роли используются специальные знаки – ролевые символы, например, униформа, военные знаки отличия и т.п.

К носителю роли окружающие предъявляют определенные ролевые ожидания, т.е. предписания по отношению к тому, что этому человеку делать обязательно, и что именно он не должен делать (роль учителя). Когда поведение отвечает ожиданиям, оно считается успешным.

Ролевые ожидания касаются не только поведения индивида, но и его внешнего облика – одежды, прически, украшений.

Для успешного освоения роли нужно знать о ее содержании. Эти знания приобретаются в процессе социализации. Но, знания – это лишь первый шаг. Качество исполнения роли зависит от того, насколько человек понимает ее специфику, в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Не просто согласие принять эту роль, но и моральная готовность.

Выделяют особый тип конфликтов – ролевые.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.083 с.)