Групповая совместимость и сплоченность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая совместимость и сплоченность



В психологической совместимости людей можно выделить несколько уровней.

1. Высший и наиболее сложный уровень совместимос­ти — ценностно-ориентационное единство, совместимость жизненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеждений людей (чем более близки устремления, убежде­ния, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость).

2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в дан­ном союзе (дружеский союз, семейный союз, трудовой союз), (например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо мало совместимой и конфликтной).

Под «ролью» понимается относительно устойчивый шаблон поведения, выработанный в данном обществе для реализации определенной социальной функ­ции, т. е. под ролью в наиболее общем смысле понимается то поведение, которое ожидается от меня другими в ходе выполнения мной определенных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Несогласованность пред­ставлений людей о своих ролях, правах, обязанностях, несогласованность представлений о том, как следует про­водить свой досуг, как распределить права и обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привы­чек и т. п. может серьезно нарушать взаимоотношения людей, делая их малосовместимыми.

3. Совместимость индивидуально-психологических ха­рактеристик людей:

а) психофизическая совместимость темпераментов;

б) совместимость врожденных качеств психотипов;

в) совместимость приобретенных качеств характера;

с) сексуальная совместимость (в семейных отношениях играет не последнюю роль).

В общем случае для обеспечения совместимости с дру­гими людьми требуются три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе;

2) терпимость к другим;

3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически несовместим с другими людьми.

Для обеспечения совместимости людей в малых груп­пах в условиях длительной изоляции (полярная экспедиция, экипаж космического корабля или подводной лодки) требуются дополнительные факторы:

1) максимально возможная загруженность людей целе­направленной деятельностью;

2) определенность стоящей задачи и срока совместного существования;

3) возможность уединения каждого из участников;

4) желателен психологический отбор людей по уровню их совместимости.

В отечественной социальной психологии принципы ис­следования сплоченности разработаны А.В. Петровским, разработавшим «стратометрическую концепцию групповой активности». Основная идея состоит в следующем: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев - «страт»:

1. внешний уровень групповой структуры - непосредственные эмоциональные межличностные отноше­ния;

2. «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ) - отношения опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности, касающие­ся процесса совместной деятельности;

3. еще большее включение ин­дивида в совместную групповую деятельность - чле­ны группы разделяют цели групповой деятельности, здесь могут быть выявлены наиболее значимые мотивы выбора членами группы друг друга.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития груп­повой сплоченности.

На первом уровне (В) сплочен­ность проявляется в развитии эмоциональных кон­тактов. На втором (Б) - происходит дальнейшее сплочение группы, что вы­ражается в совпадении у членов группы основной системы цен­ностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (А) интеграция группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять об­щие цели групповой деятельности.

К факторам сплоченности группы относят:

- привлекательность членов группы (степень симпатии к ним окружающих);

- сходство взглядов членов группы (чаще ценностей и установок);

- сходство отношения к групповым целям (соответствие потребностям членов группы);

- характер взаимосвязи членов группы (чаще на основе принятия ими общей кооперативной и конкурентной стратегии поведения);

- удовлетворенность групповой деятельностью (часть общего удовлетворения трудом);

- характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участие членов группы в выработке групповых решений);

- структурные свойства группы (модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

- групповая атмосфера (особенности межличностных отношений);

- величина группы.

С. Кратохвилом были выделены следующие факторы сплоченности:

- удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;

- цели группы, которые находятся в согласии с индивидуаль­ными потребностями;

- взаимная зависимость при работе над конкрет­ными задачами;

- выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него;

- симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

- мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;

- дружеская, располагающая атмосфера;

- престижность группы и членства в ней;

- влияние групповой деятельности: а) притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций).

 Групповые приемы усиления сплоченности группы:

- соперничество с другой группой или группами;

- враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

Влиять на групповую сплоченность можно через:

1) осознание группой своей социальной роли или своего отличия от других групп;

2) использование групповых сим­волов, знаков, девизов — поскольку факторы идентифика­ции кого-то с категорией «свой» создают условия роста групповой сплоченности;

3) создание, формирование «мы-чувства», когда человек чувствует себя внутри группы, происходит идентификация себя с определенной группой, что делает человека особо чувствительным к воздействию. Этот эффект «мы-чувства» используют политики, играя в «простонародность», принимая манеры поведения в груп­пе, характерные для нее: через слова, интонации, одежду, культурные нормы.

Межгрупповое взаимодействие

Область психологии межгрупповых отношений является не самой изученной в социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной этнических, классовых и других конфликтов.

Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности позволяет не просто констатировать тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципами необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп — сняты некоторые вопросы межэтнических отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмотрения проблемы — взаимоотношение профессий, различных ведомств между собой и

В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы. удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.

Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к непосредственному взаимодействию. Межгрупповые отношения и, в частности, представления о «других группах», могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, как, например, в случае отношений между большими группами. Здесь в качестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных условий, общественно-историческая деятельность данных групп. Таким образом, межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области международной жизни, когда образ «другого» (другой страны, другого народа) формируется вовсе не обязательно в ходе непосредственного взаимодействия, но на основе впечатлений, почерпнутых из художественной литературы, средств массовой информации и т.п.

Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип — явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками («все они такие-то и такие-то»), он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений. Как уже отмечалось, особенно жестко эта закономерность проявляется в межэтнических отношениях.

Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим образом:

· Объективные условия совместной межгрупповой деятельности

· Характер непосредственного межгруппового взаимодействия

· Параметры процессов межгруппового восприятия

Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.014 с.)