Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка « Советы для осмысленного запоминания»

Поиск

 

- переформулировать определения, правила, выводы (перевести прочитанное на «свой язык»);

- представить основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

- потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

Самоконтроль:

Сверьте данные советы с теми, которые вы сформулировали самостоятельно в начале занятия.

 

Примените знания для запоминания следующего текста:

 

ЭКОЛОГИЯ — комплексная наука о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой, которая использует методы таких наук, как биология, физиология, психология, социология. Главным понятием экологии являетсяпонятиеэкосистемы, которое обозначает свойственную определенным условиям физической среды совокупность растений и животных, устойчиво связанных между собой.

 

Занятие 20. Конспектирование при чтении и подготовке к сообщению.

Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? _______________________________________________________

 

Задание 1. Прочитайте текст. Закончите предложения, выбрав наиболее значимые для вас аргументы:

Конспект (от лат. conspectusобзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспект а близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им можно воспользоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то ещё, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид. В процессе учёбы или при решении какой-то задачи в общем объёме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая понимание материала. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и чётко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Конспект — письменный текст, в котором ___________________

________________________________________________________

Во-первых, ______________________________________________

        

Во-вторых, _____________________________________________

________________________________________________________

В-третьих, _____________________________________________

Задание 2.Определите, каким конспектом можно пользоваться при сокращении следующих видов текстов: научных, художественных, публицистических, деловых.

Вид конспекта Особенность вида Вид текста
1 Плановый сделан план произведения, каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта  
2 Текстуальный создаётся из цитат, отрывков из источника, терминов  
3 Схематический плановый отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Каждый пункт плана состоит из вопросительного предложения, с последующим точным ответом на него.  
4 Селективный отбирается только нужная информация из общего отвлечённого текста  
5 Сводный составляется из нескольких источников по одной проблеме сведения, но анализ получается разносторонний и более объективный  
6 Свободный сочетает в себе несколько способов работы над источниками: выписки, цитаты, план, тезисы.  
7 Тематический даёт более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос — тему: обзорный, хронологический.  

Задание 3. Соедините линией выбранные вами соответствия «урок — вид текста — вид конспекта»:


урок:

история

литература

изо

вид текста:

художественный

научный

публицистический

вид конспекта:

текстуальный

свободный

сводный


Предложите свой вариант: ____________________________

Задание 4. Составьте список слов-сокращений для написания конспектов:

Словосочетание — с/с, _______________________________

                                                                                                                   

                                                                                                                   

Задание 5. Используя ресурсы Интернета, нарисуйте, как сокращали текст Бил Гейтс, Тони Бьюзан:

 


Самоконтроль:

 

Оцените свою работу:

1. Я узнал (а) (что?) __________________________________

                                                                                                                   

2. Я научился (лась) (чему?) ___________________________

                                                                                                                   

3. Я научился (лась) лучше делать (что?) ________________

                                                                                                                   

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _____

                                                                                                                   

5. Я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

                                                                                                                   

6. Осталось непонятным (что?) _________________________

                                                                                                                   

                                                                                                                   


Занятие 21. Конспектирование при чтении и подготовке к сообщению

Просмотрите содержание занятия. Чему вы научитесь?

________________________________________________________

Задание 1. Составьте конспект статьи из любого учебника 5 класса. Не забудьте, что информация сворачивается в удобной для вас форме: таблица, график, рисунок, предложения, цитаты...

 

 

Приведите не менее 3-х аргументов в защиту своего варианта конспектирования, занесите аргументы на стикеры.

 


Самоконтроль: Оцените свою работу:

На занятии я _____________________________________________

 

________________________________________________________

Занятие № 22. Как сохранить информацию в памяти

Просмотрите содержание занятия. Чему вы научитесь? ________________________________________________________

Памятка «Приемы сжатия текста»

1. Исключение (вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; восклицаний; цитат; пояснений; рассуждений; описаний).

2. Обобщение или объединение (предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; единичных фактов, событий, явлений).

3. Замена (однородных членов обобщающим словом; сложного предложения — простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи — косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением).

Задание 1. Прочитайте текст и запишите его сжато.

 

Древние ученые географы

Выдающимся путешественником древности был греческий историк и географ Геродот.

Свои путешествия Геродот совершил в 460–450 гг. до н. э. Он посетил греческие города на побережье Малой Азии. Затем побывал во многих районах Балканского п-ова. Продолжительное путешествие, обессмертившее его имя, Геродот совершил в Скифию — страну, занимавшую южные области современной Украины.

Он совершил поездки по стране, встречался со многими скифами. До Геродота Скифия была мало известна грекам. Они имели смутное представление о стране, хотя и вели с ней торговлю. Сведения Геродота имеют большое значение.

Геродота, который родился и вырос в гористой и лесистой местности, Скифия поразила огромными безлесными равнинами, тучными пастбищами. Скифская зима, длящаяся несколько месяцев, показалась Геродоту суровой. Он писал, что в Скифии зимой пролитая вода «не делает грязи» (т.е. замерзает). Лето ему показалось очень холодным и дождливым. Поразили Геродота и огромные реки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какова роль сжатия информации? _________________________

                                                                                                                   

Задание 2. Внимательно прочитайте текст, представьте его в виде простого плана-конспекта из 5 пунктов.

Алгоритм выполнения:

- выделить ключевые слова в каждом пункте плана;

- придумать с ключевыми словами простые предложения согласно пунктам плана.

 

Кто открыл Америку

 

12 октября 1492 года испанский мореплаватель Христофор Колумб приплыл к берегам неизвестной земли. Вскоре мир узнал о существовании нового континента — Америки. Но был ли Колумб первым, или к американским берегам плавали и до него?

Некоторые историки считают, что первыми в Америке еще в 4 веке до нашей эры побывали римляне и греки. У ацтеков или инков есть мифы о великих белых бородатых богах, прибывших с восточной стороны. Правда, кроме этих легенд никаких следов загадочные бородатые боги о своем пребывании не оставили.

Викинги, которые побывали в Америке за 5 столетий до Колумба, оставили вещественные доказательства: 2 поселения в Гренландии. В начале XI века исландец Лейф Эриксон частенько плавал на Запад от Исландии и однажды наткнулся на сушу. Назвал новое место Зеленой страной и основал там поселения. Во времена плавания викингов климат был мягким. Потом резко похолодало, и доплыть до Америки стало невозможно. Поселения в Гренландии погибли.

Но южнее Гренландии викинги не пошли. Зато рыцари ордена тамплиеров, по слухам, прекрасно знали о существовании далекого континента за 3 столетия до Колумба. Говорят, что именно оттуда они везли серебро и золото, чеканили монеты и на эти деньги строили соборы и замки по всей Европе. Но доказать эту версию практически невозможно. В XIV веке могущественный орден был уничтожен.

Испанский мореплаватель Христофор Колумб знал, куда плывет. Этому есть косвенные доказательства. Во-первых, он точно знал, сколько времени займет плавание. Когда команда взбунтовалась, Колумб пообещал, что долгожданный берег они увидят через 1000 миль. Так и случилось. Во-вторых, заранее запасся стеклянными безделушками, чтобы обменять их на золото у местных жителей. Правда, предусмотрел Колумб не все. Он взял с собой переводчика японского языка и очень удивился, когда тот не смог перевести ни одного слова индейцев. По слухам, Колумб владел одной из древних книг с подробным описанием Америки и её жителей. Похоже, первооткрыватель Америки знал, что он не первый.

 

План План-конспект
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Самоконтроль:

Где я могу применить полученные умения? __________________

 

________________________________________________________


Занятие № 23. Свертывание и развертывание текста

Просмотрите содержание занятия. Чему вы научитесь? _______________________________________________________

 

Задание 1. Прочитайте текст и составьте схему по теме «Науки о природе»

Науки о природе

Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение.

Физика (от греческого слова «физис» — природа) изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга... Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основной техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер.

Химия — наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль — все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много — несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

География — ещё одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывают нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов.

Биология — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой, о взаимодействиях человека и природы. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.

 

 

Задание 2. Составьте текст на основе схемы. Сформулируйте заголовок.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте текст на основе рисунка. Сформулируйте заголовок.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самоконтроль:

Какой вид работы больше всего понравился? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Занятие № 24. Как извлечь из текста самое необходимое?

 

Просмотрите содержание занятия. Чему вы научитесь?

________________________________________________________

Задание 1. Сформулируйте одно (общее) определение понятия «аннотация», используя разные словари.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Памятка «Содержание аннотации»

 

а) тип работы (монография, статья, сборник статей, диссертация...);

б) выходные данные (автор, название, место и время издания);

в) предмет, тема или основная задача работы, ее новизна и актуальность;

г) назначение работы и ее адресат.

 

Задание 2. Составьте аннотацию к научно-популярной статье «Долина реки Бикин».

 

Долина реки Бикин

Полноводная река Бикин (ее протяженность от истока до места впадения в Уссури составляет более 600 километров) берет свое начало в верховьях горного хребта Сихотэ-Алинь. Причем питают ее не родники, а вода, стекающая с горных тысячелетних ледников.

Прилегающая непосредственно к реке территория — последний крупный участок кедрово-широколиственных лесов Приморского края, еще не тронутый рубками. Это 1,3 миллиона гектаров тайги, где сегодня обитают порядка 30–35 амурских тигров. Здесь же расположено место компактного проживания коренных малочисленных народов — удэгейцев и нанайцев — село Красный Яр. В 2010 году долина реки Бикин была включена в предварительный список природных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этих краях наблюдается невероятное разнообразие флоры и фауны. Только в верхней части бассейна реки Бикин насчитывается более 20 видов растений, занесенных в Красную книгу РФ. Создается впечатление, что тут встречаются Север и Юг: кедровые корейские сосны и пихты соседствуют с березами, увитыми китайским лимонником, актинидией и виноградом, а женьшень и элеутерококк — с багульником и кислицей. Подводное царство делят между собой хариус, таймень, ленок, змееголов и другие рыбы, на берегу откладывают яйца китайские триониксы — мягкотелые черепахи.

Если говорить о млекопитающих, то помимо оказавшегося на грани исчезновения амурского тигра, тут обитают бурый и гималайский медведи (Красная книга МСОП), а также дальневосточный лесной кот (Красная книга РФ, Приложение II Конвенции СИТЕС). Что же касается птиц…Только редких видов, специалисты насчитали здесь 38! В частности, в долине реки Бикин можно увидеть японского и черного журавлей, дальневосточного и черного аистов, трехперстку, дальневосточного кроншнепа, ястребиного сарыча, скопу, мандаринку, а также чешуйчатого крохаля, рыбного филина, иглоногую сову, каменного глухаря, дикушу — все они занесены в Красную книгу России.

Словом, это удивительный, пока еще не изученный до конца край, животный и растительный мир которого нуждается в защите.

 

Самоконтроль:

 

Оцени свою аннотацию: соответствует ли она требованиям.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие № 25. Критическое (оценочное) чтение. Приемы критического чтения

 

Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________

 

Задание 1. Запишите как можно больше слов или выражений, связанных с понятием «критическое чтение».

 

Критическое чтение

 

 


Задание 2. Выстройте ассоциативный ряд в определение.

 

Критическое чтение — это                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                                   

 

Задание 3. Прочитайте текст. Подчеркните все ключевые слова.

Критическое чтение — это вид чтения, который предпола­гает оценку прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. Этот вид чтения базируется на чтении с полным пониманием содержания текста, объединяет различные виды чтения, развивает умение читать, анализировать содержание, стиль, языковую форму, подвергать критической оценке прочитанное.

 

Чем отличается критическое чтение от уже известных вам видов чтения?  

________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Чтение с пометками. Прочитайте текст, при чтении в тексте сделайте отметки, указанные в таблице. Заполните таблицу по окончании чтения.

Я это знал + Это для меня новое - Это противоречит тому, что я знал ? Я хочу знать об этом больше !
           

Иноземные послы, посещая Русь в XV–XVII веках, рассказывали о приёмах, которые устраивали им государи. Желая оказать особую милость, государь посылал со своего стола хлеб и соль послу как знак особого внимания.

На свадьбе отец и мать жениха, встречая новобрачных хлебом и солью, благословляли их. Хлебом-солью встречали почетных гостей. Обычай этот сохранился до наших дней. В русском языке для обозначения настоящего гостеприимства есть слово «хлебосольство».

Когда-то на Руси соль была очень ценным продуктом. Её надо было возить издалека. Соль облагали высоким налогом. Поэтому пищу в старину готовили без соли. Хозяин сам солил еду. Кого он любил, тому и соли больше сыпал. Порой, стараясь удружить, хозяин пересаливал пищу. Вот откуда пришло выражение «пересолить» в смысле перестараться.

Незнатных гостей сажали подальше от хозяина. И случалось, что им не доставалось соли. Вот почему и сегодня говорят «несолоно хлебавши» о неудаче, о плохом приёме.

Задание 5. Задайте вопрос автору прочитанного текста.

 

 

______________________________________________________

Самоконтроль:

Зачем необходимо владеть техникой критического чтения? ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие № 26. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания на основе применения техники критического мышления

 

Просмотрите содержание занятия. Чему вы научитесь? ________________________________________________________

 

Задание 1. Найдите в библиотеке и прочитайте стихотворения «Туча» Пушкина и «Тучи» Лермонтова. Заполните таблицу, сравнив тексты стихотворений по признакам, указанным в таблице:

 

Пушкин А.С. «Туча» Признаки Лермонтов М.Ю. «Тучи»
  Сюжет  
  Тема  
  Настроение  
  Лирический герой  
  Идея  

 

Задание2. Как вы понимаете слова Д.С. Мережковского: «Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии»? Предложите свои варианты размышлений, опираясь на сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Прочитайте текст. Определите причины разного мироощущения поэтов, прочитав предложенный текст. Представьте информацию в схеме:

 

 

причины

Причины разного миро-ощущения
разность была неизбежна

 

 


факты

 

 

Пушкин и Лермонтов — поэты первой половины XIX века. Жили почти в одну эпоху, разница — всего несколько лет. Но каких! А.С. Пушкин формировался как поэт в эпоху победы 1812 года, славного времени 1825 года. Это наполняло произведения гордостью за свою страну, народ. М.Ю. Лермонтов же входил в литературу, когда свирепствовала реакция 30-х годов, последовавшая за восстанием декабристов. Время Лермонтова — время гибели свободы, время страха перед властью. И это нашло своё отражение в лирике этого поэта.

Два стихотворения, взятые для анализа, — это «Туча» А.С. Пушкина и «Тучи» М.Ю. Лермонтова. Одноимённые названия, на первый взгляд, связаны с темой природы. Но на самом деле в них — глубокий философский подтекст. Пушкинская туча закрыла «ясную лазурь», темно, но впереди — надежда:

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес. (Главное — гонит)

А у Лермонтова — безнадёжность, какая-то потерянность в мире:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Главное — нет)

Отголоски эпох, отголоски своего времени у одного поэта и у другого. Основная мысль стихотворения А.С. Пушкина — вера. Невзгоды, встряски, беды — всё может быть в жизни. Но, несмотря на это, не надо терять силы, не надо отчаиваться, потому что впереди — свет.

А вот в стихотворении М.Ю. Лермонтова мысль другая. Веры нет, надежды нет, только — тучи. Разочарованием, безнадёжностью веет от произведения Лермонтова.

Мотивы стихотворений тоже разные. А что такое мотив? Это смысловой элемент произведения, необходимый для понимания авторской концепции. У Пушкина мотив доверительный, располагающий к откровению, взаимно-проникновенный («Довольно, сокройся!»). Туча и лирический герой близки по духу, они понимают друг друга, отсюда и близкое «ты». А у Лермонтова, наоборот, мотив непонимания, какого-то отталкивания, разъединения, разобщённости туч и лирического героя. Тучи свободны, а герой нет.

Образы произведений А. Пушкина и М. Лермонтова одинаковые — тучи и лирический герой. У Пушкина тучу сопровождают лазурь, день, молния, гром, земля, буря, ветер. Всё природное, натуральное. У Лермонтова же тучи в окружении предметов природы в 1 и 3 строфах, а во 2 строфе тучи вдруг попадают в мир человека: степи, север, юг, нивы — судьба, зависть, злоба, преступление, клевета.  У пушкинских туч всё в прошлом, об этом говорят и глаголы прошедшего времени (облегала, издавала, поила). И действия окружающих тучу предметов тоже в прошлом: миновалась, освежилась, промчалась. Но появившийся в 3 строфе глагол настоящего времени — гонит — подтверждает авторскую надежду на победу веры и свободы, на высокую роль человека в мире. У Лермонтова же, напротив, глаголы настоящего времени (мчитесь, гонит, тяготит). Они создают яркую картину эпохи поэта, эпохи 30-х годов XIX века. Больной эпохи и больного поколения Лермонтова».

Вывод: два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.015 с.)