Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Памятка «Золотые правила быстрого чтения»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая тетрадь по смысловому чтению для 5 класса
Из листателя в читателя
Данная тетрадь предназначена для работы по курсу «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Цель тетради — помощь в освоении стратегий смыслового чтения и эффективном использовании их при работе с различными текстами. Тетрадь может быть использована на уроке, для работы дома или для повторения пройденного материала во время каникул. Издание предназначено педагогам, родителям, учащимся.
Дорогие пятиклассники и пятиклассницы!
Вы пришли в пятый класс. Впереди вас ждут новые открытия, знакомство с такими науками, как география, биология, с теоретическими сведениями из литературы и истории. Сколько терминов вам нужно будет выучить и понять из математики и русского языка! Чтобы вы не «утонули» в потоке информации и понимании ее смысла, на занятиях по смысловому чтению вам предложат спасательный круг: вы узнаете секреты грамотного чтения текстов. А данная рабочая тетрадь поможет вам выбрать правильную тактику и стратегию их осваивания. Пусть тетрадь станет для вас надежным путеводителем в мире текстов и поможет вашему превращению из листателя в читателя. Научитесь мыслить, как гении!
Занятие № 1. Что мы знаем о чтении
Уметь читать — значит уметь мыслить. Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________
Задание № 1. С какой целью люди читают? Свои размышления представьте в виде схемы
ЧИТАТЬ, ЧТОБЫ …
?? ?? Задание № 2. Заполните таблицу «Характеристики видов чтения», используя данные ниже таблицы.
Информация для составления таблицы: 1. Читать книгу или нет? Какая информация в ней содержится? Для кого книга написана? 2. Каков замысел автора? Что нового есть в книге для меня как для читателя? 3. Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста. 4. Постановка вопросов, составление плана, подготовка сообщений. Задание № 3. Укажите, какой вид чтения следует использовать в каждом конкретном случае. 1. Прочитать текст параграфа учебника, составить план, ответить на вопросы. ________________________________________________________ 2. Подобрать в периодических изданиях материалы, в которых рассказывается о жизни амурского тигра. ________________________________________________________ 3. Прочитать статью о работах Чарльза Дарвина и подготовить сообщение на заданную тему. ________________________________________________________ Задание № 4. Ответьте письменно на вопрос, как вы понимаете слова Василия Александровича Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».
Самоконтроль:
Закончите предложение:
Я узнал
Занятие № 2. Что мы знаем о чтении
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________
Задание № 1. Игра «Текст или не текст». Выберите из предложенных вариантов тот, который является текстом. 1.Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью. Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья. Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.
2.На западе уже догорала заря. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. Утки отплывают в камыш и прячутся. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде. Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Я выбрался на опушку и пошёл через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.
3.Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен. Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать. Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы.
Задание № 2. Впишите признаки текста в стикеры.
Задание № 3. Восстановите определение, что такое текст. В случае затруднения обратитесь к словам для справки.
Текст — это _______ группа _____, предназначенных для передачи __________ и связанных грамматически. Слова для справки: предложений, смысла, упорядоченная. Задание № 4. Информацию можно представить в разных видах: текстах, рисунках, схемах и т.д. Рассмотрите варианты представления информации. Сформулируйте плюсы и минусы каждого вида. Ответы запишите в таблицу. Вариант 1.
Вариант 2. Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов хлорофиллов у растений.
Вариант 1. Вид представления __________________ |
Вариант 2. Вид представления __________________ | ||||||||||||||
+ | - | + | - | |||||||||||||
Определите, какой из видов представления информации является полным, понятным.
____________________________________________________
Задание № 4. Придумайте текст (3–4 предложения) к одному из изображений и запишите его.
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль: закончите предложение:
Я заинтересовался
Занятие № 3. Диагностика навыков чтения
Задание № 1. Самооценка навыков чтения. Ответьте на вопросы теста:
Вопрос | да | нет | не всегда |
1. Быстро ли вы читаете? | |||
2. Успеваете ли вы прочитать титры в кино? | |||
3. Меняете ли вы обычно скорость чтения или читаете весь текст с одинаковой скоростью? | |||
4. Проговариваете ли вы про себя то, что читаете? | |||
5. Водите ли вы при чтении по строчкам карандашом (пальцем) или помогаете себе при чтении движением головы? | |||
6. Достаточно ли вам прочитать текст один раз, чтобы затем его пересказать или ответить на вопросы к тексту? | |||
7. Часто ли вы затрудняетесь в понимании текста при чтении учебного материала? |
Подсчитайте количество баллов и определите свой навык чтения.
Вопрос 1: да +1, нет-1,
не всегда 0
Вопрос 2: да +1, нет-1,
не всегда 0
Вопрос 3: да +1, нет-1,
не всегда 0
Вопрос 4: да -1, нет+1,
не всегда 0
Вопрос 5: да -1, нет+1,
не всегда 0
Вопрос 6: да +1, нет-1,
не всегда 0
Вопрос 7: да -1, нет+1,
не всегда 0
5–7 баллов — вы владеете необходимыми навыками чтения;
3–5 баллов — вы хорошо справляетесь с обычными заданиями, но будете иногда терпеть неудачи в случае повышенных требований к чтению;
менее 3 баллов — вам необходимо заняться тренировкой навыков чтения.
Задание 2. Найдите в разных источниках советы известных ученых, писателей, исследователей о том, как развивать навыки чтения.
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль:
Дайте несколько советов себе, как развить навыки чтения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № 4. Структура текста
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете?
________________________________________________________
Признаки текста:
1. Заглавие.
2. В заглавии прямо или косвенно должна отражаться тема (то, о чём говорится в тексте), основная мысль — идея (то, в чём убеждает вас автор).
3. Начало.
4. Тема и основная мысль раскрываются последовательн о на протяжении текста, ключевые слова помогают в этом.
5. Как правило, текст состоит из трёх частей:
I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.
Текст делится на абзацы.
6. Конец текст а.
7. Все части связаны между собой по смыслу и строению.
8. Текст имеет композиционную завершённость.
Задание № 1. «Игра в прятки». Расскажите, как можно больше, о тексте, не читая его...
А) Прочтите заголовок текста. О чем будет идти речь? Что предстоит узнать?
«ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР»
Б) Прочитайте вступительную часть текста. Предположите, что будет дальше.
«ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР»
На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой».
________________________________________________________
В) Выделите основную и заключительную части. О чем идет речь в каждой из них? В какой части подводятся итоги всему сказанному? Подчеркните ключевые слова, помогающие раскрыть тему и основную мысль текста. Разделите текст на абзацы.
«На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто, на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой.
Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Свистят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.
Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу. Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них — барабан, а вместо палочек у них — отличный крепкий нос.
Рыжая цапля-выпь ткнет свой длинный клюв в воду да как дунет в него! Бултыхнет вода, по всему озеру гул, словно бык пролетел.
А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьется ввысь да вниз головой оттуда с распущенным хвостом. В хвосте у него ветер гудит — ни дать, ни взять барашек блеет над лесом.
Вот какой оркестр в лесу».
(В. Бианки)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Восстановите текст.
Прочитайте текст. О чем говорится в нем? Сформулировано лив тексте положение, которое раскрывается? Дополните его вступительной частью (зачином). Попробуйте сформулировать его так, чтобы постепенно перейти к основной части. Учитывайте при этом содержание основной части и заключения.
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верхнюю одежду нужно оставить в гардеробе, а потом пройти в зрительный зал. Теперь найди нужный ряд, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство.
Соблюдай тишину. Отложи до антракта все, что тебе хочется сказать. Не ешь во время спектакля, не шелести бумажками, не шепчись. Это мешает зрителям и актерам.
По окончании представления не срывайся с места. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров. Ведь они не умчались после последней реплики за кулисы, а склонились в поклоне, прощаются с тобой. Будь и ты вежлив.
Только после такого посещения театра можно получить настоящее удовольствие.
(Из «Календаря школьника»)
Задание № 3. Соберите текст из отдельных частей.
Сначала найдите ту часть, которая как бы подготавливает читателя к тому, что будет дальше. Затем расположите в нужной последовательности части, служащие раскрытию положения, которое заключено в зачине (вступительной части).
У данного высказывания нет заключительной части. Какой, по-вашему, она могла бы быть — подводящей итог сказанного или содержащей оценку? Запишите эту часть.
СКАЗОЧНАЯ КНИГА
I
На синем фоне переплета — огромный гусь с хитроватым, умным взглядом. И шагающие друг за другом карлики в красных колпаках. В руках у карликов лучистые фонарики наподобие маленьких солнышек.
II
Наконец, хочется отметить развороты книги. Они тоже солнечного цвета и в «живых» орнаментах.
III
Недавно мне подарили прекрасную книгу «Золотой гусь» — сказки братьев Гримм. Художница Ольга Кондакова оформила эту книгу с любовью.
IV
Форзац тоже цвета солнца. И по краям — орнамент. Знаете, какой? Из фигурок человечков и животных.
Ответы_____________________________________________
Часть V_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
Самоконтроль:
Что я узнал? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где пригодится это знание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № 5. Учимся понимать текст: формулируем причину и следствие
Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы. Ж. Фабр | |
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете?
________________________________________________________
Задание 1. Продолжите фразу по определенной схеме, определив причину и следствие:
«Если…, то…», «…, так как…», «…, потому что...», «Для того чтобы…», «Чем…, тем…».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте стихотворение С. Маршака, выделив причину (п) и следствие (с).
«Гвоздь и подкова»:
Не было гвоздя — подкова пропала.
Не было подковы — лошадь захромала.
Лошадь захромала — командир убит.
Конница разбита — армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
Ответьте на вопрос: какая неточность есть в стихотворении? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причина — основание, предлог для каких-нибудь действий — (явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления).
Следствие — 1): а) То, что следует, вытекает из чего-либо; вывод. б) Суждение, выводимое из одного или нескольких суждений по определенным правилам (в логике); заключение. 2) Результат, последствие чего-либо.
Задание3. Восстановите пропущенные звенья по схеме «Причина —... —... — следствие». Например: «Зажгли свечу — огонь плавит парафин — парафин стекает — подставка покрылась парафином».
1. Стали надувать шарик —... — он лопнул. ________________________________________________________________________________________________________
2. Стали нагревать чайник —... — на стенках появились капельки воды.
____________________________________________________________________________________________________________
3. Разожгли костер —... — появились угли.
____________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте текст и восстановите последовательность событий.
Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.
1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготавливают из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
6. Исчезли леса — не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги — численность населения сократилась в несколько раз.
8. Жрецы любят власть, а много статуй — значит много власти.
9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу — это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.
Ответ запишите в виде последовательных цифр, соответствующих номерам предложений:
________________________________________________________
Задание 5. Восстановите события между двумя не связанными между собой, на первый взгляд, причиной и следствием:
Например: «Белка уронила с дерева шишку... грузовик не пришел по назначению».
Вариант рассказа:
«Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер грузовика увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и машина с грузом не пришла вовремя по назначению».
1. Дворник взял метлу... мама уколола палец иголкой.
2. Собака погналась за котом... дети написали диктант.
3. Молоко выкипело... самолет совершил вынужденную посадку.
4. Костер давно потух... балкон покрасили в зеленый цвет.
Самоконтроль:
Что помогло вам справиться с выполнением заданий?
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № 6. Проблематика художественного текста
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете?
________________________________________________________
Труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться. В.Г. Маранцман |
Проблематика текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующая разрешения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.
Например:
Повествовательное предложение | Вопросительное предложение (вопрос) |
1. Проблема милосердия. | 1. Что такое милосердие? |
2. Проблема взаимоотношения человека и природы. | 2. Какими должны быть взаимоотношения человека и природы? |
3. Проблемы воспитанности. | 3. Кого можно считать воспитанным человеком? |
Задание 1. Прочитайте внимательно и медленно текст. О чем (о ком) идет речь?
На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. Что виделось ему сейчас в этом мелководье? О чём думал он?
До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Вот и заканчивал свой век, забытый властью и флотскими командирами Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России...
Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять их выдающиеся способности. С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeние прошлого (по В. Ганичеву).
Текст о ________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце и важные мысли автора.
На основе выделенной вами информации сформулируйте идею и авторскую позицию (основные выводы автора).
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Какой сложный вопрос, требующий разрешения, серьезного размышления, исследования, ставит автор перед читателем. Заполните таблицу.
Вопрос для определения проблемы | Основная проблема |
Задание 4. (повышенный уровень).
Сформулируйте позицию автора к одной из проблем текста.
Основные проблемы текста | Точка зрения автора текста на проблему |
Самоконтроль:
Что при выполнении заданий показалось вам наиболее трудным? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № 7. Приемы ознакомительного чтения
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________
Задание 1. Прочитайте заглавия текстов. В каком учебнике можно встретить такие заголовки?
Художественный образ / ______________________________
Расцвет демократии в Афинах/ ________________________
Атмосфера: строение, значение, изучение. / ______________
Злаки — хлеб человечества. / __________________________
Задание 2. Прочитайте опорные слова текста. Предположите его тему и основную мысль:
Название, подзаголовок, эпиграф, аннотация, содержание, рисунки, репродукции, таблицы, знакомство
Тема: _________________________________________________
Основная мысль: _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Определите тему текста по схеме:
________________________________________________________
Задание 4. Перед вами начальные предложения 5абзацев одного текста. Запишите, о чем будет рассказываться в тексте:
1. Во II веке Римская империя успешно защищала свои границы.
2. Племенные союзы германцев стремились к расширению своих территорий.
3. С побережья реки Вислы переселились готы — большой союз германских племен.
4. Неспокойно было и на южных границах.
5. На востоке появился новый опасный враг.
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль:
Допиши «Памятку ученику при ознакомительном чтении»:
1. В ходе ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чём в нём говорится:
Ø __________________ слова;
Ø заголовки разделов, глав, параграфов и других смысловых частей;
Ø _____________________________________ абзацев.
2. Читая, не возвращайтесь к уже прочитанному, если имеете дело с не очень трудным текстом.
3. Старайтесь читать только глазами — не шепотом.
4. Обращайте внимание на ___________________________, таблицы, графики.
5. После очень быстрого прочтения какой-то части текста стоит сделать в памяти короткий просмотр содержащихся в тексте мыслей.
Занятие № 8. Практикум «Ознакомительное чтение»
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________
Задание 1. Скажите, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте; просмотрите текст, данный ниже, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.
Дальневосточные колибри
________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте первые предложения каждого абзаца, не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста. ____________________________________________
Королек — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.
За эту особенность в наряде люди и прозвали пташку корольком. В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царем того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:
— А я выше!
Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царем птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.
Удивительно, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять–шесть граммов весом, переносит суровые холода. Она даже поет при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны. С акробатической ловкостью эти крошки принимают самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячутся среди хвои. Иной раз, перепархивая, они останавливаются в воздухе и, быстро трепеща крылышками, высматривают себе добычу.
Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королек уничтожает до четырех миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.
Королек очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.
Задание 3. Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.
Задание 5. Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку), сделав соответствующие отметки в тексте.
Самоконтроль:
Какой вид работы заинтересовал больше всего?
________________________________________________________
Занятие 9. Ключевые понятия и их роль в тексте
Просмотрите содержание занятия. Что вы узнаете? ________________________________________________________
Задание № 1. Прочитайте два текста.
текст 1 а) ИВА Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам ее спросить? (И. Токмакова) | текст 2 б) Ива корзиночная. Кустарник около 5 м высотой с длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатисто-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельно крайние... (Из «Определителя...») |
Запишите на стикерах, с помощью чего дается определение к понятию «ива» в этих текстах (эпитеты, олицетворение, риторические вопросы, точные данные, описательные обороты, термины).
Текст 1 Текст 2
Понятие — логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь.
Термин — слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
Ключевое понятие — это понятие, раскрывающее смысл текста.
3адание 2. Подобрать и записать общее (родовое) значение к частному (видовому) понятию.
Об
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.015 с.)