Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие ассоциативно-образного мышления школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ассоциативно-образное мышление, которое развивается на школьных уроках, в том числе и на уроках музыки, направлено на творческое освоение окружающей действительности, воплощенной в образах различных искусств – музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, театра, кино, синтетических жанрах (опера, балет, мюзикл, рок-опера). Проблема развития ассоциативно-образного мышления человека отражена в философской концепции развития личности известного отечественного философа А.Г. Спиркина, в основу которой положена идея становления универсальных способностей личности: а) способности индивида к концептуальному образному мышлению, то есть целостному видению мира сквозь призму самореализации; б) способности к «сопереживанию» общему благу, деятельностное «сочувствование» природе, человеку, обществу; в) способности воплощения целостного представления о мире в осмысленной творческой деятельности [47, с. 11 – 12]. Вопросы развития ассоциативно-образного мышления учащихся разных возрастов, по нашему мнению, должны рассматриваться в опоре на художественно-эстетический компонент образования, который предполагает осознание и оценку школьниками художественных произведений разных видов искусства – музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино – на основе их интеграции. Процессу развития ассоциативно-образного мышления учащихся должны способствовать профессиональные компетентности учителя, который будет осуществлять этот процесс на уроках в школе. Поэтому педагогу целесообразно использовать в процессе художественного образования следующие подходы: · теоретические (изучение педагогической, психологической методической литературы, обобщение собственного опыта обучения музыке, искусству и опыта своих коллег); · диагностические (анкетирование, тестирование обучающихся), обсервационные (наблюдение, мониторинг развития ассоциативно-образного мышления на разных этапах развития художественной и музыкальной культуры); · экспериментальные (моделирование установки на восприятие музыки через ассоциативно-образные связи с другими искусствами, прогнозирование наглядно-образных ассоциаций детей и способов художественной деятельности; · представленность художественно-образных ассоциаций в проектной и исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, разработка диагностических процедур, направленных на успешность развития ассоциативно-образного мышления школьников). Рассмотрим процесс музыкального образования школьников в контексте современного гуманитарного образования. Понятие гуманитарной культуры – субъекта образовательного процесса – трактуется учеными как универсальное отношение человека к миру, к окружающим его людям, к самому себе. В концепциях развития личности, разработанных русскими философами прошлого (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Ф. Флоренский и др.) и настоящего (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, А.Г. Спиркин и др.), человек предстает как эпицентр культуры, е высшая духовная ценность. Так философ М.М. Бахтин считал, что «основополагающее свойство целостного человека культуры – это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации [3] ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни и поведения, самодетерминации [4] в горизонте большого и малого времени культуры» [6, с.6]. Формирование ценностно-смыслового пространства ученика как человека культуры необходимо осуществлять через проектирование учебного процесса в общеобразовательной школе таким образом, чтобы предоставить каждому обучаемому возможность не только изучить и освоить основы научных знаний но, что не менее важно, «поместить» себя в мир общечеловеческих ценностей и «присвоить» их. Если учесть тот факт, что современные условия жизнедеятельности учащихся характеризуются дефицитом духовности, отчуждением культуры от личности, то педагогический процесс должен оперировать следующей «цепочкой» взаимодополняющих понятий: «образование – воспитание – обучение – культура». Помнению выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и А.Г. Лурия, различные знаково-символические системы – вербальные (словесные), невербальные, звуковые, письменные, визуальные, оптико-кинетические (жесты, мимика); пара- и экстралингвистические (вокализация, пауза, темп); проксемантические (пространство, время), кодовые системы и др. оказывают влияние на психическое развитие человека, которое осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры [37, с.26]. Осмысление учащимися разных возрастов изучаемой информации, представленной в содержании предмета «Музыка», требует становления у них общеучебных умений и навыков, опирающихся на приемы умственной деятельности, универсальных учебных действий, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Именно эти операции и составляют основу функциональной грамотности школьников разных возрастных групп. Освоение содержания музыкального образования (на материале учебных программ, а также учебников и тетрадей, входящих в состав учебно-методических комплектов), непосредственно перерастает в процесс обобщения музыкальных знаний, музыкально-слуховых представлений, интонационного опыта, присутствия этих элементов в музыкально-практической деятельности школьников. К ассоциативно-образному мышлению исследователи относят такой тип мышления, результатом которого является осознание художественных произведений, любой процесс отображения окружающей действительности в образах, включающий элементы субъективно-авторского видения мира, осуществляемого через призму индивидуального сознания. Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах [37, с.205 – 277]. Ассоциативно-образное мышление оперирует такими понятиями как ассоциации, синтез, взаимосвязь искусств, конвергентность. В процессе развития ассоциативно-образного мышления на уроках музыки в школе целесообразно применять следующие методики и практики (экспериментальные и традиционные), которые влияют на процесс развития функциональной грамотности учащихся: Ø формирование установки на восприятие музыкальных произведений с помощью других видов искусства; Ø включение различного рода ассоциаций (литературных, живописных, нотно-графических и др.) перед прослушиванием музыки и т.п. могут создавать произведения различных видов искусств, которые использует учитель на уроках музыки; Ø использование литературных ассоциаций предполагает адекватность подбора литературных произведений (или их фрагментов) к музыкальному образу, содержание которого осваивается (восприятие или исполнение) на уроке музыки (поэзия, проза, цитаты), выявление общности содержания образов, особенностей стиля и языка; Ø формирование зрительных и визуально-сценических ассоциаций (живопись, скульптура, архитектура, иконопись, графика, фотография, кино, театр), которая строится на адекватности подбора художественных произведений к конкретному музыкальному образу, поиску содержательного, стилевого, языкового соответствия (образ – жанр – стиль – язык); Ø выявление социального значения музыки, ее взаимодействия с другими искусствами в кино, театре, на телевидении; Ø осмысление специфики музыкальных (и шире – художественных) образов в зависимости от сюжета, жанровой специфики, драматургии, режиссерского замысла; Ø моделирование ситуаций прогнозирования художественно-образных ассоциаций к конкретным музыкальным сочинениям («Если бы я был поэтом, писателем..., то написал бы к этой музыке…»; «Если бы я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному сочинению…»; «Если бы я был скульптором, то…», «Если бы я был режиссером спектакля, представления, то…» и т. п.); Ø передача в пластических образах эмоционального строя, характера и настроение музыкального произведения (пластическое интонирование, драматизация, инсценирование, театрализация); Ø анализ произведений искусства, созвучных музыке, на основе выявления их «сходства и различия» («тождества и контраста» по Б.В. Асафьеву); Ø воплощение в разных видах музыкальной и художественной деятельности особенностей сценических жанров музыки – опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера (вокализация главных тем из сценических жанров, постановка отдельных сцен, свободное дирижирование, пластические этюды, ритмические импровизации на темы и сюжеты музыкальных спектаклей, создание эскизов костюмов, декораций, программок, афиш к ним); Ø написание литературных отзывов о просмотренных в театре, на телевидении, в сети Интернет оперных, балетных спектаклей, мюзиклов, рок-опер; Ø создание тематических художественных коллекций – фото, репродукции, собственные рисунки (на электронных носителях); Ø разработка ассоциативных рядов в процессе участия в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах и пр.; Ø использование информационно-коммуникационных технологий (электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, аудио-и видеоматериалы), поиск в сети Интернет художественных ассоциаций к музыкальным сочинениям; Ø использование ассоциативно-образных связей между музыкой и другими видами искусства в процессе разработки и защиты творческих и исследовательских проектов как средства активизации познавательной деятельности школьников, развития их креативности (творческого мышления, способов деятельности), исследовательских умений, коммуникативных навыков; Ø воссоздание художественно-образных представлений о взаимодействии искусств во внеурочной, внешкольной, досуговой художественно-эстетической деятельности; Ø создание «новых» продуктов художественно-музыкальной деятельности на основе интеграции искусств: сочинение песен, инструментальных, пластических, художественных импровизаций, а также создание учащимися учебных пособий для отдельных тем при изучении содержания предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»; Ø разработка содержания праздников, конкурсов, концертов «Семейной филармонии культуры, искусства и творчества», «Киноклуба» для учащихся и родителей под влиянием образов разных видов искусства и др. [41].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.) |