Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение элементов музыкального языка при изучении

Поиск

Музыкальной грамоты

В учебниках и рабочих/творческих тетрадях по предмету «Музыка» представлена нотная запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из образцов народного фольклора, а также классических музыкальных произведений инструментальной и вокальной музыки, которая помогает школьникам осваивать элементы музыкального языка, средства выразительности с ориентацией на нотную графикув пении, ритмических импровизациях, при игре на музыкальных инструментах.

Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения конкретного музыкального сочинения, является ориентиром для освоения его жанрово-стилевых особенностей, непосредственно знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма, терминами и понятиями музыкального искусства (см. развороты «Музыкальная грамота» в учебниках для начальной школы).

Разнообразные творческие задания по освоению нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи, разного рода импровизации – речевые, пластические, инструментальные, вокальные, изобразительные – направлены на развитие функциональной грамотности учащихся, которая будет находить своё выражение в становлении их диалогического мышления, способности сопереживать персонажам музыкальных сочинений, видеть в их образах отражение окружающей жизни.

На развороте учебника «Музыка» для 1 класса (серия «Школа России»)на с. 22 – 23 дети могут увидеть,как записывали музыкальные мысли в древности, а также им объясняется значение нотного стана (нотоносца), скрипичного ключа, звукоряда, клавиатуры фортепиано, а также предлагается выполнение заданий из Рабочей тетради.

Нотная графика помогает первоклассникам увидеть звуковысотную линию мелодии, ритмическую в песне «Почему медведь зимой спит» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова) на с. 40 – 41 учебника «Музыка» для 1 класса (серия Школа России»):

 

 

ННа развороте учебника «Музыкальные инструменты» для 1 класса (серия «Школа России») на с. 82 – 83 учащиеся осваивают термины: фортепиано, динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).

Обобщенное представления о терминах и понятиях учащиеся получают в процессе работы с заключительными разворотами учебников и рабочих тетрадей по предмету «Музыка» (серия «Школа России»). Так выглядит этот разворот в учебнике для 1 класса «Твой музыкальный словарик» (серия «Школа России»):

         

 

Иной подход к изучению музыкальной грамоты предложен авторами учебных пособий «Музыка» для 1 – 4 классов (серия «Перспектива») Г. П. Сергеевой и Н.В. Сусловой (М.: Просвещение, 2020).

 Внимание учащихся привлекается к верхнему колонтитулу учебного пособия, где появляются сначала знаки донотного письма, а затем и ноты на нотных строчках с постепенным усложнением записи. В качестве примеров используются небольшие народные песенки-попевки на одном, двух, трёх звуках, которые записываются на одной, затем двух, далее трёх и т.д. строчках нотного стана. При этом осваиваются разнообразные ритмические рисунки мелодий. Эти песенки, музыкальные темы школьникам предлагается петь, играть на свирелях и блокфлейтах, металлофонах, а также простейших ударных музыкальных инструментах.

Рассмотрим несколько разворотов учебного пособия «Музыка» для 1 класса в серии «Перспектива»: с. 16 – 17, раздел «Музыка, музыка каждому нужна!»; с. 28 – 29, раздел «Русская музыка»; с. 60 – 61, раздел «Музыка народов России»; с. 84 – 85, раздел «Музыкальные путешествия»), чтобы понять принцип усложнения нотной записи, которая предлагается в них:

Так на с. 16 – 17 в разделе «Музыка, музыка каждому нужна!» происходит обобщение представлений первоклассников об исполнителях (солист, ансамбль, хор, оркестр), учащихся знакомят с нотной записью русских песенок-прибауток, их различных ритмических рисунков, которые они могут спеть, исполнить с помощью хлопков, щелчков, простейших инструментов – свирель, ложки, бубен и др.

 

 

В разделе «Русская музыка» (с. 28 – 29) при знакомстве с различными жанрами русских народных песен (колыбельная, игровая, лирическая, трудовая, солдатская) осваивается их запись на двух строчках нотного стана (как равномерная ритмическая пульсация, так и более сложный ритмический рисунок).

В Вразделе «Музыка народов России» (с. 60 – 61) на примере записи башкирской народной песни осваивается более развитая мелодическая линия, а также различные длительности нот, лиги в распевах, знаки динамики, понятия «запев» и «припев».

 

 

В разделе «Музыкальные путешествия» (с. 84 – 85) обобщаются представления учащихся о музыкальном языке на примере нотной записи народных песен и танцев разных народов, в которых они смогут увидеть обозначения темпа и характера звучания, разнообразия мелодических линий и ритмов (сравнить их с народными орнаментами), а также исполнить их с помощью движений или спеть.

 

 

В учебниках «Музыка» для основной школы (5 – 8 классы) освоение нотной записине подразумевает развития умений и навыков сольфеджирования у школьников, а направлена на исполнение (вокализацию) музыкальных примеров с ориентацией на нотную запись, что дает возможность увидеть и воспроизвести линии движения мелодий (народных образцов, тем классических произведений и сочинений религиозной традиции, современной музыки), её интонационные особенности, ритмическую организацию, темп, динамику, агогику и т.п.

Так, в учебнике «Музыка» для 7 класса на развороте «Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена учащиеся смогут увидеть запись главной темы вступления I части, которая поможет увидеть и услышать при восприятии этого сочинения характер звучания, особенности ритма, аккордовой фактуры, контрастной динамики, интонационные особенности, сравнить её с двумя другими темами: главной и побочной темамиI части, с темой IV части (финала).

При восприятии Сонаты № 8 («Патетической») нотная запись основных тем поможет их запоминанию, интонационно-образному анализу.

 

 

При изучении «Симфонии № 7» («Ленинградской») Д. Шостаковича восьмиклассникам (с. 100 – 101) предлагается нотная запись основных тем симфонии, которые они не только смогут различать при прослушивании фрагментов этого сочинения, но и интонировать их с ориентацией на ноты, выделяя особенности музыкального языка, а также увидеть рукопись композитора, которая предложена в качестве подложки (см. ниже).

Таким образом, в процессе изучения элементов музыкальной грамоты на уроках музыки закрепляются умения и навыки функциональной грамотности учащихся:

Ø изучение знаков нотного письма, а также основных терминов и понятий музыкальной грамоты;

Ø соотнесение зрительного восприятия нотных примеров со слуховыми представлениями;

Ø использование ориентации на нотную запись в процессе вокализации основных мелодий песен, инструментальных сочинений, произведений вокально-хоровых жанров, а также при музицировании с использованием движений, простейших музыкальных инструментов для их лучшего запоминания и узнавания в процессе повторных прослушиваний;

 

 

активизация процессов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений и их фрагментов, понимания особенностей развития, драматургии музыкальных образов, формообразования;

Ø использование знаний и умений из области музыкальной грамоты в процессе выполнения игровых заданий, творческих и исследовательских проектов.

Напомним читателям важное, на наш взгляд, высказывание Д. Б. Кабалевского, которое раскрывает широкий взгляд композитора на вопросы, связанные с изучением музыкальной грамоты: «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характернадля данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы <…>. Что же касается элементов теории музыки, то включать их в школьные уроки (особенно в начальной школе) надо в высшей степени осторожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт» [35, с. 12 – 13].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.009 с.)