Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Освоение элементов музыкального языка при изученииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкальной грамоты В учебниках и рабочих/творческих тетрадях по предмету «Музыка» представлена нотная запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из образцов народного фольклора, а также классических музыкальных произведений инструментальной и вокальной музыки, которая помогает школьникам осваивать элементы музыкального языка, средства выразительности с ориентацией на нотную графикув пении, ритмических импровизациях, при игре на музыкальных инструментах. Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения конкретного музыкального сочинения, является ориентиром для освоения его жанрово-стилевых особенностей, непосредственно знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма, терминами и понятиями музыкального искусства (см. развороты «Музыкальная грамота» в учебниках для начальной школы). Разнообразные творческие задания по освоению нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи, разного рода импровизации – речевые, пластические, инструментальные, вокальные, изобразительные – направлены на развитие функциональной грамотности учащихся, которая будет находить своё выражение в становлении их диалогического мышления, способности сопереживать персонажам музыкальных сочинений, видеть в их образах отражение окружающей жизни. На развороте учебника «Музыка» для 1 класса (серия «Школа России»)на с. 22 – 23 дети могут увидеть,как записывали музыкальные мысли в древности, а также им объясняется значение нотного стана (нотоносца), скрипичного ключа, звукоряда, клавиатуры фортепиано, а также предлагается выполнение заданий из Рабочей тетради. Нотная графика помогает первоклассникам увидеть звуковысотную линию мелодии, ритмическую в песне «Почему медведь зимой спит» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова) на с. 40 – 41 учебника «Музыка» для 1 класса (серия Школа России»):
ННа развороте учебника «Музыкальные инструменты» для 1 класса (серия «Школа России») на с. 82 – 83 учащиеся осваивают термины: фортепиано, динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Обобщенное представления о терминах и понятиях учащиеся получают в процессе работы с заключительными разворотами учебников и рабочих тетрадей по предмету «Музыка» (серия «Школа России»). Так выглядит этот разворот в учебнике для 1 класса «Твой музыкальный словарик» (серия «Школа России»):
Иной подход к изучению музыкальной грамоты предложен авторами учебных пособий «Музыка» для 1 – 4 классов (серия «Перспектива») Г. П. Сергеевой и Н.В. Сусловой (М.: Просвещение, 2020). Внимание учащихся привлекается к верхнему колонтитулу учебного пособия, где появляются сначала знаки донотного письма, а затем и ноты на нотных строчках с постепенным усложнением записи. В качестве примеров используются небольшие народные песенки-попевки на одном, двух, трёх звуках, которые записываются на одной, затем двух, далее трёх и т.д. строчках нотного стана. При этом осваиваются разнообразные ритмические рисунки мелодий. Эти песенки, музыкальные темы школьникам предлагается петь, играть на свирелях и блокфлейтах, металлофонах, а также простейших ударных музыкальных инструментах. Рассмотрим несколько разворотов учебного пособия «Музыка» для 1 класса в серии «Перспектива»: с. 16 – 17, раздел «Музыка, музыка каждому нужна!»; с. 28 – 29, раздел «Русская музыка»; с. 60 – 61, раздел «Музыка народов России»; с. 84 – 85, раздел «Музыкальные путешествия»), чтобы понять принцип усложнения нотной записи, которая предлагается в них: Так на с. 16 – 17 в разделе «Музыка, музыка каждому нужна!» происходит обобщение представлений первоклассников об исполнителях (солист, ансамбль, хор, оркестр), учащихся знакомят с нотной записью русских песенок-прибауток, их различных ритмических рисунков, которые они могут спеть, исполнить с помощью хлопков, щелчков, простейших инструментов – свирель, ложки, бубен и др.
В разделе «Русская музыка» (с. 28 – 29) при знакомстве с различными жанрами русских народных песен (колыбельная, игровая, лирическая, трудовая, солдатская) осваивается их запись на двух строчках нотного стана (как равномерная ритмическая пульсация, так и более сложный ритмический рисунок). В Вразделе «Музыка народов России» (с. 60 – 61) на примере записи башкирской народной песни осваивается более развитая мелодическая линия, а также различные длительности нот, лиги в распевах, знаки динамики, понятия «запев» и «припев».
В разделе «Музыкальные путешествия» (с. 84 – 85) обобщаются представления учащихся о музыкальном языке на примере нотной записи народных песен и танцев разных народов, в которых они смогут увидеть обозначения темпа и характера звучания, разнообразия мелодических линий и ритмов (сравнить их с народными орнаментами), а также исполнить их с помощью движений или спеть.
В учебниках «Музыка» для основной школы (5 – 8 классы) освоение нотной записине подразумевает развития умений и навыков сольфеджирования у школьников, а направлена на исполнение (вокализацию) музыкальных примеров с ориентацией на нотную запись, что дает возможность увидеть и воспроизвести линии движения мелодий (народных образцов, тем классических произведений и сочинений религиозной традиции, современной музыки), её интонационные особенности, ритмическую организацию, темп, динамику, агогику и т.п. Так, в учебнике «Музыка» для 7 класса на развороте «Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена учащиеся смогут увидеть запись главной темы вступления I части, которая поможет увидеть и услышать при восприятии этого сочинения характер звучания, особенности ритма, аккордовой фактуры, контрастной динамики, интонационные особенности, сравнить её с двумя другими темами: главной и побочной темамиI части, с темой IV части (финала). При восприятии Сонаты № 8 («Патетической») нотная запись основных тем поможет их запоминанию, интонационно-образному анализу.
При изучении «Симфонии № 7» («Ленинградской») Д. Шостаковича восьмиклассникам (с. 100 – 101) предлагается нотная запись основных тем симфонии, которые они не только смогут различать при прослушивании фрагментов этого сочинения, но и интонировать их с ориентацией на ноты, выделяя особенности музыкального языка, а также увидеть рукопись композитора, которая предложена в качестве подложки (см. ниже). Таким образом, в процессе изучения элементов музыкальной грамоты на уроках музыки закрепляются умения и навыки функциональной грамотности учащихся: Ø изучение знаков нотного письма, а также основных терминов и понятий музыкальной грамоты; Ø соотнесение зрительного восприятия нотных примеров со слуховыми представлениями; Ø использование ориентации на нотную запись в процессе вокализации основных мелодий песен, инструментальных сочинений, произведений вокально-хоровых жанров, а также при музицировании с использованием движений, простейших музыкальных инструментов для их лучшего запоминания и узнавания в процессе повторных прослушиваний;
активизация процессов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений и их фрагментов, понимания особенностей развития, драматургии музыкальных образов, формообразования; Ø использование знаний и умений из области музыкальной грамоты в процессе выполнения игровых заданий, творческих и исследовательских проектов. Напомним читателям важное, на наш взгляд, высказывание Д. Б. Кабалевского, которое раскрывает широкий взгляд композитора на вопросы, связанные с изучением музыкальной грамоты: «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характернадля данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы <…>. Что же касается элементов теории музыки, то включать их в школьные уроки (особенно в начальной школе) надо в высшей степени осторожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт» [35, с. 12 – 13].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.009 с.) |