Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Певческая деятельность учащихся (хоровая, сольная, ансамблевая)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Технологии и методики формирования певческой культуры рассматривались в исследованиях отечественных музыкантов-педагогов – Э.Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, А. В. Бандиной, В. А. Багадурова, Л. А. Венгрус, Е. А. Гембицкой, В. А. Дышлевской, В. В. Емельянова, Т. А. Ждановой, А. Н. Карасева, И. И. Левидова, В. С. Локтева, Д. Л. Локшина, А. А. Луканина, Е. М. Малининой, Н. А. Метлова, В. П. Морозова, Т. Н. Овчинниковой, Д. Е. Огороднова, Н. Д. Орловой, А. С. Пономарева, И. П. Пономарькова, В. С. Попова, М. А. Румер, В. Г. Соколова, Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, В. Х. Хачатурова, В. Н. Шацкой и др. Освоение технологий, методик и практик формирования певческой культуры педагогами-музыкантами направлено на: а) сохранение традиций хорового пения в России; б) понимание роли коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности в формировании личности и развитии её функциональной грамотности; в) изучение опыта использования оригинальных авторских методик развития детского голоса в основном и дополнительном музыкальном образовании; г) изучение научно-методической литературы по вопросам вокально-хоровой работы; д) понимание певческой деятельности в контексте её арт-терапевтического воздействия и здоровьесбережения; е) возможность выявления и поддержки музыкально одаренных детей. В условиях использования УМК на уроках музыки хоровое пение выполняет несколько функций. О расширении функций хорового пения в школе еще в 70-е гг. прошлого века писал Д. Б. Кабалевский во вступительной статье к программе по музыке [35]. Назовем эти функции. Хоровое (ансамблевое, сольное) пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки разных жанров и стилей, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям (включая хоровые занятия), дает возможность школьникам участвовать в коллективном хоровом музицировании. Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников, пение – хоровое, ансамблевое, сольное – развиваетобщеучебные умения и навыки, направленные на развитие функциональной грамотности и необходимые для обучения в школе: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни. Сочетание пения с другими видами детского музицирования – сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсценирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, игра в дирижера, пение под фонограмму и др. укрепляют интерес школьников к певческой деятельности в частности, к музыкально-творческой деятельности в целом. При пении происходит освоение музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, музыкального языка вокализируемых произведений, соотнесение зрительных образов (графическая или нотная запись) со слуховыми представлениями, что также является частью их функциональной грамотности. В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и речевых навыков в целом в рамках функциональной грамотности, слухового внимания, положительного эмоционального тонуса учащихся. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у школьников разных возрастов позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, формирование личностной оценки исполняемой музыки. Участие в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях формирует у хористов чувство ответственности, коллективизма, стремление к успешности певческой деятельности, к самовыражению через пение. Вот так выглядит разворот учебника «Музыка» для 2 класса (с. 10 – 11) в серии «Школа России», на котором предлагается разучивание и исполнение песен о Родине (включая песню «Здравствуй, Родина, моя» Ю. Чичкова), выполнение заданий в творческой тетради. На развороте учащиеся увидят нотную запись вступления, начальной и заключительных фраз к песне Чичкова.
Репертуарная политика учителя музыки в контексте УМК «Музыка» должна отличаться гибкостью и вариативностью. Несмотря на то, что учитель имеет примерный певческий репертуар, размещенный в Хрестоматиях музыкального материала к учебникам и учебным пособиям «Музыка» издательства «Просвещение», особенности певческого развития каждого конкретного класса требуют от него поиска не только новых песен, но и методик вокально-хоровой работы, адекватных возможностям учащихся разных возрастных групп (распевания, дыхательные упражнения, игровые приемы разучивания и исполнения песен, эскизное разучивание и т. п.).Так, при изучении особенностей такого жанра как «симфония» в учебнике «Музыка» для 8 класса на предлагаемом ниже развороте (с. 52 – 53) приводится нотная запись главных мелодий уже известных школьниками симфоний русских (А. Бородин, П. Чайковский) и зарубежных (Л. Бетховен, В. Моцарт) композиторов для вокализации этих тем на уроке. Учителю необходимо помнить и о том, что репертуар каждого класса должен включать в себя народные песни, сочинения композиторов-классиков (включая главные темы вокальных, инструментальных, сценических жанров), адаптированные образцы музыки религиозной традиции, современные песни. Педагогу-музыканту известно и то обстоятельство, что в последнее время значительно увеличилось количество детей школьного возраста с физиологическими нарушениями координации между слухом и голосом. Поэтому отсутствие у детей на первоначальном этапе обучения пению чистоты интонирования, ритмической точности при исполнении простейших вокальных мелодий, песен не может служить основанием для того, чтобы отказаться от развития их вокально-хоровых навыков и умений. На основном уровне музыкального образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в период мутации (основная школа), что требует поиска удобного в тесситурном отношении певческого репертуара. В процессе хорового пения учитель музыки должен стремиться к тому, чтобы в методике его работы над песенным репертуаром в разумном сочетании находились технические и художественные задачи вокально-хоровой работы. «Каждый класс – хор!» – к этому идеалу должен стремиться каждый учитель музыки, считал композитор Д. Б. Кабалевский [35, с.14]. Достичь этого можно лишь в том случае, если педагог-музыкант отчетливо представляет себе многообразие задач пения и согласует последовательность формирования функциональной грамотности в процессе развития и становления певческих навыков и умений с возрастными особенностями школьников, уровнем общего и музыкального развития каждого конкретного класса. Повсеместное проведение в разных регионах России детских творческих конкурсов «Каждый класс – хор!» свидетельствует о популярности данного тезиса Д.Б. Кабалевского.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.006 с.) |