История создания образа «бродяги» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания образа «бродяги»



Во время «Великой депрессии» нищета и голод поразили не только страну, они поразили и самого человека. Продолжалась вечная борьба, но уже не за высокие амбиции, а за выживание. В эту пору тип «маленького человека» стал особенно актуальным и нашел свое отражение в кинематографе. Певцом этого образа стал ныне всемирно известный актер и режиссер, а тогда – юноша из лондонских трущоб, сын обнищавшей актрисы, чужеродный элемент в Голливуде Чарльз Спенсер Чаплин. Он знаменит благодаря своему «бродяге Чарли». Низенький джентльмен в мешковатых штанах, потрепанной жилетке и котелке, всегда попадающий в разные приключения, но никогда не унывающий, вызывал смех у американцев в те тяжелые годы.

Примерно до 1914 года кино служило балаганным развлечением, которое можно было получить за пятнадцать центов. Его не ставили выше «живой фотографии», а действия актеров служили лишь надписью к картинкам (наподобие детских книжек) Однако все изменилось с началом первой мировой войны. Америка оказалась на пороге политического и экономического кризиса, обострилась классовая борьба. Фильмы в это время наполняются дидактическим смыслом: лучше быть добрым бедняком, чем злым и богатым, пропагандируют викторианские добродетели. Именно отсюда протянулась основная тема американской кинематографии: прославление индивидуальной предприимчивости, «американского образа жизни». В первые годы существования Голливуда началась и другая сквозная линия американского кино: нападки на профсоюзы. Организованные движения рабочих изображались как насилие толпы, руководители движения –- как подлецы, преследующие только собственные цели, а рабочие – как глупые овцы. Американское кино в те годы работало на власть имущих, однако, комедия все же оставалась менее тенденциозной, ибо считалась «низменным развлечением». Комедия-фарс была пародией на жизнь. Персонажи носились, дрались, прыгали и падали. Сам Чарли Чаплин писал: «Сплошной фарс – это ряд мелких трагедий, которые происходят в неподходящий момент в жизни других людей. Особенно смешно, когда в трагическое положение попадает несимпатичная нам личность…»[5;60] Больше всего в подобных фильмах страдали персонажи-полицейские. Чаплин объяснял это тем, что олицетворение власти, выставляемое в смешном виде вызывало реакцию гораздо более бурную, чем, если бы «получали» простые смертные.

Следует сказать, что талантливый артист не сразу нашел своего легендарного персонажа. В первых своих картинах образ героя был практически антиподом будущего Чарли. Джонни (персонаж Чаплина) носил тесный сюртук, лакированные ботинки, был нагл и коварен. Фильмы с его участием не имели успеха. И тогда Чаплин превратился в Бродягу – неотделимого от котелка, тросточки, короткого и узкого пиджака, растрепанного галстука и ботинок, которые просят каши. Образ дополняли щеткообразные усики, трогательно приподнятые брови и неуклюжая утиная походка, контрастирующая с быстрыми движениями других актеров. А. Кукаркин описывает персонажа Чаплина в последующих картинах, как «роль человека без определенных занятий, не то безработного, не то просто бродяги». Формируется и внутренний портрет героя. В произведении Драйзера «Трагическая Америка» есть фраза, описывающая позицию Чаплина тех лет, во многом предопределившая характер его персонажа: «Я уже начал постигать, что мир – это бурная, кипучая, жестокая, веселая, многообещающая и губительная стихия и что сильным и ловким суждено быть победителями, а слабым и простодушным предуготовлена незавидная доля».[7;58] Эти слова точно описывают капиталистическое общество, в котором чаплинский бродяга -– «маленький человек». Он не победитель, ибо мы не сможем даже представить Чарли, идущего по головам своей «утиной» походкой, но и «проигравшим» его назвать нельзя, ибо мы видим, сколько стремления помочь в этом «маленьком человеке».

Задатки лидера побудили Чарли Чаплина создать собственную студию «Чарлз Чаплин филмкорпорейшн». Обретая все большую независимость, Чаплин изучал жизнь людей: «Походке, когда один носок ботинка смотрит на восток, а другой на запад, он научился у пьяницы Бинкса, который промышлял тем, что держал под уздцы лошадей клиентов у одного из пабов в Южном Лондоне».[5;65] Однако наблюдения за народом обогатили Чаплина не только образом бродяги с его трогательными манерами, благородной душой и острым умом. Художника интересовало устройство общества, его влияние на человека. Отклик Чаплина на «Великую депрессию» – фильмы «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.004 с.)