Анализ фильма «огни большого города» и «новые времена». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ фильма «огни большого города» и «новые времена».



Рассмотрим эти кинокартины, уделяя особое внимание образу бродяги. «Огни большого города» начинаются с церемонии открытия монумента «Закон и Сила». Когда белое покрывало падает, обнажая величественное, но безвкусное изваяние, символизирующее «процветание» страны, зритель видит, что на коленях у статуи спит бедный безработный Чарли. Пытаясь спуститься вниз, он цепляется одеждой, поскальзывается, падает, чем вызывает гнев толпы. Сатирическая линия героя будет продолжена в сценах с миллионером, а социальный подтекст является обоснованием печального настроения, которое окрашивает всю историю любви бродяги к слепой цветочнице. В таких сценах, как например, встреча с мальчишками – газетчиками, разглядывание витрины магазина, Чаплин сознательно подчеркивает черты характера персонажа, которые, несмотря на трудности жизни, свидетельствуют о сохраненной жизнерадостности, готовности к проделке. А. Кукаркин пишет: «Когда «Огни большого города» вышли на экраны, 17 миллионов в США и десятки безработных в Европе без труда могли узнать в Чарли самих себя»[4;130]

Следует обратить внимание также на звуковой фон картины. Помимо сменяющихся лирических лейтмотивов, со вступительными надписями звучит резкая музыка, символизирующая бурлящую стихию города и ее давление на человека. Этот образ большого города звучит в те моменты, когда герой сталкивается с враждебной атмосферой. Очень интересны эпизоды дружбы с богачом, которого Чарли однажды спасает от самоубийства. Сцены с миллионером открывают не только важное для нас качество «маленького человека»- милосердие, но и глубокий социальный подтекст. Важный богатый человек ассоциируется с вершителями судеб страны. Его незначительные жесты и поступки символизируют то редкую улыбку судьбы, обращенную к простому смертному «маленькому человеку», то отвратительную гримасу несчастья. Пьяный миллионер дарит Чарли свою машину, так как сам толком не умеет водить, что символизирует неспособность власти управления государством, и немного денег. Однако на следующее утро он забывает о своем спасителе, приказывает не впускать, а после сам уезжает на подаренном вчерашнему «приятелю» автомобиле. В фильме «Огни большого города» мы находим подтверждение нашей гипотезе: одна из отличительных особенностей американского «маленького человека» – человечность. Чарли помогает обрести своей возлюбленной цветочнице зрение, понимая, что потеряет ее, увидь девушка его настоящее лицо. Именно поэтому так трогательна последняя сцена: Чарли выходит из тюрьмы, куда попал из-за кражи денег на лечение для возлюбленной, взгляд его потух, фигурка истончилась, тросточка, символизирующая чувство собственного достоинства, по словам Чаплина, исчезла. Радостная цветочница видит этого жалкого бродягу и, подавая ему милостыню, вспоминает его руку. Руку, что подарила ей зрение. «Теперь вы видите?» – улыбается Чарли, и улыбка эта мучительнее слез.

В «Огнях большого города» Чаплин завершает формирование художественного образа своего персонажа. Этот образ – продукт эпохи. В судьбе «маленького человека» раскрывается большая тема творчества Чаплина: тема свободы простого человека и тема поиска и борьбы за счастье. Продолжение темы «маленького человека», расставшегося с иллюзиями, следует в фильме «Новые времена». В этой картине Чарли уже не одинокий отщепенец, а член общества. Мы видим его в центре событий: в колонне демонстрантов, среди рабочих и даже в скитаниях рядом с ним верная подруга. В этом фильме Чаплин раскрывает три темы. Первая тема: проблема капиталистического производства. Чарли в рабочем комбинезоне стоит у постоянно движущегося конвейера и подвинчивает гайки. Властный голос директора регулирует скорость работы, Чарли выбивается из ритма и с трудом успевает за остальными. Он выходит в уборную отдохнуть, но и там его настигает голос начальника: «За работу! Живо! Хватит сидеть!» В этом эпизоде говорится о том, что из-за усиленной механизации человек в «новые времена» превратился в приложение к машине, в простую гайку. Особенно показательна сцена, в которой на Чарли испытывают кормящую машину, созданную для того, чтобы обеспечивать рабочих пищей, но лишающая их обеденного перерыва. Хитроумный механизм разлаживается: суп выплескивается Чарли в лицо, салфетка бьет рабочего по щекам и губам, початок кукурузы стучит по носу, а гайки набивают рот. «Кормящая машина» превращается в машину пыток и символизирует пришедшие «новые времена» – времена Великой Депрессии, взбунтовавшегося производства. Автор подчеркивает типичность судьбы своего персонажа. Путем обобщения кадров, он доводит изображение до строя метафоры: сначала зритель видит толпы овец, что гонят на бойню, а затем, экран заполняет толпа людей, бегущая к воротам завода. Одна из особенностей «Новых времен» заключается в еще большей типизации героя. Образ Чарли, случайно оказывающегося во главе демонстрации, говорит об инстинктивном протесте против системы.

В конце фильма Чарли стоит на большой дороге и успокаивает плачущую девушку, прошедшую вместе с ним долгий путь: «Не унывай! Проживем.» Эта краткая и емкая фраза раскрывает важнейшие качества «маленького человека»: оптимизм, веру в себя, стойкость и запредельное жизнелюбие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.113 (0.005 с.)