Анализ новеллы «Фараон и Хорал». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ новеллы «Фараон и Хорал».



Проанализируем новеллу «Фараон и Хорал», уделяя при этом особое внимание психологическому портрету Сопи. Главный герой произведения – бездомный, постоянный обитатель «Мэдисон-сквера» имеет на зиму «не слишком честолюбивые планы» – мечтает оказаться в тюрьме на Острове. «Три месяца верного крова и обеспеченной еды, в приятной компании, вдали от посягательства Борея и фараонов – для Сопи это был поистине предел желаний».[1;178] Генри задает образ Сопи, как образ маленького бродяги, планы которого безобидны и исключительно самодостаточны. Следует обратить внимание на то, как описывается приход холодов: «Желтый лист упал на колени Сопи. То была визитная карточка Деда Мороза; этот старик добр к постоянным обитателям Мэдисон-сквера и честно предупреждает их о своем близком приходе. На перекрестке четырех улиц он вручает свои карточки Северному ветру, швейцару гостиницы "Под открытым небом", чтобы постояльцы ее приготовились».[1;178] Мир не представляется враждебным, напротив, благожелательно-равнодушен к герою. Хорошо изучивший законы городской жизни, Сопи, если говорить метафорически, подставляет себя числом в уравнение, чтобы получить знакомый итог взаимодействий с миром, действуя по хорошо выработанной схеме. Бродяга приходит в роскошный ресторан, сытно поужинав, объявляет себя несостоятельным и попадает в тюрьму. Обратим внимание на детали облика Сопи: «Та часть его существа, которая будет возвышаться над столом, не вызовет у официанта никаких подозрений.»[1;183] Но метрдотель замечает и стоптанные ботинки, подчеркивающие настоящее положение героя. Портрет Сопи схож с портретом другого известного бродяги – Чарли (в исполнении Чарли Чаплина): нелепая, поношенная одежда с претензиями на «джентельменскую». Такой наряд говорит прежде всего о чувстве собственного достоинства, никогда не пропадающем у «маленького человека». Герой предпринимает различные выходки, которые как назло сейчас оборачиваются не в его пользу. Зайдя в другой ресторан и выполнив часть плана, бродяга просит позвать фараона, но его тут же «укладывают ухом на холодный тротуар». Притворившись пьяным, Сопи исполняет дикую пляску, стоящие рядом, принимают это за радость победы над футбольной командой Хартфордского колледжа и руководствуются приказом не трогать йэльских студентов. Роль уличного приставалы была также неэффективна, ведь молодая девушка оказалась не жертвой, «обвилась вокруг Сопи, как плющ вокруг дуба» и поменяла все местами. Как будто в насмешку, О. Генри меняет итог, герой не получает желаемого. Бродяга доходит до отчаяния. «Наконец, Сопи добрался до одной из отдаленных авеню, куда суета и шум почти не долетали, и взял курс на Мэдисон-сквер. Ибо инстинкт, влекущий человека к родному дому, не умирает даже тогда, когда этим домом является скамейка в парке».[1;185] Автор обращает внимание на одно из главных качеств, присущих «маленькому человеку» – поиск дома. Сопи слышит церковный хорал, воспоминания пробуждается в его душе, рождается стремление начать новую жизнь, стать настоящим человеком, таким, каким являлся когда-то. Чувство собственного достоинства обостряется в душе персонажа, но счастливая развязка прерываются появлением Фараона. И фразой: «Заключение на острове. Три месяца».

Слова, которые звучали так сладко, стали для Сопи, пережившего духовное преображение, приговором. Сюжет, построенный на антитезах, напоминает анекдот. Лицом города и самой «жизни» является Фараон-полисмен. Именно он с самого начала новеллы заставляет Сопи быть «осужденным наслаждаться свободой». Эта умышленная насмешка над героем подчеркивает его одиночество, его ненужность большому миру. Играя на контрастах, О.Генри с помощью жестоких обстоятельств создает образ «маленького человека», чтобы потом пожалеть его.

Бездомный Сопи – классический пример «маленького человека» у О.Генри. Мировоззрение героя как будто перевернуто. Тюрьма на Острове для него кажется «Раем», «недоступной Аркадией».

Можно сказать, что Сопи становится «маленьким человеком» после той самой «чудесной перемены», произошедшей с ним. Герой духовно возрождается и именно в этот момент остро нуждается в дружеской поддержке, оставаясь ужасно одиноким. Но на помощь Сопи никто не приходит. Окружающий мир остается равнодушен, все отрицательные реалии жизни совпадут и обрушатся на голову беззащитного Сопи. Лаконичность финала лишний раз подчеркивает искривленные отношения с обществом, которое играет с бродягой, словно кот с мышью, не хочет давать ещё один шанс «маленькому человеку» стать «человеком». Вообще, образ города у О. Генри олицетворяет общество: громаду, которая может задавить человека, состоящую из самих же людей. Выживают сильнейшие: «Папаша Никербокер встретил их уже на пароме и двинул одного правой рукой в переносицу, а другого левой- по скуле, просто так, чтобы знали, что бой начался» («Поединок» 1906), «Город- жизнерадостный малыш, а ты- красная краска, которую он слизывает со своей любимой игрушки» («Один час в сторону полной жизни»). В этой постоянной борьбе за место под солнцем люди мечтают добиться успеха: продавщица мечтает выйти за миллионера («Неоконченный рассказ»), художник грезит о создании Шедевра («Последний лист»), а пара из провинции неумолимо влюблена в искусство («Из любви к искусству»). Однако в капиталистическом мире, где люди не доверяют друг другу, человек начинает чувствовать себя покинутым, бездомным, «маленьким». О. Генри знал тревогу своих героев, маленьких людей большого города, их внезапный испуг, сознание бессилия, приступ отчаяния, наконец, роковой момент, когда они признают себя побежденными в неравном бою. Ему известно и то, что в этом городе «всякий желающий уцелеть должен опасаться всякого другого», и то, что за маской недоверия или даже цинизма может порой скрываться «детская тоска по товариществу и дружбе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.82 (0.012 с.)