Определение термина «маленький человек» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение термина «маленький человек»



В русской литературе приобрел широкую популярность образ «маленького человека», созданный писателями девятнадцатого века, воплощенный в таких героях, как Акакий Акакиевич Башмачкин, капитан Копейкин, Самсон Вырин. «Маленький способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла человек невысокого социального положения и происхождения», – такое определение дает «Википедия». Чтобы понять проблематику этого образа, в первую очередь нужно ответить на вопрос: «Кто он?» Мы обратились к источникам и нашли определения, по своей сути не отличающиеся друг от друга. Вот самые точные из них:

«Ма́ленький челове́к» — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 века, объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». («Литературная энциклопедия»)

«МА́ЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕ́К» в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). (Литературный энциклопедический словарь)

В своих рассуждениях мы будем придерживаться последнего определения.

Обратимся к истории литературы, чтобы понять, когда родился данный тип персонажа, в чем его новизна.

Рождается тип героя в эпоху сентиментализма. Социальным источником для развития в русской словесности образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан, стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством приобретения дворянства.

«Маленький человек» не был похож на предшествующих ему исключительных романтических героев с их сложным духовным миром.

Впервые в истории критики понятие «маленький человек» встречается статье В.Г. Белинского «Горе от ума» (1840 г.) при анализе образа городничего в гоголевском «Ревизоре»: «Сделайся наш городничий генералом – и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. Генералом», не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!., Тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека». [3,2] Считается, что «маленький человек» открыт А.С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н.В. Гоголем («Записки сумасшедшего», «Шинель»).

Появление «маленького человека» в русской литературе связано с продвижением идеи гуманизма и придает огласке проблему расслоенности общества. Недаром H.A. Бердяев говорил о большой пропасти, образовавшейся в XVIII веке между верхним слоем и народом. Тогда как нижний и самый верхний слой в России (крестьянство и дворянство) были относительно стабильны, среднее сословие – самая подвижная часть населения, оторвавшаяся от своих корней и презирающая эти самые корни, стремилась проникнуть в высшие слои общества. Этот процесс и был отражен в литературе 40-х годов XIX века. Основная задача автора – показать, что человеческие чувства не чужды даже «социальной поденщине». Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

На примерах произведений 19 века можно увидеть, что писатели хотят вызвать сочувствие к герою, униженному и оскорбленному. Филолог Н. Долинина в работе «Предисловие к Достоевскому» отмечает: “Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — все достигает высшего предела. Читая, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку понятие: со-страдание. Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского».[4;1] Сострадание вызывает у читателя опустившийся Мармеладов, который понимая, что совершенно одинок, произносит: «Понимаете ли вы сударь, когда уже некуда идти?" Пронзительно звучат слова гоголевского Башмачкина: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Эту фразу можно трактовать, как посыл: «Я брат твой»... В этом высказывании заключена авторская позиция не только Гоголя, но и большинства авторов, проникшихся к герою, позиция так называемых «утешителей».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.175 (0.005 с.)