Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение термина «маленький человек»
В русской литературе приобрел широкую популярность образ «маленького человека», созданный писателями девятнадцатого века, воплощенный в таких героях, как Акакий Акакиевич Башмачкин, капитан Копейкин, Самсон Вырин. «Маленький способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла человек невысокого социального положения и происхождения», – такое определение дает «Википедия». Чтобы понять проблематику этого образа, в первую очередь нужно ответить на вопрос: «Кто он?» Мы обратились к источникам и нашли определения, по своей сути не отличающиеся друг от друга. Вот самые точные из них: «Ма́ленький челове́к» — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 века, объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». («Литературная энциклопедия») «МА́ЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕ́К» в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). (Литературный энциклопедический словарь) В своих рассуждениях мы будем придерживаться последнего определения. Обратимся к истории литературы, чтобы понять, когда родился данный тип персонажа, в чем его новизна. Рождается тип героя в эпоху сентиментализма. Социальным источником для развития в русской словесности образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан, стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством приобретения дворянства. «Маленький человек» не был похож на предшествующих ему исключительных романтических героев с их сложным духовным миром. Впервые в истории критики понятие «маленький человек» встречается статье В.Г. Белинского «Горе от ума» (1840 г.) при анализе образа городничего в гоголевском «Ревизоре»: «Сделайся наш городничий генералом – и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. Генералом», не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!., Тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека». [3,2] Считается, что «маленький человек» открыт А.С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н.В. Гоголем («Записки сумасшедшего», «Шинель»).
Появление «маленького человека» в русской литературе связано с продвижением идеи гуманизма и придает огласке проблему расслоенности общества. Недаром H.A. Бердяев говорил о большой пропасти, образовавшейся в XVIII веке между верхним слоем и народом. Тогда как нижний и самый верхний слой в России (крестьянство и дворянство) были относительно стабильны, среднее сословие – самая подвижная часть населения, оторвавшаяся от своих корней и презирающая эти самые корни, стремилась проникнуть в высшие слои общества. Этот процесс и был отражен в литературе 40-х годов XIX века. Основная задача автора – показать, что человеческие чувства не чужды даже «социальной поденщине». Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. На примерах произведений 19 века можно увидеть, что писатели хотят вызвать сочувствие к герою, униженному и оскорбленному. Филолог Н. Долинина в работе «Предисловие к Достоевскому» отмечает: “Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — все достигает высшего предела. Читая, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку понятие: со-страдание. Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского».[4;1] Сострадание вызывает у читателя опустившийся Мармеладов, который понимая, что совершенно одинок, произносит: «Понимаете ли вы сударь, когда уже некуда идти?" Пронзительно звучат слова гоголевского Башмачкина: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Эту фразу можно трактовать, как посыл: «Я брат твой»... В этом высказывании заключена авторская позиция не только Гоголя, но и большинства авторов, проникшихся к герою, позиция так называемых «утешителей».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.175 (0.005 с.) |