Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура современной экологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная экология использует не только свои материальные и экспериментальные методы исследования, но и широко применяет методы других наук – химии, физики, математики и т.д. Наряду с биоэкологией возникла экология человека и социальная экология. В зависимости от типа изучаемой биологической системы в экологии выделяют такие разделы, как аутэкологию, демэкологию, синэкологию. Аутэкология (от греч. autos – сам) – раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельного организма со средой обитания. Задачей аутэкологии является установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений. Изучение реакций организмов на воздействие факторов среды позволяет выявить не только эти пределы, но и физиологические, а также морфологические изменения, характерные для данных особей. Следовательно, аутэкология изучает взаимоотношения особей с внешней средой. В основе этих отношений лежат морфологические реакции организма на воздействие среды. Термин «аутэкология» был введен в 1896 г. швейцарским ботаником, флористом, профессором Карлом Шретером (1855–1939) именно для обозначения экологии особей. При изучении экологии особей основное внимание уделяется: - биохимическим реакциям; - интенсивности газа- и водообмена, а также физиологическим процессам, определяющим состояние организма; - использованию сравнительно-экологического и эколого-географического методов; - сопоставлению состояния и реакции организма на внешние воздействия в различные периоды жизни – суточная, сезонная активность. Синэкология (от греч. eidos – образ, вид) или экология сообществ, изучает ассоциации популяции разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, их формирование и развитие, структуру, динамику, взаимодействие с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности вида. Демэколгия- (от греч. demos – народ) изучает естественные группировки особей одного вида, т.е. популяции. Это выяснение условий формирования популяций и внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, структуры, динамики, численности популяции (Маврищев В.В. и др. 2010). Аутэкология, демэкология и синэкология представляют экологию природных систем. Основным содержанием современной биоэкологии является исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне. Однако, понятие «экология» не ограничивается только биологической направленностью и связано с небиологическими науками – географией, геологией, физикой, химией, медициной, техникой, и другими разделами научных знаний. Экологические науки согласно Н.Ф. Реймерсу, состоят из фундаментальных и прикладных, которые тесно взаимодействуют. Современная экология делится на ряд научных отраслей и дисциплин (Рис. 1.1). Различают следующие разделы экологии: геохимическая, глобальная, животных, инженерная, космическая, ландшафтная, микроорганизмов, насекомых, популяционная, пресных вод, радиационная, растений, сельскохозяйственная, факторальная, человека, социальная. (Реймерс Н.Ф., 1994) В современной экологии изучаются проблемы прямого и побочного влияния производственной деятельности на: · тепловой режим планеты; · фон радиоактивности; · загрязнения мирового океана; · уменьшение запасов не возобновляемых энергетических ресурсов; · поступление в биосферу не переработанных биохимических и токсичных отходов;
· экологическое воздействие урбанизированных ландшафтов; · влияние экологических факторов на физическое, психическое здоровье, генофонд нации. Конечно, эти вопросы решаются совместно и имеют тесную связь с другими науками: экономикой, социологией, географией, технологией, демографией, т. е. с естественными и гуманитарными науками. Экология имеет научные направления: экофизиология, экогенетика, экоморфология, экобиохимия и т.д. Это значит – экологизация мышления. К основным экологическим проблемам современности относятся: · изменение климата; · истончение озонового слоя; · нехватка пресной воды; · загрязнение подземных вод; · пагубное влияние пестицидов на здоровье; · кислотные осадки; · сокращение биологического разнообразия; · уничтожение токсических отходов; · накопление в биосфере ксенобиотиков. Кроме основных экологических проблем следует еще указывать на глобальные проблемы современности: · предотвращение ядерной войны и аварий на АЭС; · демографическая стабилизация; · энергетическая проблема; · продовольственная проблема; · урбанизация и ее последствия. Экология на современном этапе занимает центральное место при изучении биосферы. Исходя из вышеизложенного можно сфармулировать обобщенное определение экологии как науки. Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой, а также структуру и организацию биологических систем различного уровня (популяции, биоценозы, экосистемы). (Маврищев В.В и др. 2010). Знания экологии должны помочь человечеству формировать экологическое мышление как необходимое условие выживания и будущего развития человечества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.144 (0.009 с.) |