Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие выхлопов и энергетического загрязнения автотранспорта на качество городской среды и здоровье населения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большое количество компонентов, в отработавших газах двигателя, могут существовать от нескольких минут до 4–5 лет. Все выхлопные вещества с учетом их химического состава и свойств, а также по характеру воздействия на организм человека объединяют в группы. 1-я группа. В эту группу входят нетоксичные вещества, т. е. естественные компоненты атмосферного воздуха – кислород, азот, водород, водяной пар, углекислый газ. В этой группе только выбросы углекислого газа (СО2) табл. 8.2 оказывает существенное влияние на «парниковый эффект». В чистом атмосферном воздухе содержится СО2 только 0,03–0,04 %. Парниковые газы влияют на изменения климата на планете, т. е. ведут к потеплению. 2-я группа. К этой группе относят только оксид углерода, или угарный газ (СО), Один автомобиль (а их насчитывается в Беларуси более 2 млн.) за час работы дает в среднем 6–10 куб. м. газа. Сжигание одного литра бензина в двигателях внутреннего сгорания ведет к образованию в среднем 10 куб. м. газа, где 4 % составляет в среднем СО. СО – продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива и других органических веществ, он не имеет цвета и запаха. На воздухе СО горит голубоватым пламенем, выделяя много теплоты. СО обладает выраженным отравляющим действием. Он в 300 раз больше обладает сродством к соединению с гемоглобином (Нb) крови, чем кислород, образуя карбоксигемоглобин (СОНb), СО + Нb → СОНb, который не способен связывать кислород и транспортировать его кклетками и тканям, таким образом, возникает кислородное голодание, что проявляется гипоксией и гипоксемией, т. е. нарушением функционирования всех систем организма. Рис. 8.5. Отравление СО (угарным газом)
Острое отравление возможно при концентрации СО в воздухе, превышающей 100–200 мг/куб. м. уже через 2–5 часов. При более высоких концентрациях отравления развивается через несколько минут. Нередко отравление СО бывает: – у водителей автотранспортных средств, при ночевках в кабине с работающим двигателем; – при прогреве двигателя в закрытом гараже; – на улицах и площадях с интенсивным автомобильным движением; – в химической промышленности, при аварийных утечках газа в квартирах, при пожарах, печном отоплении жилища, дачных домиков (раннее закрытие дымоходной трубы). Острые отравления СО могут быть легкой, средней и тяжелой степени. Легкая степень проявляется головной болью, шумом в голове, подташниванием, головокружением, слабостью и общим дискомфортом (рис. 9.5). При средней степени тяжести отмечается кратковременная потеря сознания. Приведенные выше жалобы более выражены. На фоне тахикардии люди обычно жалуются на шум в ушах и голове, головные боли, повышенную утомляемость, ослабление памяти и внимания, апатию и раздражительность, тошноту, отсутствие аппетита, бессонницу, боли в области сердца. В крайне тяжелых случаях указанные симптомы возрастают, и наступает летальный исход. Так фашисты в концлагерях уничтожали людей выхлопами автомобилей в газовых камерах. 3-я группа. Это оксиды азота: NO – оксид азота и NO2 – диоксид азота. В камере сгорания двигателя при температуре 2800 оС и давлении около 1 МПа образуются оксиды азота. NO легко окисляется кислородом воздуха и образует NO2, который имеет бурый цвет с характерным запахом. Он тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях, канавах и представляет определенную опасность. В выхлопных газах автомобиля их может быть до 0,8 объемных процента. При контакте с влажной поверхностью дыхательных путей они образуют азотистую и азотные кислоты, а последние в свою очередь – нитриты и нитраты. В атмосферном воздухе окислы азота образуют кислотные осадки, которые совместно с другими кислотными осадками выпадают на поверхность Земли и оказывают свое негативное воздействие на биосферу. Небольшие концентрации окислов азота при длительном вдыхании их с воздухом могут способствовать возникновению воспалительных процессов дыхательных путей: ринитов, фарингитов, ларингитов, трахеитов, бронхитов и поддерживать хроническую обструктивную болезнь легких. Кроме того, под влиянием окислов азота и нитритов всасываясь в кровь, образуется метгемоглобин – стойкое соединение, уже не способное переносить кислород к тканям, что вызывает кислородную недостаточность организма. Понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения. Предполагается, что находящиеся в воздухе окислы азота, соединяясь с другими загрязнениями, образуют ниртозоамины, относящиеся к наиболее активным канцерогенам, в ряде случаев они способны вызывать злокачественные новообразования: рак, лейкоз. 4-я группа. Эта группа наиболее многочисленна. В состав группы входят различные углеводороды. Это соединения типа СxНy– этан, метан, бензол, ацетилен и другие токсичные вещества. В отработанных газах содержатся углеводороды различных гомологических рядов: парафиновые, нафтеновые и ароматические. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе. Несгоревшие углеводороды – одна из причин появления белого или голубого дыма из выхлопной трубы, это происходит при запаздывании воспламенения рабочей смеси. Фотохимический смог. Углеводороды под действием ультрафиолетовых лучей солнца вступают в реакцию с окислами азота, а также сернистого газа (SO2), образуются новые токсические продукты – фотооксиданты, являющиеся основой «смога» (от англ. smoke – дым и fog – туман). Именно он стал причиной смерти 13,8 тысяч жителей в городе Данморте (США, 1948) и 4 тысяч человек в Лондоне (1952). Для образования смога необходимы: штильная, т. е. безветренная и солнечная погода, высокая относительная влажность воздуха, интенсивное движение автотранспорта, а также работа промышленных предприятий. Фотооксиданты – перекиси, свободные радикалы, соединения с оксидами азота и серы, которые оказывают токсические действия на организм. 5-я группа. Представлена альдегидами – органическими соединениями, содержащими альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом (СН3, С6Р5). В выхлопах присутствуют в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Обычно альдегиды образуются на режимах холостого хода и малых нагрузках, низкой температуре сгорания в двигателе. Формальдегид - бесцветный газ с неприятным запахом, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде. Обуславливает запах отработавших газов, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, поражает центральную нервную систему. Акролеин СН2 = СН – СН = О – бесцветный ядовитый газ с запахом подгоревших жиров. Уксусный альдегид СН3СНО – газ с резким запахом и токсическим действием. 6-я группа. В данную группу входят взвешенные твердые вещества – сажа, продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар. Они могутсостоять из разных материалов: дыма, содержащего полициклические ароматические углеводороды (бензапирен), неорганической золы, тонкодисперсной пыли и др. Все они имеют размер частиц менее 1 нм и способны находиться во взвешенном состоянии в течение суток. Проблема загрязнения воздуха городов мира мелкодисперсными взвешенными частицами менее 10 мкм, признана одной из важнейших. Сажа – частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании углеводородов топлива. Сажа может раздражать дыхательные пути и ухудшать видимость на дорогах. Наибольший вред сажи проявляется в адсорбировании на ее поверхности бензапирена, который в этом случае оказывает более сильное негативное воздействие на человека, чем в чистом виде. Бензапирен – относится к полициклическим ароматическим углеводородам, химическая структура которых состоит из двух и более бензольных колец. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомобиля часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много смол и сажи выбрасывается при технической неисправности мотора и форсировании работы двигателя. В этих случаях за машиной тянется видимый хвост выхлопных газов. Среди разнообразия химических веществ, содержащихся в дыме, самым сильным канцерогеном является бензапирен, который способен вызывать в живых организмах развитие злокачественных новообразований. Он является сильным канцерогеном, вызывает лейкозы, врожденные уродства. Механизм действия связан с встраиванием его молекул в молекулы ДНК. Для бензапирена не существует пороговых концентраций. Содержание бензопирена в выхлопах составляет 4 мкг/куб. м. Особенно высокие концентрации бензапирена вблизи заправочных станций, транспортных магистралей, теплоэлектростанций. 7-я группа. К этой группе относятся сернистые соединения Сернистые соединения при соединении с водяными парами атмосферы ведут к образованию сернистой и серной кислот, которые выпадают в виде кислотных осадков со всеми вытекающими последствиями. 8-я группа. Представляет свинец и его соединения, которые добавлялись в горючее карбюраторных автомобилей. Сейчас соединения свинца (тетроэтилсвинец) во все марки автомобильного топлива, в большинстве стран мира, не добавляются. В США подобный запрет был введён ещё в 1972 году, а в Европейском союзе – с 1.01.2000 года, в Китае – 2001 году, а также в других странах Европы в том числе и Беларуси 9-я группа. Это комплексная смесь всех токсических и нетоксических компонентов выхлопных газов, а также промышленных выбросов, которые в крупных городах создают смог. Его условно можно разделить на три яруса: нижний, залегающий между домами, образуется выхлопными газами и поднятой пылью; второй, «питаемый» дымом отопительных систем, располагается над домами на высоте около 20–30 м; третий – это выделения промышленных предприятий – скапливается на высоте 50–100 м. 10-я группа. Энергетическое загрязнение: шум, вибрации, электромагнитные загрязнения. * Шумовое воздействие. На психическое состояние человека наиболее сильно влияет акустические колебания, лежащие в диапазоне частот от 16 Гц до 22 кГц. Шум оказывает раздражающее воздействие, снижает самообладание, влияет на характер принимаемых решений, особенно для водителя в процессе работы (рис. 8.6) интенсивность шума (в дБА) составляет от: – легкового автомобиля – 70–80; – автобуса – 80–85; – грузового автомобиля – 80–90; – мотоцикла – 90–95. Источником шума на автомобиле являются: двигатель, коробка передач, ведущий мост, вентилятор, выхлопная труба, всасывающий трубопровод, шины. Транспортные средства являются источниками, прежде всего внешних шумов, беспокоящих всех людей, находящихся в пределах их досягаемости, т. е. 16 % ущерба приходится на последствия шумового воздействия транспорта на население. Нормирование транспортных шумов установлено международными нормами. Максимально допускаемые уровни шума составляют: для легковых автомобилей – 80 дБА, автобусов и грузовых автомобилей, в зависимости от массы и вместимости – от 81 до 88 дБА.
Рис. 8.6. Уровни шума и действие их на организм человека.
* Вибрации. Для водителя и пассажиров вторым источником Уровень вибрации определяется скоростью движения, ровностью дорожного покрытия, конструкционными особенностями подвески автомобиля, и его техническим состоянием. Колебания автомобиля близки к параметрам колебаний отдельных органов человека, поэтому вибрации оказывают отрицательное влияние на те органы человека, частоты колебаний которых совпадают с частотой вибрации автомобиля. Вибрации, возникающие при движении автомобиля, не только воздействуют на водителя и пассажиров, но и передаются через дорожное покрытие в окружающее пространство. Они могут превышать допустимый для человека уровень на удалении от проезжей части до 10 м. Для предотвращения воздействия вибраций на организм человека применяют различные виброгасители и демпфирующие устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.) * Электромагнитные излучения. Они связаны с вихревыми электрическими и магнитными полями. Их общее поле называют электромагнитным. Электромагнитное поле проявляется в работе всех электротехнических приборов и установок: система зажигания автомобиля (свечи), распределитель, высоковольтные провода, приборы электрооборудования автомобиля – первичные излучатели электромагнитных излучений, а элементы кузова, детали моторного отсека, капот, крылья, решетка радиатора – вторичные. Автомобиль является сравнительно малым источником электромагнитного излучения. Мощность возрастает у электромобилей. Электромагнитные поля с высокой плотностью энергии оказывают вредное воздействие на организм человека, и зависит от частоты или длины волн. 11-я группа. Автокатастрофы. По данным литературы, третья часть площади города приходится на дороги и автостоянки. Строительство дорог в большей степени стимулирует увеличение транспортных потоков и, как следствие, снижение средней скорости перемещения. С ростом численности автомобильного парка при относительной стабилизации протяженности дорожной сети и развития технических средств регулирования движения произойдет: – рост дорожно-транспортного травматизма; – увеличение уровней загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха, почвы, водоемов и грунтовых вод. Рис. 8.7. Ежегодные жертвы автомобильных катастроф в мире
Ежегодно в мире в автокатастрофах погибает 0,2 млн. человек, 0,5 млн. становятся инвалидами, 10 млн. получают травмы (рис. 8.7.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.37.40 (0.008 с.) |