Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое развитие экологии↑ Стр 1 из 63Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще античными мыслителями и философами рассматривались взаимоотношения между живыми организмами и окружающей природной средой. Например, Аристотель классифицировал животных по образу жизни и способу питания. В сочинениях отца медицины Гиппократа содержатся указания о влиянии факторов среды на здоровье людей. Походы, путешествия расширяли сведения о растительном и животном мире Земли. Еще на заре развития цивилизации экология приобрела практическое значение по-видимому, она одна из древнейших наук. Целенаправленное преобразование природной среды уходит в глубокую древность, например: - подсечное земледелие, т. е. вырубка лесов и использование этих земель для выращивания культурных растений; - создание систем искусственного орошения посевов. Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование. В средние века господство схоластики ослабило интерес к изучению природы. Однако, в эпоху Возрождения, Ренессанса великие географические открытия снова возродили биологические исследования натуралистов. В 17-18 вв. экологические сведения встречались в работах зоологов, путешествующих натуралистов. В эпоху Возрождения человек начал открывать новые природные территории. Благодаря экспедициям знаменитых путешественников того времени – Христофора Колумба, Васко да Гама и других мореплавателей появились в рационе питания современных людей также продукты растений, как табак, картофель, томаты, кофе, чай, рис, кукуруза, пряности, рыба, нерыбные продукты моря, экзотические овощи и плоды. Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) в 1749 году опубликовал диссертацию «Экономия природы», где изложил свои взгляды на взаимоотношения живых организмов и влияния на их жизнь условий внешней среды. Заслуга К. Линнея в том, что он впервые последовательно для каждого вида растений, животных и микроорганизмов применил двойную (бинарную) номенклатуру латинское название: первое означало название рода, второе – видовую принадлежность. К. Линней построил весьма хорошую искусственную классификацию растений и животных. Существенное влияние на формирование экологических взглядов имели работы автора первого эволюционного учения Жана Батиста Ламарка (1744–1829). Он выделял влияние «внешних обстоятельств» в качестве одной из наиболее важных причин эволюции животных и растений. Экологическое направление в географии растений положили труды немецкого путешественника и географа Александра Гумбольдта (1769–1859). Внешний облик растительности определяет «фиономию» ландшафта и растительность в биосфере распределена в соответствии с географической зональностью. В сходных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, т. е. одинаковый внешний облик. По распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Значительный вклад в экологическое мышление внесли труды русских зоологов К.Ф. Рулье (1814–1858); которого по праву считают основоположником экологии животных. Его ученик Н.А. Северцов (1827–1885) издал экологическую монографию «Периодические явления в жизни зверей и птиц» (1855), не утратившей своего значения до наших дней. Благодаря работам Чарльза Дарвина (1809–1882) развитие биологических наук обрело научную основу. В 1859 г. появился труд Ч. Дарвина «Происхождение видов» стало началом целой эпохи в развитии биологии и послужило мощной основой для становления экологического направления. В науке появились и закрепились идеи постепенного преобразования одних видов в другие путем естественного отбора, осуществляющегося на основе борьбы за существование. В 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель (1834–1919) написал свою книгу «Всеобщая морфология организмов» в которой было дано первое определение этой науки: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим все условия существования в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы». Э. Геккель дал развернутую характеристику этой отрасли знаний, целиком исходя из идей Ч. Дарвина. В программной речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 году, Э. Геккель сказал: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Однако термин «экология» получил признание у научной общественности только в конце XIX века. В начале XX столетия оформились и начали развиваться экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов и т.д. На III ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 г. экология растений официально разделилась на экологию особей (аутэкология) и экологию сообществ (синэкология). Это деление распространилось на общую экологию и экологию животных. В 1913–1920 гг. вышли экологические труды В. Шелфорда, Ч. Адамса, С.А. Зернова. Организованы экологические научные общества, журналы, экологию стали преподавать в высших учебных заведениях. Труды многих выдающихся исследователей, как Г.Ф. Морозов, А.Д. Тенсли, Р. Линдеман, Ю. Одум и многих других, позволили создать совокупность знаний, идей, концепций, законов, которые являются фундаментом экологии. Во второй половине XX века экология как наука развивается особенно бурно, поскольку антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой, а именно: · бурный рост населения и увеличение урбанизированных площадей; · загрязнение мирового океана; · вырубка лесов и рост поголовья скота; · нехватка пресной воды; · широкое применение пестицидов, химических удобрений, мелиорация, радиоактивное загрязнение; · загрязнение биосферы отходами промышленности, сельского хозяйства, автотранспорта; · накопление в биосфере фотооксидантов, ксенобиотиков тяжелых металлов; · образование кислотных осадков, парниковый эффект, истощение озонового слоя и другие негативные факторы. В 1972 году ООН создала и провела в Стокгольме первое международное совещание по окружающей человека антропогенно измененной природной среде. Было принято решение о создании постоянно действующей комиссии международной организации по охране окружающей среды (ЮНЕП). Программа ООН по окружающей среде действует и в настоящее время. У науки появились различные направления, которые постоянно углубляются и расширяются. Основой всех современных «экологий» является биология или общая экология (фундаментальная экология), изучающая всю природу в целом, уровни организации жизни на Земле, устойчивость живой природы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.135 (0.007 с.) |