Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 32. Роль и функции семьи в воспитании личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ¡ Воспитательная функция - со стороны родителей: удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, со стороны детей - подготовка новых членов общества, приобщение их к принятым нормам и правилам. ¡ Хозяйственно- бытовая - включает ведение домашнего хозяйства, освоение детьми трудовых навыков, заботу о других членах семьи. ¡ Экономическая - материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка нетрудоспособных членов. ¡ Функция первичной социализации - обусловлена тем, что постепенное вхождение ребенка в общество возможно только через общение и деятельность в семье, как первичной социальной единице. ¡ Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи. ¡ Рекреационная и психотерапевтическая - объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения. Особенности отношений в семье— семья – это единственное место, где любят за то, что ты есть; — интимный, глубоко эмоциональный характер;— постоянство и длительность воспитательных воздействий;— наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. Методы семейного воспитания: 1) личный пример2) поручение Типы воспитания в семье: Авторитарный: При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Либерально - попустительский При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать. Гиперопекающий При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным.В последствии у него возникают трудности в социализации. Отчужденный Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Хаотический Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность. Демократический При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.Демократический стиль воспитания.
Вопрос 33. Самовоспитание личности, его этапы, методы и приемы ¡ деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями; вместе с самообразованием является составляющей процесса самосовершенствования Значение: обеспечивает личностный рост и развитие личности;позволяет достичь максимального эффекта от процесса воспитания;интенсифицирует процесс межличностного взаимодействия ¡ К условиям эффективного самовоспитания относятся: 1. определенный уровень развития личности, ее самосознания (достигается не ранее подросткового возраста) ¡ 2. способность к самоанализу и сознательному сопоставлению себя с другими людьми ¡ 3. положительная мотивация на преодоление трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Этапы самовоспитания: ¡ 1. Самоизучение: выявление того, что нужно в себе менять или формировать; ¡ 2. Постановка цели самовоспитания. ¡ 3. Самообязательство – разработка плана достижения цели; ¡ 4. Реализация плана (осуществляется при обязательном самоконтроле); ¡ 5. Рефлексия – соотнесение результатов с планом и постановка новой цели. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. 1. Самопознание: деятельность человека, направленная на изучение самого себя. Значение: результаты, полученные с помощью самопознания, позволяют сформулировать задачи для самовоспитания. Осуществляется посредством самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самосравнения. 2. Самообладание – метод коррекции собственного поведения и состояния. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. 3. Самостимулирование предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самовоспитание предполагает использование разнообразных приемов:Самообязательство – добровольная постановка перед самим собой осознанных целей и задач для самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные ценные качества; · Самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь (часто имеет письменную форму); · Самоанализ – осмысление собственной деятельности и ее результатов, поступков и поведения; выявление причин успехов и неудач; · Самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Вопрос 34. Самообразование Самообразование индивида — необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого человека, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес. Направления самообразования: профессиональное; психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное. Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом. Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Основные факторы успешного самообразования: 1. Это, собственно, умственные способности, комбинаторные возможности мозга.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.011 с.) |