Вопрос 24. Отрасли педагогических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 24. Отрасли педагогических знаний



Постепенно возникли новые ее отрасли и со временем сложилась целая система педагогических наук.
I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.
II. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т.е. тоже превращается в науку педагогическую.
III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая и пр.

IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).
В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики,
V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.
VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.
VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждьЧй вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку.
VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т.е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.003 с.)