Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 15. Общение, структура, функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми. Функции общения: Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности; Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников; Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных; Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления. Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны: Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; Перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Формы общения зависят от характера и цели общения. Выделяют 3 формы. Анонимное – общение между незнакомыми людьми, не связанными личными взаимоотношениями (пассажиры поезда, зрители в кино). Функционально-ролевое – взаимодействие между людьми, выполняющими определенные социальные роли (покупатель-продавец, начальник – подчиненный). Неформальное общение – личностные контакты людей за пределами официальных отношений (в коллективе, в семье).
Вопрос 16. Конфликты в отношениях, управление конфликтами Конфликт от латинского конфликтус – столкновение – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Существует ряд классификаций. Основной является п о субъектам конфликтного взаимодействия Внутриличностный конфликт обусловлен противоречием человека с самим собой. Варианты: ролевой (надо и надо), нравственный (хочу и надо), мотивационный (хочу и хочу) и пр. Чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций и мотивации (неудовлетворенность трудом, невозможность реализации своего трудового потенциала), либо когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт). Межличностный конфликт. Наиболее распространен, вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (проблемы распределения ресурсов в коллективе, споры за вакантное рабочее место, несовпадение взглядов и др.). Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность. Виды: между равными по статусу сотрудниками (горизонтальные) и вертикальные Конфликты между личностью и группой. Виды: руководитель-коллектив, рядовой член группы – коллектив, лидер – группа. Являются вариантом межличностного конфликта. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их, становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом.
Межгрупповые конфликты, варианты: 1. руководство – персонал: условия труда, заработная плата, нарушение законодательства 2. между подразделениями внутри организации: структурная перестройка, распределение ресурсов, взаимозависимость задач 3. между микрогруппами внутри коллектива: противоположность целей, интересов, амбиции лидеров. т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта по разрешению возникшего или потенциального противоречия. Включает следующую деятельность: 1. Прогнозирование конфликта: а) изучение объективных условий – физической среды б) изучение субъективных условий взаимодействия – социальной и психологической среды (стиль управления, климат, лидерство, микрогруппы). 2. Предупреждение конфликта – деятельность по недопущению конфликтной ситуации. 3. Стимулирование конфликта – провокация конструктивных конфликтов 9вынесение вопроса на собрание, критика, публикация в СМИ). 4. Регулирование конфликта – деятельность по обеспечению его развития в сторону разрешения. Методы управления конфликтами: 1. Внутриличностные методызаключаются в умении личности правильно организовать свое собственное поведение в конфликте, включают самоконтроль, самовнушение, самоубеждение, самовоспитание. 2 Персональные – направлены на работы с конкретным участником конфликта - убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы - использование позитивных санкций (премии, изменение характера работы, повышение) - использование негативных санкций (ротация – перевод в другое подразделение, увольнение) 3. Координационные методы: общие собрания, соблюдение принципа иерархии, создание комиссий по урегулированию конфликта, обращение к специалисту и пр. 4. Переговоры - организация и встреча оппонентов с целью поиска взаимоприемлемых решений для решения конфликта.
Вопрос 17 Понятие и виды малых групп. Социально-психологический климат в группе Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Значение: Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Отличительные признаки малой группы 1) контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями 2) целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. 3) Референтность – значимость групповой культуры (нормы, правила), осознание индивидом своей принадлежности к группе
4) Размер группы позволяет выполнять конкретную совместную деятельность 5) Сформированность внутренней организации: наличие организующего начала (куратор, лидер), разделение ролей 6) изменение в установках и поведении индивида вследствие включенности в групповые процессы виды групп. Малые группы разделяются на Формальные – членство и взаимоотношения в которых носят документально закрепленный характер (рабочий коллектив, класс). Неформальные – возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении (дружеские компании, пары влюбленных).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.189.19 (0.011 с.) |