![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 15. Общение, структура, функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми. Функции общения: Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности; Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников; Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных; Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления. Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны: Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; Перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Формы общения зависят от характера и цели общения. Выделяют 3 формы. Анонимное – общение между незнакомыми людьми, не связанными личными взаимоотношениями (пассажиры поезда, зрители в кино). Функционально-ролевое – взаимодействие между людьми, выполняющими определенные социальные роли (покупатель-продавец, начальник – подчиненный). Неформальное общение – личностные контакты людей за пределами официальных отношений (в коллективе, в семье).
Вопрос 16. Конфликты в отношениях, управление конфликтами Конфликт от латинского конфликтус – столкновение – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Существует ряд классификаций. Основной является п о субъектам конфликтного взаимодействия Внутриличностный конфликт обусловлен противоречием человека с самим собой. Варианты: ролевой (надо и надо), нравственный (хочу и надо), мотивационный (хочу и хочу) и пр. Чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций и мотивации (неудовлетворенность трудом, невозможность реализации своего трудового потенциала), либо когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт). Межличностный конфликт. Наиболее распространен, вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (проблемы распределения ресурсов в коллективе, споры за вакантное рабочее место, несовпадение взглядов и др.). Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность. Виды: между равными по статусу сотрудниками (горизонтальные) и вертикальные Конфликты между личностью и группой. Виды: руководитель-коллектив, рядовой член группы – коллектив, лидер – группа. Являются вариантом межличностного конфликта. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их, становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом.
Межгрупповые конфликты, варианты: 1. руководство – персонал: условия труда, заработная плата, нарушение законодательства 2. между подразделениями внутри организации: структурная перестройка, распределение ресурсов, взаимозависимость задач 3. между микрогруппами внутри коллектива: противоположность целей, интересов, амбиции лидеров. т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта по разрешению возникшего или потенциального противоречия. Включает следующую деятельность: 1. Прогнозирование конфликта: а) изучение объективных условий – физической среды б) изучение субъективных условий взаимодействия – социальной и психологической среды (стиль управления, климат, лидерство, микрогруппы). 2. Предупреждение конфликта – деятельность по недопущению конфликтной ситуации. 3. Стимулирование конфликта – провокация конструктивных конфликтов 9вынесение вопроса на собрание, критика, публикация в СМИ). 4. Регулирование конфликта – деятельность по обеспечению его развития в сторону разрешения. Методы управления конфликтами: 1. Внутриличностные методызаключаются в умении личности правильно организовать свое собственное поведение в конфликте, включают самоконтроль, самовнушение, самоубеждение, самовоспитание. 2 Персональные – направлены на работы с конкретным участником конфликта - убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы - использование позитивных санкций (премии, изменение характера работы, повышение) - использование негативных санкций (ротация – перевод в другое подразделение, увольнение) 3. Координационные методы: общие собрания, соблюдение принципа иерархии, создание комиссий по урегулированию конфликта, обращение к специалисту и пр. 4. Переговоры - организация и встреча оппонентов с целью поиска взаимоприемлемых решений для решения конфликта.
Вопрос 17 Понятие и виды малых групп. Социально-психологический климат в группе Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Значение: Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Отличительные признаки малой группы 1) контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями 2) целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. 3) Референтность – значимость групповой культуры (нормы, правила), осознание индивидом своей принадлежности к группе
4) Размер группы позволяет выполнять конкретную совместную деятельность 5) Сформированность внутренней организации: наличие организующего начала (куратор, лидер), разделение ролей 6) изменение в установках и поведении индивида вследствие включенности в групповые процессы виды групп. Малые группы разделяются на Формальные – членство и взаимоотношения в которых носят документально закрепленный характер (рабочий коллектив, класс). Неформальные – возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении (дружеские компании, пары влюбленных).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.121.42 (0.008 с.) |