Вопрос 31. Воспитание личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 31. Воспитание личности



¡ Воспитание в широком смысле включает все воспитательные воздействия на личность.

¡ Воспитание в узком смысле – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Принципы. 1. Целенаправленность. На современном этапе развития общества целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

2. Многофакторность (семья, педагоги, малые группы, общество и пр.)

3. Длительность. Изменяется лишь роль и соотношение различных воспитательных факторов: до школы ведущую роль в воспитании играет семья, в годы учебы - школа, училище, вуз. С началом трудовой деятельности - своя семья, трудовой коллектив, общественные, политические, религиозные организации.

4. Непрерывность воспитания заключается еще и в том, что воспитательные воздействия учащиеся испытывают не только в момент реализации воспитательного воздействия.

5. К омплексность: лич ность формируется в целом, определенные черты и качества в ней развиваются не поочередно, а сразу, комплексно Это означает, что цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса должны подчиняться идее целостности формирования личности.

 

Виды воспитания: 

¡ идеологическое воспитание, направленное на формирование знания идеологии белорусского государства;

¡ гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;

¡ нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической культуры;

¡ воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья

¡ гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

¡ семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

¡ трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, социальной значимости профессиональной деятельности;

¡ экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

¡ воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности.

Метод воспитания – это способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Традиционно выделяют четыре  группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности, контроля, самоконтроля и оценки.

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Включает рассказ, беседу, лекцию, пример, диспут, убеждение. Пример - использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для побуждения у учащихся стремления к активной работе над собой. М етод убеждения в воспитании - это эмоциональное и глубокое разъяснение сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, развитие сознания и чувств воспитываемой личности. Он является ведущим в воспитательной работе.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - это практические методы. К этой группе методов относятся: упражнение, приучения, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Приучение - многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведенияПедагогическое требование - предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его структурах. Воспитывающие ситуации - обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем.Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: соревнование, поощрение, наказание, одобрение, создание ситуаций успеха. Одобрение - признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемое публично или в личной форме.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании – педагогическое наблюдение, психологические опросники, включение учеников в различные виды деятельности.

Формы воспитания делятся на массовые, групповые и индивидуальные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.006 с.)