Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Механизмы и стадии социализации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношений тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Выделяют следующие стадии социализации. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Стадия индивидуализации приходится на подростковый и юношеский возраст. Характеризуется желанием выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения. Это промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка все еще неустойчивы. Только к концу юношеского возраста (18–25 лет) вырабатываются устойчивые свойства личности, завершается концептуальная социализация. Стадия интеграции. Период личностного и профессионального становления. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. Существует несколько механизмов социализации. Социально-психологические механизмы социализации включают: – подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное, самый простой механизм социализации; – идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; – внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; – фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает интенсивнее; – конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении; - воспитание - управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе.
Вопрос 11. Темперамент, его свойства и типы Темперамент - устойчивая совокупность психофизиологических особенностей, проявляющихся в деятельности Теории темперамента 1. Гуморальная (Гиппократ) – тип темперамента зависит от доминирующей жидкости в организме человека. Эта теория дала название типам темперамента 2. Конституционная (Кречмер, Шелдон) - зависит от телосложения человека 3. Физиологическая (И. П. Павлов) – зависит от типа нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности Выделяют основные свойства темперамента: -Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. - Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. - Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума. - Экстраверсия и интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних, ситуативных впечатлений (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). - Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, какой силы воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает Типы темперамента: 1. Сангвиник Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система Плюсы: оптимистичность, активность, хорошая адаптируемость Минусы: непостоянство, изменчивость интересов, взглядов, чувств 2. Флегматик Сильная, уравновешенная, малоподвижная нервная система Плюсы: уравновешенность, спокойствие, постоянство чувств, привязанностей, интересов Минусы: медлительность, равнодушие к людям 3. Холерик Сильная, подвижная, неуравновешенная нервная система (преобладает возбуждение) Плюсы: лидерские качества, инициативность, креативность Минусы: конфликтность, самонадеянность, нетерпимость к давлению со стороны 4. Меланхолик Слабая, малоподвижная, неуравновешенная нервная система (преобладает торможение) Плюсы: впечатлительность, постоянство Минусы: необщительность, пессимизм, тревожность
Вопрос 12. Характер, формирование характера Характер в переводе с греческого означает "чеканка", "печать". Обычно под характером понимают такую совокупность свойств, которая накладывает определенный след на все проявления личности и определяет специфические для нее отношения к миру и, прежде всего к другим людям (доброта, совестливость, упорство и т.п.). Структура характера включает две основные группы черт. К первой группе относятся те черты, в которых проявляется система отношений человека к действительности: — отношения к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость); — отношения к самому себе (самокритичность, самоуверенность, скромность, самолюбие); — отношение к труду (ответственность или недобросовестность, любовь к труду или лень); — отношение вещам (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость). К другой группе черт характера относятся волевые черты, которые определяют умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с теми или иными принципами: - положительные (целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержка); - отрицательные (нерешительность, упрямство, боязливость). В зависимости от степени развития волевых черт выделяют сильные и слабые характеры. Слабохарактерность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой социальной активностью и общественной направленностью личности. Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера: 1) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца; 2) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; 3) шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения; 4) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании и пр. Учет акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода к воспитанию и самовоспитанию, профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии. С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица). В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями). Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте. Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.
Вопрос 13. Способности, виды, развитие Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности. Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности. У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер. Способности можно классифицировать на: 1) природные (естественные), в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекорных связей; 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: 1) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и конкретность движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода занятия и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-спортивные и т.д.); 2) творческие, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям; 3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности — талантом; 4) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью т.е. единством общих способностей, обусловливающим диапазоном его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Таким образом, способности-индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умением и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Способности — не статичные, а динамичные образования, их сформирование и развитие происходит в процессе определённым образом организованной деятельности и общения. Выдают следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Вопрос 14. Эмоции и эмоциональные состояния, их регуляция и саморегуляция. Эмоции – физиологические реакции, связанные с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. Особенности эмоций: Целостность, поскольку состояния управляют всем человеческим поведением в какой-то определенный момент времени. К примеру, когда человек расстроен, ему сложно сконцентрироваться на деятельности, у него может отсутствовать аппетит, быть беспокойным сон и т. д. Подвижность, так как все психические состояния имеют начало, процесс протекания и конец. Относительная устойчивость, поскольку в сравнении с кратковременными психическими процессами психические состояния характеризуются большей продолжительностью. Проявления состояний можно проследить на трех уровнях: физиологическом, психологическом и поведенческом. На физиологическом уровне состояния проявляются в изменении количества гормонов в крови человека; в работе сердечнососудистой системы; в работе моторной сферы: изменение напряжения мышц, ритма и глубины дыхания, изменение в выражении мимики и жестов и пр. На психологическом уровне состояния проявляются в выражении эмоций: их интенсивности, длительности; в работе познавательных процессов (скорость и глубина мышления, длительность внимания, степень сосредоточенности и пр.). Наконец, на поведенческом уровне состояния реализуются в трудовых действиях и операциях (точность выполнения действий, их экономичность, правильность) и в социальных действиях (желание или нежелание общаться, характер общения с другими людьми и т. д.). Виды эмоций и эмоциональных состояний: Позитивные, связанные с удовлетворением потребностей: удовлетворение, радость. Негативные: при неудовлетворении потребностей: страх, гнев. злость Нейтральные: в незнакомой ситуации – удивление. Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания психологической помощи и поддержки. Психологическая помощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивидуальных и групповых консультаций, а также тренингов. Саморегуляция в отличие от регуляции подразумевает управление самим человеком его собственным психическим состоянием. Для этого от него требуется наличие или выработка определенных умений и навыков, включая психологическую профилактику и психологическую гигиену. К ним, например, относятся: умение преодолевать излишнее беспокойство, чувство страха и тревоги, неуверенности и нерешительности, умение снимать и предупреждать стрессовые реакции организма, проявление излишнего напряжения и волнения; умение мобилизовать внутренние силы для создания и поддержания рабочего настроения, хорошего самочувствия; умение контролировать свое поведение, темп речи, дыхание и мышечное напряжение. В процессе своего развития практической психологией были разработаны разнообразные методы психофизической саморегуляции. Одним из наиболее популярных из них стал метод аутогенной тренировки, а в качестве одного из самых популярных авторов в этом направлении можно назвать известного американского педагога и психолога Дейла Карнеги. В основу аутогенной тренировки или аутотренинга положено направленное воздействие на сознание человека через самовнушение. Аутотренинг применяется не только для самостоятельного управления психическими процессами, но и для саморегуляции психических состояний, а также для профилактики переутомления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.) |