Вопрос 3. Понятие психики, психика и сознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Понятие психики, психика и сознание



Психика — особое свойство высокоорганизованной ма­терии, т.е. мозга, заключающееся в отражении объективной действительности.

Вся материя, в том числе и неживая, обладает общим качеством – отражением, под которым понимается способность материи отвечать на воздействия. Выделя­ют следующие формы отражения: механическое, физическое, химическое, психическое и сознание как высшая его форма.

Эволюция психики: она прошла следующие этапы развития.

1.У животных психика возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами — это тропизмы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения (различают фототропизм – движение живого организма под воздействием света, термотропизм – под воздействием тепла и пр.). Раздражимость является формой поведения простейших организмов.

2. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определённого вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций на строго определённые раздражители. Инстинктивные действия бессознательны: птицы высиживают не только свои яйца. Но яйца других птиц и даже сделанные искусственно. Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает сохранение вида только по отношению к постоянным, неменяющимся условиям жизни.

3. Более полное приспособление обеспечивают навыки, приобретенные в меняющихся условиях жизни животного. Навык формируется у животного методом проб и ошибок. Наиболее успешно формируются навыки соответствующие инстинктам. Это используется при дрессировке животных, когда дрессировщик стимулирует самый сильный из инстинктов – пищевой.

4. Интеллектуальные действия - способность животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствие, “изобретать” новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Животные способны к интеллектуальным действиям в основном при возникновении трудностей (известны случаи, когда дельфины спасали тонущих, а собаки самостоятельно бросались в огонь на помощь человеку). Если же цель достигается привычным способом, с помощью инстинктов или навыков, то животное интеллектуальных действий не проявляет.

5. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и потребностей. Таким образом, материальная и духовная культура человечества — это объективная форма достижений психического развития человечества.

Структура психики может быть представлена двумя уров­нями. Низший уровень - бессознательная сфера, которая присуща как животным, так и человеку. Бес­сознательное - это такие действия и поведенческие акты, в совершении которых человек не отдает себе отчета. Напри­мер, сновидения, галлюцинации, инстинкты, установки и т. п.

 Высший уровень - сознание. Сознание есть высшая форма психического отражения, результат общественно-истори­ческого развития в совместной деятельности и общении с дру­гими людьми. Основные характеристики сознания:

1. познание - совокупность знаний об окружающем мире, которые человек получает на основе психических познаватель­ных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления;

2. самосознание, различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит Я человека и что не-Я. Животные даже высшие не могут отделить себя от окружающего мира. Человек – единственный из живых существ способен осуществлять самопознание.

3. Целеполагающая деятельность человека, именно формирование целей деятельности обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

4. Включение в состав сознания определенного отношения. Это богатый мир чувств, эмоций, в которые вовлечен каждый человек.

5. Значение речи для формирования и развития сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, возможность разделения объекта и субъекта и пр.

6.  переживание– эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее как событие в его жизни, переживание возможно благодаря наличию чувств, эмоций.

7. Рефлексия – осознание индивидом того, как воспринимают его другие люди.

       

Структура сознания человека Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы отражают объек­тивный мир в разных формах психических явлений. Это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец, — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Психичес­кие состояния занимают промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным психическим свойством. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров­ни психической активности (эмоции, чувства. настроение).

Психические свойства отличаются большей стойкостью, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания: темперамент, характер, способности и направлен­ность личности.

 

Вопрос 4. Ощущение и восприятие

Ощущение — это психический процесс, в котором проис­ходит отражение отдельных свойств, качеств объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (холодно, громко, ярко и т.д.).

Способность к ощущению присуща животным и насекомым. У низших представителей животного мира чувствительность как бы равномерно разлита по всему организму и не связана с определенными органами. Далее, в процессе эволюции чув­ствительность сосредотачивается в специальных органах чувств. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическая основа ощущения — деятельность специ­ального нервного аппарата, называемого анализатором. Каждый анализатор воспринимает строго определенные специфические воздействия внешнего или внутреннего мира (для сетчатки глаза таким адекватным раздражителем является световая энергия (на­пример, звуковые колебания она не воспринимает)).

        2.Классификация ощущений: интерорецептивные (рецеп­торы расположены на поверхности внутренних органов) делятся на органические (жажда, тошнота) и болевые; ре­цепторы, расположенные внутри мускулов, сухожилий, сус­тавов называют проприорецепторами (ощущения движения, равновесия, положения тела); рецепторы, расположен­ные на поверхности тела — экстерорецепторы (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух).

3. Психофизические закономерности ощущений. 1. Не всякий раздражитель вызывает ощуще­ние. Нужна оп­ределенная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Минимальная интенсивность (сила) раздражителя, вызыва­ющая едва заметное ощущение, называется нижним абсолют­ным порогом ощущений. Чем меньше нижний абсолютный по­рог ощущений, тем чувствительность больше и, наоборот. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возни­кает адекватное действующему раздражителю ощущение — верхний абсолютный порог ощущений. Если увеличивать дальше силу раздражителя, наступает момент, когда данное ощущение превращается в болевое (свет слепит). Величины абсолютных порогов у разных людей различны.

2. П ривыкание органа чувств к длительно действующему раздражителю или адаптацией. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, имеет свои временные харак­теристики (они различны для разных органов чувств — человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте через 30 секунд, слышать — через 15 секунд, а слабые прикосновения к коже перестают восприниматься еще быстрее);

3. Контраст — изменение чувствительности к адекватному раздражителю под влиянием предшествующего (например, в силу контраста обостряется ощущение кислого после сладкого).

 

Восприятие есть психический познавательный процесс отра­жения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Резуль­татом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Перцеп­тивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенна отличаться друг от друга.

Виды восприятия различают 1. в зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

2. фор­мам существования материи: восприятие времени — как отражение объективной времен­ной действительности; восприятие движения — как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направ­ления и скорости); восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от объекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.

В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость вос­приятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в пред­мете. Более того, иногда человек может увидеть то, что хочет, даже в том случае, если в данный момент этого нет перед его глазами. Поэтому, излагая новый материал по любому предме­ту, целесообразно апеллировать к жизненному опыту учеников соответствующего возраста, к тому, что им приходится наблю­дать дома, на улице, в школе.

Вопрос 5. Внимание

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Среди всех психических явлений внимание занимает особое место: оно не является самостоятельным психическим процессом. Внимание выступает как ус­ловие протекания психических познавательных процессов.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека (стук в дверь).

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.

 К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

Вопрос 6. Мышление и интеллект

Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности

Виды мышления: Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

Особенности: 1.Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

2. Источником мыслительной деятельности является практика.

3. Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

4. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Основные качественные характеристики мышления, определяющие его индивидуальные различия: самостоятельность — проявляется в умении увидеть но­вую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить зада­чу своими силами. Это способность принимать решение и дей­ствовать в соответствии с собственными взглядами, не подда­ваясь посторонним влияниям;

- глубина — характеризует степень проникновения в сущ­ность явления, процесса (обладающий глубоким мышлением спортсмен не только понимает суть спортивных ситуаций, но и предвидит их развитие);

        - широта — дает возможность постоянно держать под сво­им контролем большое количество связей между предметами, использовать при решении задачи различные межпредметиые знания;

        - гибкость — характеризуется умением изменять план дей­ствий, если он не удовлетворяет те условия, которые обнару­живаются в ходе решения задачи;

        - критичность — характеризуется способностью человека пра­вильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям дея­тельности;

- быстрота — способность мгновенно находить правиль­ные., обоснованные решения и реализовывать их при дефици­те времени, что очень

С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.И нтеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. Выделяют его первичные составляющие интеллекта:

счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) способность – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо, понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

память; способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Вопрос 7. Память

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено: скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти); скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

1. Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей матери­ала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память — это память на различные движе­ния и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

 эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;

• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.

2. По способу запоминания выделяют: механическую память, не опирающуюся на понимание и смысловую память, основанную на обобщенных и система­тизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и су­щественные стороны и отношения предметов (А.А. Смирнов).

3. По продолжительности запоминания и сохранения матери­ала память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживаю­щую непосредственно осуществляемые человеком действия.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается..

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.066 с.)