Государство и право российской империи в период абсолютизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право российской империи в период абсолютизма.



Тема 1. Развитие государственной системы России в XVIII – первой половине XIX вв.

А) Понятие, основные признаки абсолютной монархии.

 

Абсолютизм – это форма правления, при которой власть монарха является фактически и юридически неограниченной.

 

С самого начала истории русской монархии власть великого князя Киевского или Московского царя была юридически неограниченной, поскольку не существовало правовой нормы, обязывающей русского государя принимать решения совместно с каким-либо политическим институтом.

Но на практике такие политические институты существовали. В Киевский период – это Княжеский совет (Дума), Вече, Княжеский съезд. С момента принятия христианства, в политической системе Руси появляется духовный элемент: князь советуется с митрополитом, Собором Русской Православной Церкви. В Московский период – это Боярская дума (высший правительственный, судебный орган, осуществляющий даже законодательную функцию, поскольку законодательные акты содержали формулу – «государь указал, бояре приговорили»), Земский собор (законосовещательный орган в чрезвычайных случаях внешней и внутренней политики), и опять же - патриарх, Собор Церкви. Возможно, данное фактическое ограничение власти монарха можно рассматривать как самоограничение, следование древней правительственной традиции совета с народом (вече, Земский собор), аристократией (Княжеский совет, Съезд князей, Боярская дума), Церковью.

 

В период абсолютной монархии эта политическая традиция была разрушена, как и многие другие традиции древней русской истории. Власть монарха становится не только юридически, но и фактически неограниченной, сосредотачивается в руках одной личности. Происходит ликвидация сословно-представительных учреждений – Земского собора, Боярской думы; разрушается «симфония» с Русской Православной Церковью.

Помимо указанного основного признака абсолютизманеограниченной власти монарха – можно указать также следующие характеристики:

- Наличие сильного бюрократического аппарата управления, сильной постоянной армии.

- Широкая экспансия государства во все сферы общественной и частной жизни (такое государство называется «полицейским»).

- В экономике господствует политика меркантилизма (т.е. преобладание экспорта над импортом), политика накопления, государственный протекционизм.

 

Указанные признаки абсолютизма характерны как для России, так и для большинства европейских абсолютных монархий (исключение составляет Англия, где сохранялся парламент). Однако, в отличие от Европы, где абсолютные монархии складывались в условиях развития капиталистических отношений и союза монархов с дворянством и городами, в России абсолютизм совпал с феодально-крепостническим укладом, его социальной базой стало служилое сословие - дворянство.

 

Б) Становление абсолютной монархии в России во второй половине XVII – начале XVIII вв. Ликвидация сословно-представительных учреждений.

 

Переход к абсолютной форме правления начинается во второй половине XVII в. Перестают созываться Земские соборы: последний полный Земский собор был созван в 1653 г., до конца XVII в. созывались только неполные Соборы. Происходит бюрократизация аристократический Боярской думы: из органа, вершившего вместе с царем все дела в государстве, из соучастницы верховной власти, она превращается в подчиненный и подконтрольный государю орган управления. Из правовых актов, которые все чаще принимаются единолично царем, исчезает формула: «государь указал, бояре приговорили». В состав Думы стали входить не только думные люди, но и представители других государственных чинов. В 1682 году было юридически (Земским собором) отменено «местничество» - старая московская политическая традиция назначения на должности в государственном аппарате в соответствии с принадлежностью к княжеским или древним, заслуженным боярским династиям. При Петре I Дума стала называться Ближней канцелярией или Консилией министров. В 1707 г. вводится обязательно протоколирование заседаний Думы. Можно сказать, что Боярская дума «умирала» в буквальном смысле этого слова: старые «думцы» старели, умирали, а новых царь в состав Думы не вводил. С образованием в 1711 г. Сената, Боярская дума окончательно исчезла из российской политической системы.

Кроме того, в конце XVII – начале XVIII вв. предпринимались попытки реформировать громоздкую, неэффективную приказную систему отраслевого управления. Часть Приказов была ликвидирована, часть из них были объединены. Но в итоге, при Петре I, они были заменены Коллегиями.

Уже в начале XVII в. были ликвидированы земские органы местного самоуправления. Вместо земских выборных изб, царь стал назначать в уезды воевод.

С 1700 г. начался переход от византийской «симфонии» в церковно-государственных отношениях, сохранявшей, юридически, автономию церковной организации, к протестантскому «цезарепапизму», когда Русская Православная Церковь юридически была подчинена государству, стала государственным учреждением.

 

Таковы основные изменения в государственном механизме России в XVII веке, свидетельствующие о переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Однако, основные черты, классический характер российского абсолютизма связан с деятельностью Петра I, при котором с 1721 г. русский царь принимает титул императора всероссийского, деятельность которого стала разделительной чертой между древней и новой Россией, русское царство становится империей.

 

В) Предпосылки, основные направления государственных реформ Петра I в конце XVII – начале XVIII в.

Правление Петра I начинается в 1682: после смерти царя Федора Алексеевича, московский Земский собор избрал на царство его братьев - малолетних Петра и Ивана, при регентстве царевны Софьи Алексеевны. После стрелецкого бунта, низложения Софьи, смерти Ивана V, началось единоличное правление Петра I (1696 – 1725 гг.)

По справедливому замечанию историков С.М. Соловьева и В.О. Ключевского, программа деятельности Петра «была начертана людьми XVII века». Важнейшей из задач, доставшейся ему, являлась война за выход к Черному и Балтийскому морям. Петр почти не знал мира: из 35 лет его царствования только 1724 год прошел мирно. Война требовала от Петра армию и флот, новую систему управления, новые источники государственного бюджета, новых людей, способных осуществлять идеи преобразователя.

 

Таким образом, исходным моментом реформации Петра I стала военная реформа. Она осуществлялась по различным направлениям, главными из которых являлись создание флота и регулярной армии. После ликвидации дворянского конного ополчения и стрелецких подразделений, в 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Рекруты набирались из числа владельческих крестьян, дворовых людей и посадского населения по норме: 1 рекрут с 20 «тяглых» дворов. К 1705 г. было собрано 27 полков; до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тысячи солдат.

Для управления, комплектования и обучения этой регулярной армии был создан сложнейший военно-административный механизм с коллегиями Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской, Провиантской канцеляриями и Генеральным штабом.

В 1719 г. был введен в действие изданный в 1716 г. Воинский устав, регламентировавший состав и организацию армии. В 1720 г. был принят Морской устав.

 

Создание армии и флота требовало преобразований в финансовой сфере. В государственном бюджете XVII в. преобладали косвенные налоги. В бюджете петровской России ведущее место заняли прямые налоги. Уже в 1681 г. произошел переход от поземельного обложения, где единицей являлась «соха» (включала некоторое число тяглых дворов в городе или определенное пространство крестьянской пашни в сельской местности), к подворному обложению. В 1718 г. прямой налог был еще более персонифицирован: была введена новая податная единица – «ревизская душа». В результате этой акции, были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в правах различные группы крестьянства (государственные, владельческие, посессионные) и холопы – все родившиеся мужчины, записанные в «ревизские сказки». Кроме подушной подати, было введено множество других прямых налогов: корабельные, рекрутские, драгунские и другие.

В число косвенных налогов, кроме традиционных винных и таможенных сборов, вошли сборы с перевозок, водопоя, гробов, бород и т.п. Общее число косвенных налогов в петровскую эпоху достигло 40.

 

Серьезные изменения происходят в промышленности, торговле. В годы петровского правления количество мануфактур выросло более чем в три раза. Были созданы новые промышленные районы: Урал, Петербург. Особенно быстрыми темпами развивались металлургия, текстильная промышленность. Возникали новые отрасли промышленности: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

 

Важнейшим направлением реформаторской деятельности Петра I стала кардинальная перестройка деятельности всей правительственной машины, системы центрального и местного управления – на основании принципов коллегиальности, профессионализма, государственного надзора и контроля (см. далее: Государственный строй России в период правления Петра I.).

Подготовка кадров дл нового государственного аппарата, армии и флота стала осуществляться в специальных государственных школах и училищах, а также за границей. Активно привлекались иностранные специалисты.

 

Г) Законодательное оформление, идеология российского абсолютизма.

 

При Петре впервые была создана законодательная формулировка власти русского монарха:

«Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» (толкование к 20 артикулу Воинского устава 1715 г.).

«Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает» (Духовный регламент 1721 г.).

 

Данная формулировка повторяется в Основных законах российской империи 1832 г.:

«Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти нетокмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

 

Теоретическая формулировка, обоснование абсолютной власти Петра I содержится в работе «Правда воли монаршей» 1722 г., написанной идеологом петровского правления Феофаном Прокоповичем при непосредственном участии царя. Данное литературное произведение очень характерно для петровской эпохи. В нем предпринята попытка согласовать две абсолютно противоположные теории происхождения власти, т.е. церковное учение о Богоустановленности власти (государь – «помазанник Божий») и западноевропейскую теорию Гроция, Гобса, Пуффендорфа о естественном праве, происхождении власти из договора, по которому люди все свои права переносят на учрежденную договором власть.

 

Петр ломает даже священную для русских царей традицию наследования престола по принципу первородства (т.е. по старшинству в мужской линии наследников). Указ о престолонаследии 1722 г. устанавливает право монарха самому выбирать наследника русского престола. Это абсолютная свобода выбора уже не связана с русской политической традицией. К сожалению, последствия указа были трагическими для России. Петр умер, не успев назвать наследника, и началась серия дворцовых переворотов, когда вопрос о наследнике или наследнице решался, в основном, гвардией.

 

Д) Этапы развития российского абсолютизма.

 

За свою историю абсолютизм в России не оставался неизменным. В соответствии с особенностями социально-экономического, политического развития страны, можно указать следующие этапы абсолютной монархии:

 

1. Период реформ Петра I (конец XVII – первая четверть XVIII вв.).

2. Период дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.).

3. Период «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII – первая четверть XIX вв.) – правление Екатерины II и Александра I.

В этот период идеологией русской абсолютной монархии становится европейская идеология «просвещения», предпринимаются попытки создания правовых основ государственности, конституции, культурного просветительства. Заимствуются идеи философов-гуманистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, Беккария и др. о свободе личности, равенстве людей, верховенстве закона и т.п. Но и Екатерина II и Александр I ограничивались только идеями, и только проектами, без их реализации на практике. Абсолютная форма правления и социально-экономическая система, основанные на крепостничестве, рабстве, остались неизменными. Например, наиболее характерным актом для «просвещенного» периода правления Екатерины II является ее Наказ Уложенной комиссии, но он не стал действующим источником права. Для Александра I таким актом является проект конституционной монархии, созданный М.М. Сперанским. Но проект так и остался на бумаге.

4. Период политической реакции (вторая четверть – середина XIX в.) – правление императора Николая I.

 

В ходе буржуазных реформ императора Александра II в 60-70–е гг. XIX века начинается переход к буржуазной монархии. Форма правления остается неизменной, но разрушаются другие признаки российского абсолютизма: демократизируются общественный строй, судебная система, местное управление.

В ходе реформ Николая II начала XX века изменяется и форма правления – начинается переход к конституционной монархии. Хотя этот вопрос является спорным в историографии (см. далее).

 

Рассмотрим особенности государственного строя России в соответствии с указанными 4 этапами развития российского абсолютизма XVIII – первой половины XIX вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.022 с.)