Е) Государственный строй России в период абсолютизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) Государственный строй России в период абсолютизма.



Государственный строй России в период правления Петра I.

А) Центральное управление: Сенат, Коллегии, Синод.

Как было указано выше, перестройка Петром I деятельности правительственной машины основывалась на принципах коллегиальности, профессионализма, государственного надзора и контроля.

 

Правительственный Сенат

В 1711 г. (22 февраля) был учрежден Сенат. Сначала он являлся чрезвычайным органом управления, учреждался в качестве регентства на время нахождения царя («…для отлучек наших») в Турецком военном походе. Однако вскоре временный характер нового учреждения превратился в постоянный, и Сенат просуществовал в нашей истории до 1917 г.

Сенат являлся коллегиальным учреждением, сенаторы (первоначально их было 9) назначались государем. С 1711 г. по 1714 г. решения принимались единогласно, но с указа 1714 г. – большинством голосов.

С учреждением Коллегий, их президенты вошли в состав Сената. Однако данная практика оказалось очень неудобной, поскольку президенты-сенаторы контролировали сами себя, и в 1722 г. президенты были выведены из состава Сената, за исключением трех главных Коллегий: иностранных дел, военной и Адмиралтейства.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения и канцелярию, которая осуществляла делопроизводство. Делопроизводство Сената, в отличие от Боярской думы, характеризовалось усилением письменности и увеличением формальности.

Для контроля за деятельностью Сената в 1715 г. учреждалась должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь, готовивший дела к докладу в канцелярии Сената и докладывающий их присутствию. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждалась должность генерал-прокурора (1722 г.), который регулировал «диспуты» сенаторов, т.е. прения по поводу доклада (т.е. был как бы спикером присутствия) и возглавлял канцелярию Сената.

Жалобы на коллегии и доклад по ним Сенату осуществлял рекетмейстер. Доклад по делам, касающимся шляхетства (дворянства) осуществлял герольдмейстер.

Все, что происходило в присутствии Сената, вносилось в протокол, который подписывали все сенаторы – «для открытия дурости каждого», - но на практике это не всегда соблюдалось.

Компетенция Сената была очень обширна: он являлся помощником государя, а в его отсутствие – даже его двойником.

1.Сенат являлся высшим административным учреждением, средоточием управления.

2.Сенат являлся высшей судебной инстанцией.

3.В отличие от Боярской думы, Сенат не имел законодательных полномочий, не был соучастником верховной власти, а являлся только законосовещательным учреждением.

Но из этого правила было исключение. В правление Петра I до 1722 г.,во время войны со Швецией, Сенат, при условии отсутствия государя в столице, имел право принимать указы без санкции царя. Присутствие Петра ликвидировало эту законодательную функцию Сената. После окончания Северной войны, указ 1722 г. вовсе ликвидировал это чрезвычайное полномочие Сената. Он вновь стал только законосовещательным учреждением.

 

Коллегии

В конце 1717 г. начала складываться система отраслевых органов государственного управления – Коллегий (по шведскому образцу). Сам термин «коллегия» указывает на главное отличие нового института от московских Приказов. Вместо принципа единоначалия в области управления вводится принцип коллегиальности.

Организационная структура. Каждая Коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Главой Коллегии были: президент и его помощник – вице-президент, назначаемые Сенатом. Кроме руководителей в состав присутствия входили советники (4) и асессоры (4), т.е. заседатели. Все члены присутствия были равны между собой и решения принимались большинством голосов. Если голоса разделялись поровну, голос президента был решающим.

В состав канцелярии входили секретарь, регистратор, переводчик, протоколист и подьячие. Постепенно эти служащие, знающие законы, делопроизводство, докладывающие присутствию о делах, приобретают решающее значение в Коллегиях. Обычно присутствие соглашалось с докладом канцелярии и на практике коллегиальное начало было сведено к нулю.

Система Коллегий. В декабре 1718 г. был принят Реестр коллегий. Сначала было учреждено девять Коллегий: три главные – Иностранных дел, Военная и Морская (Адмиралтейств коллегия); три финансовые – Камер-коллегия (ведала государственные доходы), Штатс-Контор коллегия (государственные расходы), Ревизион коллегия (составление бюджета, наблюдение за исполнением смет по расходам и доходам); две торгово-промышленные – Берг-Мануфактур коллегия (горное дело и промышленность), Коммерц-коллегия (торговля); одна судебная – Юстиц-коллегия.

В 1721 г. были учреждены: Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, и Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший Правительствующий Синод – орган церковного управления.

В 1722 г. Берг-Мануфактур коллегия была разделена на две Коллегии: Берг-коллегию (горное и монетное дело), Мануфактур-коллегию (управление промышленностью).

В итоге реформы Коллегий стало 12. Их деятельность определялась Генеральным регламентом, принятым в 1720 г.

Отраслевой принцип управления, свойственный Коллегиям, не был выдержан до конца: как и старые Приказы, они сочетали в себе административные и судебные функции.

Однако создание системы Коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое разграничение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и Коллегии создавались уже там.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.006 с.)