Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация дворянского и городского самоуправления 1785 г.
В 1785 г. были приняты: «Жалованная грамота дворянству», по которой в губерниях и уездах учреждались органы дворянского самоуправления – дворянские собрания во главе с предводителями; и «Жалованная грамота городам», которая определяла систему органов городского самоуправления – общую и шести гласную Думу во главе с городским головой (см. подробнее: сословный строй).
Правление императора Павла I (1796-1801 гг.) вызывает серьезные дискуссии исследователей XIX – XXI вв. Необходимо отметить, что при Павле был восстановлен традиционный для России принцип первородства в наследовании престола. «Учреждение об императорской фамилии» 1797 г. отменило петровский указ о престолонаследии 1722 г.: вновь вводилось наследование по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Женщины совершенно устранялись от наследования российского престола. Павел I сохранил екатерининский Совет при высочайшем дворе, хотя крайне умалил значение данного учреждения: государь только один раз присутствовал на заседаниях Совета (Екатерина была на 63). Собирался Совет очень редко – 143 раза (при Екатерине – 1597 раз). Павел I еще более усилил судебный характер Сената – все оставшиеся административные департаменты Сената были преобразованы в судебные. Однако при Павле Сенат не являлся высшей судебной инстанцией: император разрешил апеллировать на приговоры Сената непосредственно ему. По некоторым делам (например, между казной и частными лицами) решения Сената должны были получать санкцию государя, иначе они не имели юридической силы.
Такова эволюция государственной системы России, сформированной в первой четверти XVIII в. Несмотря на то, что происходила централизация и бюрократизация государственного аппарата, мысль об участии в управлении представителей общества никогда не умирала. В XVIII в. возникали проекты ограничения власти русского монарха: например, «Генеральный проект» Волынского, «Устав верховному правительству» графа Панина, проекты Щербатова, Десницкого.
В 1801 г., в результате государственного переворота, убийства императора Павла I, на престол вступил его сын - Александр I (1801 – 1825 гг.). Совет при высочайшем дворе в 1801 г. сменил Непременный Совет, просуществовавший до появления Государственного Совета в 1810 г.
В период либерального правления Александра I возникали проекты Конституции (наиболее радикальными являлись проекты декабристов Муравьева, Пестеля). Существовал проект Новосильцова (1818 г.). Ближе всего к реализации был проект М.М. Сперанского, основанный на идее Монтескье о разделении властей – «Введение к уложению государственных законов». Законодательная власть принадлежала государю и парламенту: представительной Государственной думе (нижняя палата) и аристократическому Государственному совету (верхняя палата). Сенат разделялся на правительственный, контролирующий деятельность министров и судебный. Проект был даже утвержден Александром I, но не получил реализации на практике вследствие ссылки Сперанского в 1812 г
Сенат сохранил лишь судебные полномочия. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, но не как законодательный орган, а как законосовещательный орган при императоре. В 1802 г. был принят Манифест «Об учреждении министерств» и началась министерская реформа. Вместо Коллегий, было учреждено 8 Министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции и (новые в сравнении с системой коллегий) внутренних дел, народного просвещения. Деятельность Министерств, как и московских Приказов, основывалась на принципе единоначалия. В ходе министерской реформы был учрежден Комитет министров, который узурпировал все административные функции Сената и Непременного Совета. В состав Комитета входили министры, их товарищи, государственный казначей. Председателем Комитета министров, как и Государственного совета, являлся император.
Таким образом, в ходе реформ Александра I при императоре было создано три Совета: Государственный Совет (по вопросам законодательства), Комитет министров (административные, финансовые вопросы), Сенат (судебные полномочия). Данная система сохраняла лишь видимость идеи Сперанского – Монтескье о разделении властей. И формально, и фактически в ходе реформ императора Александра I сохранялась абсолютная монархия.
Правление императора Николая I (1825-1855 гг.). Систему центральных органов государственного управления возглавила (с 1826 г.) Собственная Его императорского Величества Канцелярия, состоявшая из 6 отделений: 1-е отделение Канцелярии контролировало деятельность министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников; 2-е отделение осуществляло кодификационные работы; 3-е отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; 4-е отделение руководило благотворительными учреждениями; 5-е отделение осуществляло подготовку проекта реформы по управлению государственными крестьянами; 6-е отделение готовило материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.008 с.) |