Этапы развития московского государства в XVI - XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития московского государства в XVI - XVII вв.



 

I. Правление Ивана IV Грозного (1533 -1584 гг.) можно разделить на два периода:

А) Период реформ, главной целью которых являлась ликвидация пережитков феодальной раздробленности, ограничение влияния боярства.

В 1547 г. Иван IV венчается на царство и великий князь Московский официально, по каноническому обряду венчания и миропомазания, получает титул «царя». В 1549 г. был создан комитет реформ – Избранная рада.

Задача ограничения влияния боярства решается правительством молодого царя путем привлечения к осуществлению власти представителей других классов – служилого дворянства и посадских людей (городского населения). В результате именно при Грозном (личность и деятельность которого символизируют монархическое начало власти) начинает проводиться созыв Земских соборов (с 1549 – 1550 гг.) и в механизме осуществления власти вновь (как в эпоху вечевых собраний) появляется демократический элемент.

Демократический элемент был представлен не только на уровне центрального управления, но и на местном уровне: с целью пресечения злоупотреблений наместников – кормленщиков в уездах проводятся земская и губная реформы. Вместо царских чиновников вводятся земские и губные избы – выборные органы самоуправления.

Кроме того, были проведены финансовая реформа (введен прямой налог - «посошная подать» (податная единица – «большая соха», включающая несколько крестьянских или городских домов)), военная реформа (конное дворянское войско было усилено другими военными подразделениями – стрелецкими, пушкарскими, драгунскими; на подмосковные, конфискованные у бояр, земли были переведены служилые дворяне из провинции - «избранная тысяча»).

В 1550 г. Земским собором был принят второй Судебник. А в 1551 г. по инициативе царя был созван Освященный собор, который, во-первых, одобрил царский Судебник, а во-вторых, исследовал проблемы церковной организации, нравственной жизни русского общества, и в результате реформировал церковно-административную и церковно-судебную систему, церковные обряды и нормы нравственной жизни христиан, брачно-семейных отношений. Была составлена и утверждена Соборная книга, состоящая из 100 «глав» - статей, а Освященный собор 1551 г. стал называться Стоглавым.

Б) Период «опричнины» - контрреформ (1565 – 1572 гг.), когда Иван Грозный пытается подавить боярскую оппозицию уже не легитимно, путем реформ, а путем террора, истребления боярских родов. Страна была разделена на две территории – «земщину», где сохранялась власть Боярской думы, и «опричнину», где действовало опричное войско во главе с царем.

Таким образом, даже в ходе опричного террора, физического истребления боярства, сохраняется аристократический элемент власти – Боярская дума. Даже такой монарх как Иван IV не смог ликвидировать древний правительственный обычай участия боярства в осуществлении государственной власти.

II. Правление Федора Ивановича (1584 – 1598 гг.) – среднего сына Ивана IV, при котором пресеклась династия Рюриковичей, поскольку Федор умер бездетным, младший сын Грозного – Дмитрий, погиб (или убит) в Угличе, а старший сын – Иван, был убит отцом.

Вопрос престолонаследия, как и другие важнейшие вопросы государственного права, не был регламентирован законом, а основывался на политической традиции первородства – наследования престола старшим сыном. Вместо первородства в практику получения престола был введен прецедент соборного избрания: Земским собором 1598 г. на царство был избран шурин царя Федора Ивановича, боярин Борис Годунов ( правление 1598 – 1605 гг.). Однако законно избранному царю народ не поверил, сохраняя верность первородству, хотя и мифическому – чудом спасшемуся царевичу Дмитрию.

Пресечение династии, проблемы экономического, политического характера, народные волнения, польско-шведская интервенция, появление самозванцев на русском престоле обозначили начало нового этапа московской истории.

III.  Смутное время (1605 – 1613 гг.):

- правление Лжедмитрия I – Григория Отрепьева (1605 г.), избранного Московским собором;

- правление «боярского» царя Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.), избранного Московским собором;

-«Семибоярщина» - боярское правление (1610 – 1613 гг.), когда официально высшим органом государственной власти являлась Боярская дума во главе с боярином Мстиславским.

В период боярского правления решался вопрос о кандидатуре монарха. Бояре приняли кандидатуру польского королевича Владислава, несмотря на то, что он отказался перейти из католичества в православие. Кроме того, бояре впустили поляков в Москву, поставив под угрозу суверенитет российского государства. Но в данный критический момент истории России опорой, и даже, фактически, заменой государственной власти стала Русская Православная Церковь. Патриарх Гермоген, находясь в плену у поляков, сумел отправить грамоту в Троице-Сергиеву лавру с призывом спасти русскую государственность и православную веру. Грамоты Лавры в русские города стали началом формирования народного ополчения, которое впоследствии и освободило Москву.

IV. Правление Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645 гг.), избранного на царство Великим Земским Собором 1613 г., означало завершение Смутного времени и начало новой династии русских царей – Романовых (Михаил был внучатым племянником Анастасии – жены Ивана Грозного). В первые годы после Смуты Земский собор действовал почти постоянно, а регентом при юном царе Михаиле был его отец – патриарх Филарет (Федор Никитич Романов).

Правление Романовых: Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.); Федора Алексеевича (1676 – 1682 гг.); Петра I и Ивана V Алексеевичей при регентстве Софьи Алексеевны (1682 – 1689 гг.) - основывалось уже не на соборном избрании, а на традиционном порядке первородства. Однако каждое из правлений начиналось с созыва Земского собора, который уже не избирал царя, а санкционировал вступление на царство первородного наследника. С 1689 г. начинается единоличное правление Петра I.

Таким образом, мы видим в истории соборной монархии XVI – XVII вв. различные модели соотношения и взаимодействия политических институтов. Были периоды, когда государственная власть фактически и даже юридически переходила от царя к Земскому собору (избирательному), Боярской думе («семибоярщина»), к Русской Православной Церкви в лице ее патриарха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.007 с.)