II. Становление конституционной монархии в ходе революции 1905-1907 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Становление конституционной монархии в ходе революции 1905-1907 гг.



А) Первый этап преобразований – умеренный (развитие революции – зима-лето 1905 г.).

 

Революция началась 9 января 1905 г. расстрелом мирной демонстрации рабочих в Петербурге. В знак протеста в январе 1905 г. бастовало 440 тыс. рабочих. Всюду явочным порядком образовываются профессиональные рабочие союзы. Все вузы ввиду студенческих волнений были закрыты до осени.

Первой уступкой правительства революции стал пакет документов, утвержденный 18 февраля 1905 г.:

1. Высочайший Манифест призывал «благомыслящих людей всех сословий объединиться с государем в борьбе с внешним врагом и внутренней крамолой».

2. Высочайший указ Сенату разрешал населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства.

3. Высочайший рескрипт на имя нового министра внутренних дел А.Г. Булыгина предписывал преступить к разработке закона о создании выборного представительного органа.

 

Таким образом, законодательство от 18 февраля 1905 г. – это декларация намерений государя начать политическую реформу.

Учреждение Государственной думы.

Первый избирательный закон.

6 августа 1905 г. правительство дало ответ на поставленную задачу – были обнародованы утвержденные царем три акта:

1. Высочайший Манифест «Об учреждении Государственной думы».

2. «Учреждение Государственной думы» (состав, устройство, компетенция).

3. «Положение о выборах в Государственную думу».

 

В политической системе России появился новый орган – Государственная дума (избиралась на 5 лет). Она создавалась для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов.

Но, в данный момент Дума не получила законодательной власти: принятые ею законопроекты требовали обязательной санкции императора, который мог принимать законы и без одобрения Государственной думы. Только такие законы не поступали на рассмотрение государя, которые отклонялись 2/3 голосов (квалифицированным большинством) как в Думе, так и в Государственном совете (ст. 49 Учреждения).

Таким образом, 6 августа 1905 г. был создан очередной законосовещательный орган, по имени министра внутренних дел Булыгина – такая ограниченная в своих правах Дума стала называться «булыгинской». Сохранялась неограниченная власть императора.

 

Выборы в Государственную думу происходили по типу выборов в земства – по трем куриям: землевладельческой, городской и сельской. Выборы для первых двух курий устанавливались двух степенные, для третьей – четырех степенные.

Избирательное право распространялось на лиц мужского пола не моложе 25 лет. В выборах не могли участвовать: военнослужащие, учащиеся, бродячие инородцы, осужденные, иностранцы и др. (ст. 7 Положения о выборах), женщины – только через представителей (мужей и сыновей).

Куриальная система сочетала сословный и имущественный цензы.

Для первой курии уездных землевладельцев устанавливался высокий земельный ценз: земля, в количестве, определенном для каждого уезда в специальном расписании – от 125 до 800 десятин; или другое недвижимое имущество ценой не ниже 15 тыс. рублей.

Для второй (городской)курии - также существовал высокий имущественный ценз: недвижимое имущество ценой не менее 1 тыс. 500 руб.; лица, имевшие промысловые свидетельства высших разрядов; лица, уплачивающие квартирный налог не ниже 10 разряда.

Высокий имущественный ценз во второй курии не могли преодолеть рабочие, ремесленники, интеллигенция и мелкая буржуазия. Таким образом, наиболее политически активные социальные группы не получили возможности участвовать в выборах в Государственную думу.

Первая и вторая курии (двух ступенчатые выборы): уездный съезд (или съезд городских избирателей) направляли выборщиков на губернские избирательные собрания.

Третья (сельская) курия не была цензовой, но выборы были четырех ступенчатыми (сельский сход избирал представителей в волостной сход, который посылал выборщиков на уездный съезд, а далее уполномоченные от волостей формировали губернский съезд).

 

Каждая курия избирала определенное законом число депутатов Государственной думы: первая курия – 34%, вторая – 24%, третья – 42%.

 

Таким образом, первый избирательный закон в Государственную думу от 6 августа 1905 г. устанавливал не прямое, не равное, не всеобщее избирательное право.

Выборы производились по губерниям, областям и по городам (26 городов составляли особые округа для избрания депутатов в Государственную думу).

Созыв Думы на основании законодательства от 6 августа 1905 г. предполагалось осуществить в январе 1906 г. Однако «булыгинская» Дума так и не была созвана.

Данная слишком умеренная реформа правительства – с законосовещательной Думой и крайне ограниченным избирательным правом - не остановила развития революционной ситуации, а напротив, лишь ускорила революционные события, вызвала бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех «левых» партий.

 

В мае 1905 г. прокатилась новая волна стачечного движения, в котором участвовали 200 тыс. рабочих. 12 мая в ходе всеобщей стачки рабочих в крупном текстильном центре страны – Иваново-Вознесенске - был создан Совет рабочих уполномоченных, который не только руководил стачкой, но фактически превратился в орган рабочей власти в городе.

В мае 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз, руководящую роль в котором играли правые эсеры. Крестьянские бунты к лету 1905 г. охватили многие уезды страны.

Начинаются волнения в армии и на флоте. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

 

Б) Второй этап более радикальных реформ – соответствует высшей точке революции (октябрь-декабрь 1905 г.: всеобщая октябрьская политическая стачка, декабрьское вооруженное восстание в Москве).

 

В ходе всеобщей октябрьской политической стачки остановились фабрики и заводы, не работал транспорт, почта, телеграф, закрылись коммунальные учреждения и учебные заведения. В крупных промышленных центрах стали создаваться Советы рабочих депутатов. Основные требования рабочих: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного Собрания.

Под влиянием октябрьских событий правительство идет на очередную уступку: 17 октября 1905 г. был издан Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который ставил перед правительством следующие задачи:

1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов;

2) предоставить Государственной думе законодательную власть: никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой;

3) привлечь к участию в выборах Думы те классы населения, которые были лишены избирательных прав, установить начала всеобщего избирательного права.

 

Манифест 17 октября 1905 г., подобно законодательству от 18 февраля 1905 г., являлся декларацией реформы. Он не изменял политической системы, но ставил задачу для правительства провести более радикальные демократические изменения в стране. Манифест – это декларация эволюции формы правления в России от абсолютной к конституционной монархии (через неделю стачка прекратилась).

 

После издания Манифеста правительство приняло ряд законов, являющихся реализацией его положений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.008 с.)