Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кодификационные комиссии XVIII в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В период правления Петра I действовали три комиссии. В 1700г. была учреждена Палата об Уложении – первая комиссия по пересмотру и исправлению Соборного уложения 1649 г. Была составлена Новоуложенная книга (Уложение и новые законы), но не была обнародована, т.к. много законов было пропущено. Указ 1714 г. предписывал судьям все дела решать только по Соборному уложению 1649 г.; новые законы применялись только в случае, если дело не было предусмотрено в Уложении. Этим же указом учреждалась вторая кодификационная комиссияСената, но деятельность ее также была безрезультатна. Указом 1718 г. учреждалась третья комиссия. Но ее задача была совершенно другой: основой нового Уложения должны были стать шведские кодексы. Были составлены 4 книги Уложения, но не получили санкции.
Вся последующая история кодификации будет связана с борьбой указанных двух идей: либо систематизировать, обновить действующее право; либо создать новый кодекс, имеющий в основе европейское законодательство. Правительство будет постоянно колебаться между этими двумя путями кодификации, но предпочтительнее будет первый путь – систематизация, а не кодификация.
При Екатерине I продолжалась деятельность третьей петровской комиссии. Петр II в 1728 г. организовал четвертую комиссию, состоявшую из дворян. Задачей ее было составить Свод русских законов. После смерти Петра II Анна Ивановна сначала пыталась демократизировать состав четвертной комиссии: помимо дворян, ввела духовенство и купечество, но впоследствии учредила новую – пятую комиссию, которая, как и все петровские комиссии, была лишена выборного начала – состояла из чиновников. Основой нового Уложения должны были стать иностранные источники. Были составлены «вотчинная» и «судная» главы Уложения, но и они не стали действующим законом. При Елизавете Петровне в 1741 г. была учреждена шестая общая комиссия, а также губернские комиссии и 35 ведомственных комиссий. Заседания общей комиссии начались в 1754 г., вновь ставилась задача переработки старой и создания новой системы права. В 1761 г. комиссия высказалась за созыв всесословного Земского собора, и по указу Сената были проведены выборы среди дворян и купцов. Депутаты участвовали в работе комиссии до 1763 г., хотя формально комиссия существовала до 1767 г. Планировалось создать 4 части нового Уложения (о судоустройстве и судопроизводстве; о правах состояния; об имущественных правах; уголовное право). Результатом работы комиссии были завершенные проекты 3-х из 4-х запланированных частей: «о суде» (судоустройство и судопроизводство); «о розыскных делах» (уголовный кодекс); «о состоянии подданных вообще» (правовой статус сословий, семейное право).
Однако и данные части нового Уложения, созданные с участием народных представителей, не получили законодательной силы.
Важным этапом кодификации стала деятельность Уложенной комиссии Екатерины II (седьмой кодификационной комиссии), которая начала работу в 1767 г. и также являлась представительным учреждением. По Манифесту 1766 г. в ее состав входили: дворяне (по 1 от каждого уезда), горожане (по 1 от каждого города), казаки и государственные крестьяне (по 1 из провинции). Для дворян и горожан выборы были одно степенными, для казаков и крестьян – трех степенными. Духовенство не вошло в состав комиссии. Маршалом Уложенной комиссии стал А.И.Бибиков.
Для комиссии Екатерина написала в 1766 г. «Наказ», т. е. инструкцию для составления нового Уложения. «Наказ» не стал действующим законом, однако являлся важнейшим памятником «просвещенной» идеологии Екатерины II. Источники « Наказа»: трактат Ш.Монтескье «О духе законов», трактат Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях», работы Гельвеция «О разуме» и «О человеке», «Энциклопедия» Д.Дидро и д’Аламбера. Структура. «Наказ» состоял из 655 статей. 4 отдела: государственное право, гражданское право, уголовное право, судопроизводство. 5 отдел – статьи, не вошедшие в 4 основных (например, о воспитании). Содержание Наказа. В «Наказе», в первую очередь говорилось, что благополучие государства – главная цель гражданина, доказывалось, что Россия – европейское государство.
1. В области государственного права развивалась идея Ш.Монтескье о соотношении между формой правления и территорией государства: - республика возможна только в территориально малых государствах; - в средних по территории государствах возможна ограниченная монархия; - в больших государствах должна быть только абсолютная монархия: «чтобы быстрота решений восполняла здесь дальность расстояния».
Таким образом, для России наилучшей формой правления полагалась монархия – абсолютная. Монарх объединяет, консолидирует общество. Для лучшего исполнения власти в обществе, учреждаются «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной». Опять же, заимствуется учение Монтескье о 4-х властях в государстве: королевская власть, стоя над законодательной, исполнительной и судебной властями, должна надзирать за ними и умерять. Назначение государя – не в непосредственном управлении государством, а в надзоре за действиями посредствующих властей, в руках которых и должно находиться управление. Цель всех действий верховной власти – обеспечение безопасности каждого гражданина, поскольку «власть сотворена для народа». Монарх призван проявлять «кротость и снисходительность», стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех» (это стало девизом Уложенной комиссии). Вместе с тем, рассматривается вопрос о причинах падения государства: «Повреждение правления начинается с повреждения начальных своих оснований – когда равенство развивается до крайности, когда каждый стремится быть равным тому, кто самим законом поставлен ему в начальники». Если перестают оказывать почтение государю, правительству и начальникам – государство начинает падать. Исчезает и любовь к отечеству. Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве «наилучших законов». Хорошие законы охраняют безопасность каждого. Декларируется принцип равенства всех перед законом. Законы должны быть кратки, просты и понятны для всех. Законы делятся на 3 категории: постоянного действия, временного действия, изданные для отдельного случая. Поднимается вопрос о веротерпимости – каждому дозволяется верить по своему закону. Цель законов – достижение наибольшего спокойствия и пользы гражданам. Так как условия жизни народов различны, должны быть различны и законы каждого народа. При издании законов необходимо учитывать религию, обычаи, нравы, физические и географические условия жизни народа. Прежде чем издать новый закон, нужно подготовить умы граждан («народное умствование»). Два определения свободы из Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». «Свобода есть спокойствие духа каждого гражданина, вследствие сознания им своей безопасности, гарантированной ему законом».
«Наказ» декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Вместе с тем, он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Дается четкое деление общества на три сословные группы, которое связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей. Дворянству отводилось особое место, учитывая его добродетели и особую важность его функций: военная и гражданская служба объявлялись главным способом получения дворянства (измена, воровство, лжесвидетельство и т.п. – всякий обман – лишали дворянства). Мещане – «средний род людей» - лица, живущие в городах и занимающиеся ремеслами, торговлей, художествами, науками. В основании этой группы – добронравие и трудолюбие. Мещане делились на несколько групп с разными правами и обязанностями.
Земледельцы. «Наказ» рекомендовал избегать случаев отдачи людей в неволю, установить частную собственность крепостных, принимать строгие меры против господ, обращающихся жестоко с крепостными. Данные идеи «Наказа» о сословных правах стали основанием для разработки важнейших законов Екатерины II - Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г., а также создания сословных судов в ходе губернской реформы 1775 г.
2. Гражданскому праву «Наказ» не уделяет много внимания (западные философы почти не касались этой отрасли, в основном их интересовали государственное и уголовное право). В «Наказе» речь идет о наследовании (гл. XVIII – из исследований Монтескье): осуждается неограниченная свобода завещания (запрет разделения деревень на части), дозволяется отказ от наследства, неограниченное (как в римском праве) наследование жен и дочерей. Рассматривается институт опеки над несовершеннолетними, умалишенными, расточителями.
3. В области уголовного права «Наказ» был первым в российской истории памятником, декларировавшим гуманное отношение к преступникам (идеи Беккариа и Монтескье). Если преступления еще существуют, то в этом виновны не преступники, а само общество, не устранившее условий, порождающих преступления. Поэтому главное – предупреждать преступление, чему способствуют хорошие законы, просвещение, воспитание. В «Наказе» дается формально-материальная точка зрения на преступление: это деяние, запрещенное законом и противное обществу и частному благу. В отличие от Воинского артикула, голый умысел не наказуем. покушение наказывается мягче, чем совершенное преступление. Пособники наказываются легче, чем главные виновники. Преступления делятся на 4 категории: 1. Преступления против веры. 2. Преступления против нравственности. 3. Преступления против тишины и спокойствия. Первые три категории – это «мелкие» преступления, которые должны наказываться мерами нравственного характера. 4. Преступления против общественной безопасности – «важные» преступления, которые делились на два разряда: оскорбление величества и преступления против частных лиц (убийство, грабеж, разбой (воровство с насилием), кража (воровство без насилия), личная обида, поединок и злостное банкротство). «Важные» преступления наказывались уголовными наказаниями. Цель наказания – не устрашение, не возмездие, а исправление – для мелких преступлений, и воспрепятствование преступникам причинять вред обществу – для важных преступлений. «Наказание должно быть непреложно и неизбежно. Самое надежное обуздание от преступлений есть не строгость наказания, а его неизбежность. «Наказ» отвергает жестокость как необходимый признак наказания, поскольку жестокость оказывает деморализующее влияние на общество.
Виды наказаний: Смертная казнь не отрицается в принципе, но нет уверенности в ее необходимости. Она может существовать в условиях анархии, когда преступники могут выйти из тюрем. В стабильном обществе смертная казнь излишня (ст. 210 Наказа). Тюремное заключение более эффективно, чем смертная казнь. Самым тяжким наказанием должно стать вечное тюремное заключение с принудительными работами. Телесные наказания допускаются, но только болезненные. Все членовредительные наказания отменяются. Допускаются лишение чести и имущественные наказания, хотя «Наказ» отрицательно относится к конфискации имущества.
3. В области судопроизводства также устанавливаются совершенно новые, гуманные принципы. Судьям запрещается толковать законы о наказаниях. Устанавливается «суд равных», т.е. равенство судьи и ответчика (обвиняемого) по гражданскому чину. Указано не только право отвода судей, но и право подсудимого самому выбирать себе судей. Вводится гласность процесса – «чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов». Отрицается пытка – «человека нельзя наказать прежде его осуждения». Сословное и должностное положение свидетеля не является аргументом к большему доверию к его показаниям. Для обвинения требуется не менее 2-х свидетелей (если только 1 свидетель виновности подсудимого, не признавшего себя виновным, то верить нужно подсудимому).
Таковы основные идеи «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии Однако в 1768 г. в связи с русско-турецкой войной комиссия была временно распущена, но после окончания войны так и не была созвана вновь, хотя формально считалась существующей до 80-х гг. XVIII века. Причины неудачи комиссии указывались разные. Маршал комиссии А.И. Бибиков видел причину в неспособности ее членов к созданию нового Уложения. Английский посол в России Ширлей назвал Уложенную комиссию фарсом императрицы, средством завоевать популярность в Европе. М.М.Сперанский причиной неудач всех комиссий XVIII века считал отсутствие профессиональных юристов в их составе.
Кодификация продолжалась и при Павле I: в 1796 г. была создана восьмая по счету комиссия, но после смерти Павла прекратила существование).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.015 с.) |