Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории возрастной психологии и психологии дошкольника.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевое понятие возрастной психологии и психологии дошкольника – понятие "развитие". Категория "развитие" – общенаучная и имеет основополагающее значение. Развитие определяется как направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественноесостояние объекта – его состава или структуры. Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. Кроме того, на современном этапе выделяют не только восходящую линию развития (т.е. прогресс), но и нисходящую (регресс). Обратим внимание на близкие понятия. Понятие "рост" выделяет именно количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия "развитие" и "созревание". Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии – важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения психики. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения (но отнюдь не как главную причину психических новообразований). С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.
Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики: – тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; – необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); – обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие); – неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений); – зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, – например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья); – переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней повой системы); – тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции). Различают филогенетическое, онтогенетическое, функциональное психическое развитие. Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в периоде эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения). Функционалгенез, функциональное развитие психики – развитие отдельных психических функций (например восприятия, памяти); возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики – составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.
Различают также нормативное (типическое) психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровней психического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей. Одно из центральных понятий – "психологический возраст". Имеется, по крайней мере, два истолкования этого понятия. Первое связано с процессом возрастной самоидентификации, с отнесением человеком себя к определенному возрасту, т.е. психологический возраст понимается как возраст субъективно ощущаемый. Другое определение восходит к пониманиюпсихологического возраста в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где психологический возраст определяется какединица анализа детского развития, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Именно этот вариант определения понятия будет интересовать нас в первую очередь: психологический возраст как возрастной период, как стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты. Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Литература: Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. – М., 1995. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Н. Поливанова – М., 2000. – 184 с. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб.пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., – «Просвещение», 1995.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.011 с.) |