Основные категории возрастной психологии и психологии дошкольника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории возрастной психологии и психологии дошкольника.



Ключевое понятие возрастной психологии и психологии дошкольника – понятие "развитие". Категория "развитие" – общенаучная и имеет основополагающее значение. Развитие определяется как направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественноесостояние объекта – его состава или структуры. Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.

Кроме того, на современном этапе выделяют не только восходящую линию развития (т.е. прогресс), но и нисходящую (регресс).

Обратим внимание на близкие понятия. Понятие "рост" выделяет именно количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Важно различать понятия "развитие" и "созревание". Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии – важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения психики.

Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения (но отнюдь не как главную причину психических новообразований).

С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

– тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

– необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

– обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

– неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

– зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, – например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

– переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней повой системы);

– тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают филогенетическое, онтогенетическое, функциональное психическое развитие.

Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в периоде эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики – развитие отдельных психических функций (например восприятия, памяти); возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики – составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также нормативное (типическое) психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровней психического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Одно из центральных понятий – "психологический возраст". Имеется, по крайней мере, два истолкования этого понятия. Первое связано с процессом возрастной самоидентификации, с отнесением человеком себя к определенному возрасту, т.е. психологический возраст понимается как возраст субъективно ощущаемый. Другое определение восходит к пониманиюпсихологического возраста в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где психологический возраст определяется какединица анализа детского развития, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Именно этот вариант определения понятия будет интересовать нас в первую очередь: психологический возраст как возрастной период, как стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста.

Литература:

Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.

Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Н. Поливанова – М., 2000. – 184 с.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.

Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб.пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., – «Просвещение», 1995.

 


Лекция 2-3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.005 с.)