Возрастные особенности проявлений агрессии у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности проявлений агрессии у детей.



Младенчество. Агрессивные черты в поведении детей мы наблюдаем с первых дней жизни. Даже у новорожденных наблюдаются реакции ярости, т.е. возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.

В конце первого года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

- В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего, для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.

 По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.

Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь – с сестрами и братьями.Положительная сторона агрессивности – это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Уже с раннего возраста дети стремятся управлять чувством враждебности. Они осваивают способы удовлетворять свою ярость с меньшим ущербом для любящих родителей. Враждебные чувства перемещаются во враждебный акт, направленный на другого человека.

Когда дети действуют агрессивно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Таким образом, деструктированная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ошибки, недоработки, упущения в воспитательной работе, нарушения детско-родительских отношений приводят к неадекватному эмоциональному реагированию, неуверенности в себе, неустойчивости самооценки. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.

Хвастливость, манерность, капризность и упрямство являются проявлениями агрессии дошкольника. Которая скрывает неуверенность ребенка в себе. Дети с агрессивным поведением любят подшучивать над другими, высмеивать их, искать чужие недостатки, ошибки. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т.д.

У таких детей в повседневной жизни проявляются различные виды агрессии:

1. ребенок ругается, прикрикивает;

2. злорадный смех, циничные замечания, насмешка;

3. кричит, орет, ругает взрослых и детей;

4. плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;

5. коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ от помощи;

6. бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;

7. ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;

8. грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет по голове;

9. ругает предметы, проклинает, обзывает их;

10. повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.

Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола. Исходя из существующего стереотипа, мужчина должен быть: смелым, сильным, волевым, целеустремленным, властным, неэмоциональным, логичным, с высоким интеллектом, неразговорчивым и т.д. Таким образом, мальчик должен обладать рядом маскулинных качеств, которые не могут формироваться и проявляться в повседневной жизни, так как воспитывают мальчиков в семье и в детских садах женщины. Они поощряют те черты, которые связаны со стереотипом феминности. Традиционные маскулинные качества не сочетаются с образом идеального ребенка, поэтому мальчики недостаток проявления мужских качеств компенсируют агрессивным поведением по отношению к окружающим. Этих мальчиков привлекает игра со спичками, шумные подвижные игры, игры-сражения. Для них представляет интерес тема насилия в фантазиях, в которых реализуются тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной нормативности, и поэтому вытесняют в область бессознательного. Агрессивная фантазия транслируется в реальные отношения если она не успевает разряжать агрессивные импульсы.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

-скандалы в семье;

-применение физической силы во время семейных ссор (драки);

-грубое, жестокое обращение с ребенком;

-привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;

-просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

-одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Следует признать, что некоторый уровень агрессивности неизбежен. При воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех потребностей, а следовательно ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования, следовательно родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже, если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать им нормально развиваться. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня, чтобы защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Для этого необходимо воспитывать эмоции дошкольника. Обучение следует строить как на положительных, так и на отрицательных примерах. При сравнении хорошего, доброго с плохим, злым способствует формированию эмоциональной восприимчивости. Эмоциональная восприимчивость определяет умение сочувствовать. С этого умения начинается путь к добру и справедливости.

Психологический портрет агрессивного ребёнка. Агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия вызывают у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других.Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные, имтрудно распознать другие эмоции кроме агрессии.Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессивного поведения дошкольника:

-Постоянно теряет контроль над собой.

-Слишком говорлив, чрезмерно подвижен.

-Не понимает чувств и переживаний других детей.

-Часто специально раздражает, спорит и ругается со взрослыми.

-Создает конфликтные ситуации.

-Постоянно винит других в своих ошибках.

-Суетлив,импульсивен.

-Часто дерется, сердится.

-Не может адекватно оценить свое поведение.

-Имеет мускульное напряжение.

-Мало и беспокойно спит.

- Отказывается участвовать в коллективных играх.

- Отказывается выполнять правила.

- Завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из перечисленных признаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.011 с.)