Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка.



К факторам, провоцирующим агрессивность у ребенка, относятся:

- наследственно-характерологические (наследственно конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.);

- резидуально-органические (минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.);

- социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания в семье;

- неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельность и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.);

- ситуационные (реактивность, или ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; введение ограничений в поведение ребенка; новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации и др.).

По утверждению А.А. Романова, агрессия может принимать самые разнообразные формы и иметь разнообразие причин. Взрослому важно помочь увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз, и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.Наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые лишают детей возможности радостного проживания своего детства. Дети привыкают к безрадостности. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них остаться на всю жизнь. Печально, что такие дети, вырастая, воспринимают будущее как безрадостный мир, лишенный гармонии.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Как отрицательный факт, способствующий проявлению агрессивного поведения, многими исследователями выделяется авторитарный стиль общения в семье, когда взрослые, чувствуя свое превосходство, добиваются от детей слепого, беспрекословного подчинения, исключая любое объяснение, аргументацию: злоупотребляют отрицательными оценками. При таком стиле общения и воспитания уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий, строгость и наказание – основное педагогическое средство. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами в детском саду, во дворе, а потом, повзрослев, в систему общения во вновь образуемую семью.

Не меньший вред приносит ребенку деспотизм материнской любви – одна из распространенных ошибок в семейном воспитании. Ее истоки в материнском инстинкте, взявшем верх над здравым смыслом. В этом случае инстинкт матери – ее «слепая любовь к ребенку». Жалея своих детей, не желая напрягать свои силы, мать может излишней нежностью ослабить их энергию. Чрезмерное внимание, баловство и изнеживание детей со стороны матери и есть «деспотизм материнской любви». Этот более утонченный, ласковый, мягкий тип авторитарного воспитания не менее опасен, чем деспотизм палки. При мягком деспотизме за ребенка думают все, кроме него самого, его желания предубеждаются в тех границах, в каких это считается нужным. У ребенка, окруженного трогательной заботой матери, не возникает мысли о том, как адаптироваться в современном мире. Он парализован неразумным ласковым воспитанием. Безотчетная, безоглядная материнская любовь, не знающая меры и разума, вредна. Она может развить в ребенке чрезмерную чувствительность, излишнюю уступчивость, которая для мальчиков становится источником серьезных проступков.

Неблагоприятный климат в семье является источником агрессивного поведения детей. Ссоры и драки между родителями, а также агрессивное поведение их с другими людьми оказывают влияние на поведение ребенка со сверстниками. Зависимость между агрессивностью и злобностью детей, с одной стороны, и распрями между родителями с другой стороны, подтверждаются исследованиями психологов. Представляемые родителями модели поведения влияют на детей. Роль модели доля подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей и одобрение ими агрессивного поведения других являются предпосылками агрессивного поведения их детей.

Система авторитарного воспитания «произвела» в массе своей нынешних отцов и детей, выросших в системе насильственных по форме отношений. Как могут родители, испытывавшие в детстве насилие от своих собственных родителей, воспитывать своих детей с меньшим использованием насилия? В последние десятилетия увеличилось количество случаев плохого обращения с детьми.

Одной из форм плохого обращения родителей с детьми является эмоциональное отвержение ребенка матерью, которое проявляется прежде всего в неадекватной «расшифровке» эмоциональных реакций ребенка. Это означает, что мать не может удовлетворить потребности ребенка в безопасности и доверии к миру. Невнимание к физическому благополучию ребенка может иногда сопровождаться формальным контролем, прямой агрессией. Чаще эмоциональное отвержение не допускается до сознания взрослого, не желающего выглядеть в глазах окружающих «плохим» родителем. В этом случае родительское эмоциональное отвержение превращается в «воспитательный стиль». Этот стиль характеризуется стремлением «переделать» ребенка, обилием ограничений, запретов и наказаний. Взрослый получает возможность выражения своей агрессии по отношению к ребенку, которая интерпретируется как повышенная забота и внимание.

То есть, ребенок выступает как «удобный» объект замещения агрессии, ему приписываются несуществующие недостатки или навязывается определенный «успешный» жизненный сценарий, является компенсацией родительского чувства своей незначительности, восприятия себя как неудачника.

Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленьких людей, а вместе с ней повышают уровень его тревожности.

Дети с высоким уровнем тревожности чаще других проявляют агрессивные действия, которые выступают в качестве:

1. средства достижения какой-нибудь значимой цели;

2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3. как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.230 (0.006 с.)