I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)



ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недо­развитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

В данном пособии вниманию педагогов предлага­ется перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обу­чения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

- составление описательного рассказа с опорой на схему;

-пересказ русских народных сказок с элементами драматизации,                                            рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

- составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной карти­не с образцом-рассказом логопеда и без него;

- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с измене­нием главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

- составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевы­ми умениями и навыками для составления переска­зов и самостоятельных монологических высказыва­ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 

 

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

Недели Темы № занятия

Сентябрь

1,2

Обследование речи детей

3 Рассказывание по теме «Осень» 1
4 Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания 2

Октябрь

1 Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации 3
2 Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин 4
3 Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему 5
4 Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сиг­налов 6

Ноябрь

1 Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помо­щью сюжетных картин 7
2 Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин 8
3 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 9
4 Составление описательного рассказа с опо­рой на схему 10

 

Декабрь

1 Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ воспитателя) 11
2 Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин 12
3 Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам 13
4 Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) 14

Январь

1-2

  Каникулы

3 Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» 15
4 Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» 16

Февраль

1 Пересказ сказки «Две косы» 17
2 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб­ка» 18
3 Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин 19
4 Составление рассказа «Все хорошо, что хоро­шо кончается» по сюжетной картине с приду­мыванием предшествующих и последующих событий 20

Март

1 Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» 21
2 Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред­шествующих и последующих событий 22
3 Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин 23
4 Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий 24

Апрель

1 Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс­твующих лиц и добавлением последующих событий 25
2 Составление рассказа «Кто кормит нас вкус­но и полезно» (из коллективного опыта) 26
3 Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) 27
4 Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумывани­ем предшествующих событий 28

Май

1 Составление рассказа «Человек» по серии картин 29
2 Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин 30
3 Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) 31
4 Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) 32

 

Занятие 1.

Тема: Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
    коррекционно-развиваюшие:

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

- активизировать словарь по данной теме;
     коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к сезонным изме­нениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка уро­жая, осенний лес и т.д. (подбирает воспитатель), кор­зина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина.

Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

- О каком времени года говорилось в стихотво­рении?

- Назовите осенние месяцы.

- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что такое листопад?

Объявление темы.

- Сегодня мы поговорим об осенней поре.

Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опа­дают и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, морося­щий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождли­вая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разно­цветными листьями, поздней — голые.

Физкультминутка.

К нам недлинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.
В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. Показывают руками на воображаемые пузыри.

Чтение письма.

Стук в дверь. Воспитатель заносит в кабинет кор­зинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям при­дется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели … (разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик … (моросит) и заставля­ет прятаться … (по домам). Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Итог занятия.

- О каком времени года говорили?

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Занятие 2.

Тема: Составление описательного рассказа о дереве

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рас­сказа с опорой на схему;

коррекционно-развиваюшие:

- закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

- обобщать знания о деревьях;
     коррекционно-воспитательная:

- воспитывать бережное отношение детей к при­роде.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревь­ев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»;

изготовление поделок из природного и бросового материала;

игра «Чего много?» (образование родительного падежа мно­жественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина),

экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай дерево по листу, веточке»

Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводит­ся работа с другими листьями и ветками.) Затем воспитатель рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расска­жем о деревьях.

Рассказ по схеме.

Воспитатель предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые пре­вращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6. Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.  

Итог занятия.

- О каких деревьях говорили?

- Какие бывают деревья?

- Что люди могут сделать из дерева?

 

Занятие 3.

Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»(с элементами драматизации)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять пересказ сказки, прояв­ляя творческое воображение и артистизм;

коррекционно-развиваюшие:

- развивать у детей умение распространять пред­ложения определениями;

- развивать мыслительную деятельность;

- расширять знания детей по теме;
коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка».

Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадки»

                Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах, (Капуста)

Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Отве­ты детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работа­ет. Пришел к нему медведь:

- Мужик, я тебя сломаю.

- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

- Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дуб­равы вылезает:

- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

- Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

- А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

- Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

- Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

 

- Что посеял мужик?

- Почему ему пришлось делиться с медведем?

- Когда мужик собрал урожай репы?

- Как он разделил урожай? Почему?

- Почему рассердился медведь на мужика?

- Что посеял на следующий год мужик?

- Как поступил медведь?

- Кто выиграл в этот раз? Почему?

- Почему не получилось дружбы у мужика с мед­ведем?

Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рас­сказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке.                                           (Н. Нищева) Шаги на месте.

Итог занятия.

- Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

- Кто главные герои?

- О каком овоще говорилось в сказке?

 

Занятие 4.

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

-   воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту.

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Жит­кова «Баштан», «Сад».

Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

Объявление темы.

- Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Косточка Л.Н. Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

- Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

- Нет, я не ел.
     Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмея­лись, а Ваня заплакал.

 

После прочтения рассказа воспитатель объясняет слова «горница» и «сочла».

- О ком этот рассказ?

- Что купила мама?

- Почему Ване очень хотелось слив?

- Как он поступил?

- Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

- Что произошло за обедом?

- Как поступил папа?

- Почему все засмеялись после Ваниных слов?

- А почему Ваня заплакал?

- Как вы бы поступили на месте Вани?


Воспитатель анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются).

Физкультминутка.

Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солныш­ко»).

Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

- О чем говорилось в рассказе?

- Правильно ли поступил Ваня?

- Как нужно поступать в таких случаях?

Занятие 5.

Тема: Составление описательного рассказа о пчеле

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рас­сказа с опорой на схему;

коррекционно-развивающие:

- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

- закреплять употребление в речи притяжатель­ных прилагательных;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: схема описания насекомых, баноч­ка меда с ложками, предметная картинка с изоб­ражением пчелы (подбирает воспитатель).

Предварительная работа: рассматривание карти­нок, иллюстраций;

чтение художественных текс­тов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и мура­вей».

Игра: «Узнай по описанию».

Ход занятия

Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы)

Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Воспитатель угощает детей медом. Дети рассказыва­ют, какой у меда вкус и запах.

Примерный образец

Это пчела. Пчела - это насекомое. Она малень­кая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называ­ют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семь­ей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчели­ный мед вкусный и очень полезный.

Рассказы детей.

6. Итог занятия.

- О ком составляли рассказ?

- Почему пчелу называют медоносной?

- Какую пользу пчела приносит человеку?

 

Занятие 6.

Тема: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение правильно упот­реблять в речи слова «перелетные», «зимую­щие»;

- закреплять умение синтаксически верно стро­ить предложения;

- упражнять детей в образовании сложных при­лагательных;

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост — значит, это коротко­хвостая утка.

У грача острый клюв — значит, это остроклю­вый грач.

У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы —...

У грача черные крылья —...

У аиста тонкая шея —...

Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, кото­рые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

Физкультминутка. «Кукушка».

                                               

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! Присели. Руками производят волнообразные движения.
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!                                               (М. Клокова) Сидя на корточках, подрыги­вают как лягушки.

 

Итог занятия.

- Как называются птицы, которые на зиму улета­ют в теплые края?

- Полет каких птиц был описан в рассказе?

- Как выстраиваются журавли для полета?

 

Занятие 7.

Тема: Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать и прививать интерес к художест­венному слову.

Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту, пред­метные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает воспитатель).

Предварительная работа: чтение и беседа по про­изведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы».

Лепка: «Грибы в лукошке».

Ход занятия

1. Организационный момент.Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде воспитателя начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем обсуждают, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

Пересказ рассказа детьми.

Итог занятия.

- Куда ходили дети?

- Кто был самым лучшим грибником?

- Какие грибы нельзя класть в корзинку?

Занятие 8.

Тема: Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение строить последовательно свое высказывание;

- активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любознательность к окру­жающей природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота»; игрушки — котенок и дерево.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений живот­ных на картинках. Рассказы детей об их домаш­них питомцах.

Ход занятия.

Организационный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.)

(Из коробочки воспитатель достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (воспитатель выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируе­мым воспитателем действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Воспитатель поме­щает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

- Какое время года изображено на картинках? (Осень).

- Почему вы так думаете? (Потому, что на дере­вьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)

- Что делает Вася?

- Почему он обратил внимание на воробьев?

- Какая мысль пришла ему в голову?

- Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

- Заметили его птицы?

- Почему охота у Васи не удалась?

Физкультминутка. «Кошка».

Осторожно, словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Действия по тексту.
Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. Руками легонько коснуть­ся пола.

 

Примерный рассказ

После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дере­ву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продол­жали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

Итог занятия.

- Чью историю вам пришлось расшифровывать?

- Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

- Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (воспитатель «спрашивает» у игру­шечного котенка и говорит, что Вася очень
удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

 

Занятие 9.

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;

- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к художественно­му слову.

Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображени­ем медведицы, медвежат и охотника (подбирает воспитатель).

Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и мед­ведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?»

Ход занятия

Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произош­ла удивительная история, которую описал Виталий Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, кото­рый пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)

Физкультминутка.

Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. Дети совершают прыж­ки на месте.
Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5раз.
Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.

Итог занятия.

- Как назывался рассказ?

- Чья семья испугала охотника?

- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?

Занятие 10.

Тема: Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рас­сказа;

коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- упражнять в употреблении распространенных предложений;

коррекционно-воспитательная:

- воспитание навыков самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет; схема описания одежды (по Т.А. Ткаченко).

Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержа­ния.

Ход занятия

Объявление темы.

Воспитатель говорит о том, что перед занятием поч­тальон принес письмо для ребят. (Открывает кон­верт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.

Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Воспитатель выставляет предметные картинки с изобра­жением предметов одежды.)

3. Беседа по картинкам.

- Как одним словом назвать эти картинки?

- Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?

Воспитатель выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

- Какого цвета?

- Из какого материала?

- Из каких частей состоит?

- Когда носят?

- Кто носит?

- Может ли надевать Карлсон?

- Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)

Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и воспитатель совместно (например, о плаще), затем об остальных предметах одежды дети составляют рассказы само­стоятельно.

Физкультминутка.

Я умею обуваться, Если только захочу. Топают ногами.
Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью — «малень­кий братец».
Вот они, сапожки. Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног.
Если дождичек пойдет, Наденем калошки.                                   Е. Благинина Топают ногами.

 

Рассказы детей.

Итог занятия.

- Кому помогали на занятии?

- О какой одежде говорили? (Мужской, женс­кой, детской.)

 

Занятие 11.

Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять распространен­ные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных;

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

коррекционно-воспитательная:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.3 с.)