Интегративная отработка элементов интонационной выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности



(мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения звука щ; учить детей на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слу­ховое восприятие, внимание и память; совершенствовать умения и навыки детей выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

На занятии используются строчки из стихотворения «Мойдодыр» К. Чу­ковского:

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Схема проведения занятия

— Послушайте стишок.

— Послушайте внимательно: какой звук я выделила голосом? Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук щ.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (по одному, по двое, хо­ром).

— В каких словах вы услышали звук щ?

— Выделите ударный слог в слове щётки.

— Произнесите стишок, отхлопывая ритм (все вместе, по двое, по одно­му).

— Произнесите первую строчку испуганно, вторую — строго.

— Произнесите, первую строчку медленно, вторую — быстро и наобо­рот.

— Произнесите первую строчку высоким голосом, вторую — низким и наоборот (девочки — мальчики).

Далее дети работают парами.                                       v

Упражнение на развитие выразительности мимики, жестов и движений

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мими­ки, жестов, движений.

Встаньте парами, повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет «зеркалом»: надо повторять все движения того, кто стоит перед «зер­калом». Старайтесь движения повторять точно.

Затей поменяйтесь: зеркало станет ребенком, а ребенок — зеркалом.

Развитие речевого дыхания

Цель: формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рису­нок, на котором изображена «звуковая волна» зеленого цвета (т. к. отрабатывается мягкий согласный звук). В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артикуляция звука ч, синхронизация звука с движениями пальцев рук и глаз; формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 25

Цель:

развитие умения составлять геометрические фигуры из определенного количества спичек, пользуясь приемом построения и пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой фигуры;

упражнять детей в самостоятельном поиске путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения, развивать умения формулировать предположительные способы решения поставленной задачи;

формировать умение конструировать предварительные суждения по пла­нированию предстоящей работы, то есть умения вербализовать в виде учеб­ного высказывания зрительный и мыслительный анализ задачи, предвос­хищать и представлять возможные изменения в фигуре.

Материал: спички без серы в коробочках для каждого ребенка; доска и мел, песочные часы или секундомер.

Заключительное занятие со спичками проводится в усложненной форме — коллективной учебно-игровой деятельности.

Такая организация работы способствует развитию самостоятельности в коллективной творческой деятельности детей, развивает детскую инициа­тиву, пробуждает воображение, вызывает у детей чувство радости от успеш­ных коллективных действий, способствует формированию произвольности в общении и произвольной деятельности в целом.

Для реализации этих задач дети, сидящие за одним столом, самостоя­тельно (без участия педагога) определяют замысел по конструированию из спичек, способы и формы его реализации.

Задания:

— Подумайте, договоритесь, что вы будете делать из данного количества спичек. (Педагог предлагает каждому ребенку достать из коробочки по десять спичек.)

Каждая пара определяет замысел, последовательность, способы действий со спичками. Педагог предлагает выполнить это задание за 3 минуты по песочным часам.

По завершении работы каждая пара демонстрирует свою работу, осталь­ные дети оценивают ее. Затем каждой паре предлагается рассказать, как они договаривались и как выполняли задуманное (последовательно, пооче­редно или совместно).


Итог занятия.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ № 26

Цель: закрепление и совершенствование приемов и способов речемысли-тельной деятельности, произвольности в обучении, произвольного поведе­ния, саморегуляции, навыков коллективного сотрудничества; закрепление контрольно-оценочных действий, самооценки и культуры устной речи.

Материал: демонстрационная таблица размером в-i- листа ватмана.

Посередине листа расположен сказочный герой. От"этого персонажа на­рисованы различные пути (дорожки) в виде точек, черточек, сплошных линий и т.п.

Заканчиваются эти дорожки у квадратов разного цвета, на которых на­клеены геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоуголь­ник) так же разных цветов. Отдельно, на альбомном листе, нарисованы до­рожки, для того чтобы дети выбрали рисунок дорожки и назвали его.

Педагог предлагает детям разбиться на пары по желанию, договориться, какую дорожку они выбирают, назвать ее громко и отчетливо (обязатель­ное условие — остальным не называть ранее выбранную дорожку).

Далее пара договаривается и формулирует задание для всех детей груп­пы (задание подбирается из материала всех занятий, любой их части).

Демонстрационная таблица

                               


Примерный ход занятия

После того, как дети обсудили задание, договорились, педагог спраши­вает пару, которая готова отвечать. А другим детям предлагается запоми­нать и оценивать деятельность отвечающей пары и ответы других детей.

Первая пара: Мы выбрали дорожку «точка — тире». Мы пришли к крас­ному квадрату с желтым кругом.

Педагог:      Проверьте, не ошиблись дети. Вы подобрали задание для

всех детей?

Первая пара: Скажите, пожалуйста, в какой скороговорке встречается слово иголки? Проговорите эту скороговорку громко и быстро.

Все дети:   Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

Вторая пара: Мы выбрали дорожку точками и пришли к желтому квад­рату с синим треугольником.

Задание такое: пусть мальчики покажут, как тает сосуль­ка весной.

Третья пара: Мы выбрали волнистую дорожку и пришли к красному квадрату с синим кругом.

Педагог:      Правильно, дети?

Дети:          Нет, они ошиблись — они шли по дорожке, которая из

палочек.

Третья пара: Мы ошиблись, мы пошли не по той дорожке. Мы пришли к синему квадрату с красным прямоугольником.

Задание такое: какая получится геометрическая фигура, если взять два треугольника из конверта и присоединить широкую сторону одного треу­гольника к широкой стороне другого?

Каждая пара проводит аналогичную работу.

Такое завершение учебного года вызывает у детей положительные эмо­ции, радость сопричастности к общему делу, гордость за свои успехи и успехи своих товарищей.


[*] Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической выразительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.008 с.)