Интегративная отработка элементов интонационной выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности



(мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения звука ч; учить детей на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слухо­вое восприятие, внимание и память; совершенствовать умения и навыки детей выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

На занятии используется ритмический текст:

Ты кричишь — и я кричу,

Ты молчишь — и я молчу.

Схема проведения занятия

— Послушайте, пожалуйста, стишок.

— Послушайте внимательно: какой звук я выделила голосом? Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук ч.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (по одному, по двое, хо­ром).

— В каких словах вы услышали звук ч?

— Выделите ударный слог в слове кричу.

— Произнесите эти строчки, отхлопывая ритм (все вместе, по двое, по одному).

— Произнесите сердито, возмущенно, весело, задорно.

— Произнесите, первую строчку громко, вторую — очень тихо; высоким голосом и низким; медленно и быстро.

— Произнесите первую строчку с вопросительной интонацией, вторую — с восклицательной и наоборот.

Далее дети работают парами.

Упражнение на развитие выразительности мимики, жестов

и движений

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мими­ки, жестов, движений.

Встаньте парами, повернитесь лицом друг к другу. Покажите, что вы пос­сорились и обиделись друг на друга. Вы сердитесь всё больше и больше, но вот кто-то из вас улыбнулся — и вы помирились. Улыбнитесь друг другу.

Развитие речевого дыхания

Цель: формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рису­нок, на котором изображена «звуковая волна» зеленого цвета (т. к. отрабатывается мягкий согласный звук). В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артикуляция звука рь, синхронизация звука с движениями пальцев рук и глаз; формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.

 

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 24

Цель:

развитие умения составлять геометрические фигуры из определенного количества спичек, пользуясь приемом построения и пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой фигуры;

упражнять детей в самостоятельном поиске путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода работы, развивать умения формулировать предположительные способы решения поставленной задачи; формировать умения конструировать предварительные суждения по планированию предстоящей работы, то есть умения вербализовать в виде учебного высказывания зрительный и мыслительный анализ задачи, пред­восхищать и представлять возможные изменения в фигуре.

Материал: спички без серы в коробочках для каждого ребенка; доска и мел, песочные часы или секундомер.

Задания:

Педагог: Как вы думаете, какая геометрическая фигура может получить­ся из четырёх спичек? На предыдущих занятиях вы хорошо справились с заданием.

Дети: Квадрат, четырехугольник.

Педагог: Составьте, пожалуйста, квадрат, сторона, которого — одна спич­ка. Сколько вам потребуется спичек?

Дети: Четыре спички.

Педагог: Теперь задание потруднее. Составьте, пожалуйста, из десяти спи­чек три квадрата. Не спешите, обдумайте, ищите свой ход ре­шения. На это задание я даю вам 2 минуты. Задание трудное потому, что, выполняя его, вы должны ориентироваться во времени.

По истечении 2-х минут педагог просит встать у своего стола детей, вы­полнивших задание. Если ребенок не справился с заданием, то в ходе отчетов детей о последовательности действий он находит правильные решение.

Маша: Я вспомнила, как мы делали задание с треугольниками. Я к стороне квадрата приложила три спички, и получилось два квадрата, потом я взяла еще три спички и приложила их ко второму квадрату — получилось три квадрата, а спичек мне по­требовалось десять штук.

Педагог: Кто сделал по-другому? Или у всех так же?

Саша: А я расположила по-другому. Маша расположила квадраты слева направо, а я — сверху вниз. Я тоже приложила к квадрату три спички — получилось два квадрата. Затем к двум квадратам я положила еще три спички — и получилось три квадрата из десяти спичек.

Педагог, обращаясь к детям, которые не справились с заданием, спра­шивает, понятно ли им теперь и могут ли они выполнить задание.

Педагог: Вот теперь все справились с заданием. Молодцы!

Послушайте еще задание. Сколько нужно убрать спичек, что, бы получился один прямоугольник?

 

— Расскажите, как вы это делали. Дети дают словесный отчет о проделанной работе.

Далее им предлагается в течение одной минуты подумать, что ещё мож­но выложить из имеющихся десяти спичек. Затем педагог устанавливает песочные часы на 1 минуту и предлагает реализовать каждому свой замы­сел.

Когда все дети выполнят задания, им предлагают посмотреть и оценить работы своих товарищей. По желанию, детям предлагается рассказать, чем им понравилась работа товарищей (по сравнению с собственной).

Итог занятия.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ № 25

Артикуляционные упражнения

Цель: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого ап­парата; совмещение движений артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика).

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух паль­цев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет «два» фиксируем открытое положение рта.

На счет «три» рот закрыт.

Показ кистью руки: 4 пальца вместе ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускает­ся вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка мышц языка

Упражнение 1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Упражнение повторяется 4—6 раз.

Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 2.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки.

На счет «два» — внутренней стороны правой щеки.

Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом не­обходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные паль­цы собраны в кулак.

Упражнение 3.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение.

Упражнение повторить 3—4 раза.

Кисть руки — пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы выпрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.)