Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность семейной жизнедеятельности

Поиск

 

В социологии и психологии семьи классифицируются такие типы семей как патриархальные, детоцентристские и супруже-

ские. О первом типе шла речь выше,при анализе авторитарноймодели брачно-семейных отношений с мужским лидерством. В патриархальной семье расстановка сил наиболее традиционная, привычная россиянину. Здесь отец – глава семьи, мать – человек ему близкий по духу, опора и помощница отца. Оба – безусловные авторитеты для детей. Дети воспитываются в строгости, требова­ ния к ним высоки. Любовь родительская проявляется в заботе о ребёнке, стремлении создать для него все необходимые условия для роста и развития. В патриархальных семьях дети и ценят, и любят, и уважают родителей, подпитываются их примером, стре­ мятся оправдать возложенные на них ожидания. При совпадении стратегий воспитания со стороны обоих родителей обстановка в семье складывается наиболее бесконфликтной.

 

Детоцентристские семьи отличает слепое поклонение«боже­ству» – ребёнку. Если он один на супружескую пару и две семьи родителей супругов, то, как правило, это очень избалованный и слабоуправляемый ребёнок. Если в семье двое детей, то тут из­ быток заботы достаётся тому, кто родился последним. Первый, старший поневоле становится родительским помощником в деле воспитания младшего ребёнка.

 

Если разница в возрасте между детьми велика, то родителям нелегко победить соблазн превратить своё наслаждение рождени­ ем второго малыша в процесс его действительного воспитания. Формируемые в детоцентристской семье ценности уводят от под­ линного чадолюбия к его искажённой форме – к наслаждению отцом и матерью своей семейной жизнью, родительством в его внешнем проявлении, даже если это уход за ребёнком. В таких се­ мьях дети оказываются втянутыми во взрослые виды деятельно­ сти – в престижный родительский досуг с посещениями дальних


 

26


экзотических стран; в игры с электронной техникой, а затем и в зависимость от неё; в участие малышей в разного рода конкурсах на звание самого красивого и ухоженного чада; в стимулирование интереса дошкольника к своей внешности; в стремление привить ребёнку потребность в престижном же потреблении, включая ин­ теллектуальные развлечения – изучение иностранного языка, заня­ тия модными видами спорта, вождение автомобиля и т. д. в ущерб естественному психическому и физическому развитию.

 

В любом своём варианте детоцентризм вреден, поскольку он разрушает доверительный тон общения с детьми, навсегда закре­ пляет стереотип отношений «маленький-большой», «взрослый-ребёнок», «имеющий права-не имеющий прав» и т. п. Этот стиль отношений старших и младших обрекает их участников на кон­ фликтность, порождает неудовлетворённость воспитательным процессом и у старших, и у младших членов семьи на всём про­ тяжении её функционирования.

Супружеская семья противостоит патриархальной,традицион­ной. Акцент здесь ставится на брачной паре, чувствах мужчины и женщины друг к другу, их внутреннем мире, взаимопонимании. Супруги – мужчина и женщина, выбравшие друг друга, приняв­ шие решение прожить всю жизнь вместе, и их брак в немалой сте­ пени держится на сексуальных отношениях, на той интимной, до­ верительной ноте, которая подчёркивает значение партнёров друг для друга.

 

Супруги могут долгое время избегать рождений детей, черпая наслаждение во всём строе своей жизни. Ребёнок, родившийся в таком браке, может стать помехой для творческой или профессио­ нальной деятельности своих родителей, вызывая тем самым чув­ ство разочарования и раздражения. Его могут предоставить самому себе, передать на попечение бабушкам и дедушкам или обществу в лице няни, гувернантки, учреждений дошкольного, внешкольного образования и воспитания. В таком типе семьи возможна ревность единственного сына, единственной дочери по отношению к отцу, матери, занятым друг другом и/или своей работой, но не ребёнком. Дети относятся к родителям, проявляющим б о льшую нежность и заботу друг к другу, чем к ним, настороженно, их самооценка падает.


 

27


Уровень развития семьи

 

Для анализа семейной ситуации полезно типологизировать се­ мьи по уровню их развития. Различаются психологический и соци-альный уровни развития семьи.

 

Психологический уровень фиксирует такие семейные особен­ности как социальная зрелость, семейная социализированность са­ мих супругов. Далеко не каждый человек готов к семейной жизни, понимает истинное назначение семьи как социального института.

 

В эпоху индивидуализма, в обществе потребления формируются ценности успеха материального, продвижения профессионально­ го, карьерного. Умение уступать партнёру, идти на компромисс в решении спорных вопросов семейной жизни у молодых поколений постепенно атрофируется.

 

Между тем в семье важна не только социально-психологическая и сексуальная совместимость, не менее важна совместимость иде­ ологическая, ценностно-смысловая. Если совпадают ценности, и они носят просемейный (фамилистический) характер, серьёзных конфликтов между супругами быть не должно. Сложнее, если

 

партнёры­ настроены на разные лады – одному важнее служебная карьера, другой – воспитание детей: ссоры между ними непремен­ но будут случаться.

 

В семье должна сложиться и развиваться по мере накопления семейного стажа культура общения и взаимодействия, под которой подразумеваются навыки межличностной коммуникации, умение слышать партнёра, чувствовать его настроение, избегать межлич­ ностной напряжённости. Каждый человек находит и применяет различные приёмы блокировки негативных проявлений партнёра в семье, тут всё зависит от стажа семейной жизни. Чем дольше супруги живут рядом, тем легче схватывают нюансы ситуации, тем тоньше определяют признаки накопления раздражения, усталости, агрессии в поведении друг друга.

Социальный уровень определяется по социально-экономи­ческому положению супругов. Место работы, род занятости, уро­ вень доходов каждого становятся мерилом семейного благополу­ чия. Если в семье есть неработающие люди, малообеспеченные


 

28


пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние дети, то возрастает её иждивенческая нагрузка, и очень важно, чтобы семейные до­ ходы пополнялись из разных источников.

 

Пример: муж работает на производстве, жена помимо работы по уходу за малолетним ребёнком имеет собственные постоянные доходы – от уроков репетиторства, творческой студии, организации домашнего детского сада, временной занятости в образовательной сфере (работа на разного рода курсах) и т. п. Либо при работающей жене муж подрабатывает на собственном автомобиле в качестве шофёра такси, содержит в хозяйстве домашних животных, птицу, занимается кустарным промыслом и т. д.

 

В таком случае благополучной можно назвать такую семью, в которой совмещены на одном – высоком уровне и социальные, и психологические характеристики: семья обеспечена жильём высо­ кого качества, имеет постоянные и устойчивые доходы, удовлет­ ворены её материальные, физиологические, психологические и культурные потребности, сформирован благоприятный социально-психологический климат, где присутствуют взаимопонимание как между супругами, так и между родителями и детьми, каждый член семьи удовлетворён своим членством в ней, стремится его сохра­ нить и упрочить.

 

Достичь высокого уровня развития непросто. На низком уровне развития окажутся молодые семьи, не имеющие ни знаний, ни на­ выков ведения совместного хозяйства и общежития. Там же будут семьи в повторных браках, где один или оба партнёра несут в но­ вый союз свой негативный опыт семейного взаимодействия. В эту группу войдут семьи – сожительства, где партнёры официально не принадлежат к семейной группе, а потому их обязательства друг перед другом самые поверхностные.

 

Социально и психологически не защищены семьи лиц с фи­ зическими или психическими отклонениями, социально неза­ щищенные семьи, где взрослые потеряли работу, утратили дом

 

и имущество, получили статус беженцев и переселенцев. В этой категории семьи из двух престарелых, из опекунов и детей-сирот. Здесь же многодетные семьи, семьи лиц с невысоким уровнем образования, низким социальным статусом, не позволяющим им


 

29


находить соответствующие источники доходов. Особое положе­ ние у семей из «социального дна» – алкоголиков, наркоманов, лиц, вернувшихся из мест заключения, зарабатывающих про­ ституцией и т. п. Во внимании нуждаются и конфликтные семьи, в которых растут дети.

 

Средний уровень развития демонстрируют семьи,которые неимеют проблем с работой, а жильё и прочие материальные блага накоплены и находятся в удовлетворительном состоянии. Чаще это семьи, просуществовавшие свыше пяти лет, в них растут дети, их члены испытывают самые положительные эмоции от взаимодей­ ствия и общения друг с другом.

 

В таких семьях брачные партнёры находятся либо на уровне личностного развития выше среднего, либо на высоком уровне. В них легче складывается психологическая совместимость, партнё­ ров в целом удовлетворяет качество взаимоотношений.

 

В число семей со средним уровнем развития попадут семьи людей со средним профессиональным и с высшим образованием, городские и сельские, занятые как интеллектуальным, так и фи­ зическим квалифицированным и высококвалифицированным тру­ дом, не занимающие высокого социального положения, но поль­ зующиеся уважением в своём окружении.

 

Высокий уровень коррелирует с накопленным семейным опы­том, стажем супружества от 10 лет и выше. Личности супругов специфичны их высокой толерантностью друг по отношению к другу, высокой культурой взаимоотношений. Супруги дорожат семейным союзом, симпатизируют друг другу, совместно растят детей, ведут хозяйство, не перекладывают друг на друга внутрисе­ мейные обязанности, стремятся избежать конфликтных ситуаций, берегут достоинство партнёра. Если случаются ссоры, то они не приводят к длительному прерыванию отношений, не порождают значительное расхождение во взглядах.

 

С точки зрения данной типологии характеристика качества взаимоотношений в семье становится важнейшим показателем се­мейного благополучия.

 

Типы семей можно обозначить здесь таким образом:


 

30


– семья благополучная, где присутствуют ощущение счастья, совместимость характеров и интересов супругов, совместная дея­ тельность по реализации семейных функций;

 

– семья проблемная, где ввиду наличия объективных трудно­ стей – жилищных, материальных возникают напряжённые отно­ шения и недовольство друг другом;

 

– семья конфликтная, когда присутствуют различия в ценност­ ных ориентациях, социально-психологическая несовместимость партнёров, где общесемейная дельность затруднена;

 

– семья распавшаяся, с уходом одного из партнёров из дома, наличием незарегистрированных отношений с другими партнёра­ ми, неполноценным исполнением супругов родительских обязан­ ностей;

 

– семьи социально неблагополучные, дезорганизованные, где практикуются пьянство, наркомания, проституция, криминальный промысел, безответственное отношение к семье, своим супруже­ ским и родительским обязанностям.

 

Число детей в семье

 

Выделяют такие типы семей как однодетные, малодетные (1– 2 ребёнка), среднедетные (3– 4 ребёнка) и многодетные (пять де­ тей и выше).

 

Число детей в семье определяет взаимоотношения между членами семьи, её образ жизни. В однодетной семье ребёнок за­ частую избалован, занимает исключительное положение и порой играет роль диктатора. Другая крайность – отношение к нему, как

 

к игрушке, которой взрослый диктует свою волю и лишает её уве­ ренности в себе.

В двухдетной семье возникает взаимодействие поколений, могут образовываться союзы между старшими и младшими либо союзы по вертикали: один ребёнок солидарен с отцом, другой – с матерью; как вариант – дети взаимодействуют с одним из родите­ лей, второй занимает позицию невмешательства.

 

Если в семье трое и более детей, то здесь специфичны ста­ тусы каждого ребёнка. Старший ответственен за младших, за порядок в доме. Средний защищён от требований родителей по­


 

31


кровительством старшего и в которой возможны союзы. Работать с многодетной семьёй, особенно если это расширенная семья, с прародителями или хотя бы одним из них, – задача не из лёгких, учитывая, что чем больше людей, тем больше характеров и их влияния на ситуацию. Однако есть здесь и важное преимущество

 

– это возможность коллективного воздействия на индивида, апел­ ляция к семье как к коллективному субъекту влияния на отдель­ ного её члена.

 

Многодетные семьи, состоящие из семи-восьми детей и более, встречаются на практике очень редко, однако ясно то, что наличие такого числа детей – сознательный выбор их родителей. Родите­ ли сосредоточены именно на воспитательной функции, в тесной связи с которой находится функция экономическая, направленная на удовлетворение многочисленных потребностей членов такой семьи. Супружеские отношения сохраняются на самом высоком уровне, между супругами складываются отношения самые тес­ ные, интимные, поскольку их объединяет самое дорогое, что мо­ жет быть в семье, – чувство материнства и отцовства.

 

Семьи с числом детей около десяти и выше создаются по большей части на селе, зачастую это семьи священнослужителей. Морально-психологический климат в них наиболее благоприят­ ный: дети дружат между собой, поддерживают друг друга, пре­ даны своим родителям, окружены родительскими вниманием и заботой, легко отдают свою любовь младшим братьям и сёстрам, поскольку не обделены ею в большом семейном коллективе.

 

В больших семьях может быть один родитель, порой это отец, однако сам детский коллектив его дисциплинирует, фор­ мирует векторы его практической деятельности по содержанию семьи и уходу за детьми. Неблагополучными такие семьи не становятся.

 

Проблемные многодетные семьи – те, где отец или мать не име­ ют работы или сохраняют вредные привычки. В таких случаях се­ мья нуждается в опеке со стороны общества, государства, включая учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и искусства, спорта, правоохранительные и т. п.


 

 

32




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.008 с.)