Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленность семейной жизнедеятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В социологии и психологии семьи классифицируются такие типы семей как патриархальные, детоцентристские и супруже- ские. О первом типе шла речь выше,при анализе авторитарноймодели брачно-семейных отношений с мужским лидерством. В патриархальной семье расстановка сил наиболее традиционная, привычная россиянину. Здесь отец – глава семьи, мать – человек ему близкий по духу, опора и помощница отца. Оба – безусловные авторитеты для детей. Дети воспитываются в строгости, требова ния к ним высоки. Любовь родительская проявляется в заботе о ребёнке, стремлении создать для него все необходимые условия для роста и развития. В патриархальных семьях дети и ценят, и любят, и уважают родителей, подпитываются их примером, стре мятся оправдать возложенные на них ожидания. При совпадении стратегий воспитания со стороны обоих родителей обстановка в семье складывается наиболее бесконфликтной.
Детоцентристские семьи отличает слепое поклонение«божеству» – ребёнку. Если он один на супружескую пару и две семьи родителей супругов, то, как правило, это очень избалованный и слабоуправляемый ребёнок. Если в семье двое детей, то тут из быток заботы достаётся тому, кто родился последним. Первый, старший поневоле становится родительским помощником в деле воспитания младшего ребёнка.
Если разница в возрасте между детьми велика, то родителям нелегко победить соблазн превратить своё наслаждение рождени ем второго малыша в процесс его действительного воспитания. Формируемые в детоцентристской семье ценности уводят от под линного чадолюбия к его искажённой форме – к наслаждению отцом и матерью своей семейной жизнью, родительством в его внешнем проявлении, даже если это уход за ребёнком. В таких се мьях дети оказываются втянутыми во взрослые виды деятельно сти – в престижный родительский досуг с посещениями дальних
26 экзотических стран; в игры с электронной техникой, а затем и в зависимость от неё; в участие малышей в разного рода конкурсах на звание самого красивого и ухоженного чада; в стимулирование интереса дошкольника к своей внешности; в стремление привить ребёнку потребность в престижном же потреблении, включая ин теллектуальные развлечения – изучение иностранного языка, заня тия модными видами спорта, вождение автомобиля и т. д. в ущерб естественному психическому и физическому развитию.
В любом своём варианте детоцентризм вреден, поскольку он разрушает доверительный тон общения с детьми, навсегда закре пляет стереотип отношений «маленький-большой», «взрослый-ребёнок», «имеющий права-не имеющий прав» и т. п. Этот стиль отношений старших и младших обрекает их участников на кон фликтность, порождает неудовлетворённость воспитательным процессом и у старших, и у младших членов семьи на всём про тяжении её функционирования. Супружеская семья противостоит патриархальной,традиционной. Акцент здесь ставится на брачной паре, чувствах мужчины и женщины друг к другу, их внутреннем мире, взаимопонимании. Супруги – мужчина и женщина, выбравшие друг друга, приняв шие решение прожить всю жизнь вместе, и их брак в немалой сте пени держится на сексуальных отношениях, на той интимной, до верительной ноте, которая подчёркивает значение партнёров друг для друга.
Супруги могут долгое время избегать рождений детей, черпая наслаждение во всём строе своей жизни. Ребёнок, родившийся в таком браке, может стать помехой для творческой или профессио нальной деятельности своих родителей, вызывая тем самым чув ство разочарования и раздражения. Его могут предоставить самому себе, передать на попечение бабушкам и дедушкам или обществу в лице няни, гувернантки, учреждений дошкольного, внешкольного образования и воспитания. В таком типе семьи возможна ревность единственного сына, единственной дочери по отношению к отцу, матери, занятым друг другом и/или своей работой, но не ребёнком. Дети относятся к родителям, проявляющим б о льшую нежность и заботу друг к другу, чем к ним, настороженно, их самооценка падает.
27 Уровень развития семьи
Для анализа семейной ситуации полезно типологизировать се мьи по уровню их развития. Различаются психологический и соци-альный уровни развития семьи.
Психологический уровень фиксирует такие семейные особенности как социальная зрелость, семейная социализированность са мих супругов. Далеко не каждый человек готов к семейной жизни, понимает истинное назначение семьи как социального института.
В эпоху индивидуализма, в обществе потребления формируются ценности успеха материального, продвижения профессионально го, карьерного. Умение уступать партнёру, идти на компромисс в решении спорных вопросов семейной жизни у молодых поколений постепенно атрофируется.
Между тем в семье важна не только социально-психологическая и сексуальная совместимость, не менее важна совместимость иде ологическая, ценностно-смысловая. Если совпадают ценности, и они носят просемейный (фамилистический) характер, серьёзных конфликтов между супругами быть не должно. Сложнее, если
партнёры настроены на разные лады – одному важнее служебная карьера, другой – воспитание детей: ссоры между ними непремен но будут случаться.
В семье должна сложиться и развиваться по мере накопления семейного стажа культура общения и взаимодействия, под которой подразумеваются навыки межличностной коммуникации, умение слышать партнёра, чувствовать его настроение, избегать межлич ностной напряжённости. Каждый человек находит и применяет различные приёмы блокировки негативных проявлений партнёра в семье, тут всё зависит от стажа семейной жизни. Чем дольше супруги живут рядом, тем легче схватывают нюансы ситуации, тем тоньше определяют признаки накопления раздражения, усталости, агрессии в поведении друг друга. Социальный уровень определяется по социально-экономическому положению супругов. Место работы, род занятости, уро вень доходов каждого становятся мерилом семейного благополу чия. Если в семье есть неработающие люди, малообеспеченные
28 пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние дети, то возрастает её иждивенческая нагрузка, и очень важно, чтобы семейные до ходы пополнялись из разных источников.
Пример: муж работает на производстве, жена помимо работы по уходу за малолетним ребёнком имеет собственные постоянные доходы – от уроков репетиторства, творческой студии, организации домашнего детского сада, временной занятости в образовательной сфере (работа на разного рода курсах) и т. п. Либо при работающей жене муж подрабатывает на собственном автомобиле в качестве шофёра такси, содержит в хозяйстве домашних животных, птицу, занимается кустарным промыслом и т. д.
В таком случае благополучной можно назвать такую семью, в которой совмещены на одном – высоком уровне и социальные, и психологические характеристики: семья обеспечена жильём высо кого качества, имеет постоянные и устойчивые доходы, удовлет ворены её материальные, физиологические, психологические и культурные потребности, сформирован благоприятный социально-психологический климат, где присутствуют взаимопонимание как между супругами, так и между родителями и детьми, каждый член семьи удовлетворён своим членством в ней, стремится его сохра нить и упрочить.
Достичь высокого уровня развития непросто. На низком уровне развития окажутся молодые семьи, не имеющие ни знаний, ни на выков ведения совместного хозяйства и общежития. Там же будут семьи в повторных браках, где один или оба партнёра несут в но вый союз свой негативный опыт семейного взаимодействия. В эту группу войдут семьи – сожительства, где партнёры официально не принадлежат к семейной группе, а потому их обязательства друг перед другом самые поверхностные.
Социально и психологически не защищены семьи лиц с фи зическими или психическими отклонениями, социально неза щищенные семьи, где взрослые потеряли работу, утратили дом
и имущество, получили статус беженцев и переселенцев. В этой категории семьи из двух престарелых, из опекунов и детей-сирот. Здесь же многодетные семьи, семьи лиц с невысоким уровнем образования, низким социальным статусом, не позволяющим им
29 находить соответствующие источники доходов. Особое положе ние у семей из «социального дна» – алкоголиков, наркоманов, лиц, вернувшихся из мест заключения, зарабатывающих про ституцией и т. п. Во внимании нуждаются и конфликтные семьи, в которых растут дети.
Средний уровень развития демонстрируют семьи,которые неимеют проблем с работой, а жильё и прочие материальные блага накоплены и находятся в удовлетворительном состоянии. Чаще это семьи, просуществовавшие свыше пяти лет, в них растут дети, их члены испытывают самые положительные эмоции от взаимодей ствия и общения друг с другом.
В таких семьях брачные партнёры находятся либо на уровне личностного развития выше среднего, либо на высоком уровне. В них легче складывается психологическая совместимость, партнё ров в целом удовлетворяет качество взаимоотношений.
В число семей со средним уровнем развития попадут семьи людей со средним профессиональным и с высшим образованием, городские и сельские, занятые как интеллектуальным, так и фи зическим квалифицированным и высококвалифицированным тру дом, не занимающие высокого социального положения, но поль зующиеся уважением в своём окружении.
Высокий уровень коррелирует с накопленным семейным опытом, стажем супружества от 10 лет и выше. Личности супругов специфичны их высокой толерантностью друг по отношению к другу, высокой культурой взаимоотношений. Супруги дорожат семейным союзом, симпатизируют друг другу, совместно растят детей, ведут хозяйство, не перекладывают друг на друга внутрисе мейные обязанности, стремятся избежать конфликтных ситуаций, берегут достоинство партнёра. Если случаются ссоры, то они не приводят к длительному прерыванию отношений, не порождают значительное расхождение во взглядах.
С точки зрения данной типологии характеристика качества взаимоотношений в семье становится важнейшим показателем семейного благополучия.
Типы семей можно обозначить здесь таким образом:
30 – семья благополучная, где присутствуют ощущение счастья, совместимость характеров и интересов супругов, совместная дея тельность по реализации семейных функций;
– семья проблемная, где ввиду наличия объективных трудно стей – жилищных, материальных возникают напряжённые отно шения и недовольство друг другом;
– семья конфликтная, когда присутствуют различия в ценност ных ориентациях, социально-психологическая несовместимость партнёров, где общесемейная дельность затруднена;
– семья распавшаяся, с уходом одного из партнёров из дома, наличием незарегистрированных отношений с другими партнёра ми, неполноценным исполнением супругов родительских обязан ностей;
– семьи социально неблагополучные, дезорганизованные, где практикуются пьянство, наркомания, проституция, криминальный промысел, безответственное отношение к семье, своим супруже ским и родительским обязанностям.
Число детей в семье
Выделяют такие типы семей как однодетные, малодетные (1– 2 ребёнка), среднедетные (3– 4 ребёнка) и многодетные (пять де тей и выше).
Число детей в семье определяет взаимоотношения между членами семьи, её образ жизни. В однодетной семье ребёнок за частую избалован, занимает исключительное положение и порой играет роль диктатора. Другая крайность – отношение к нему, как
к игрушке, которой взрослый диктует свою волю и лишает её уве ренности в себе. В двухдетной семье возникает взаимодействие поколений, могут образовываться союзы между старшими и младшими либо союзы по вертикали: один ребёнок солидарен с отцом, другой – с матерью; как вариант – дети взаимодействуют с одним из родите лей, второй занимает позицию невмешательства.
Если в семье трое и более детей, то здесь специфичны ста тусы каждого ребёнка. Старший ответственен за младших, за порядок в доме. Средний защищён от требований родителей по
31 кровительством старшего и в которой возможны союзы. Работать с многодетной семьёй, особенно если это расширенная семья, с прародителями или хотя бы одним из них, – задача не из лёгких, учитывая, что чем больше людей, тем больше характеров и их влияния на ситуацию. Однако есть здесь и важное преимущество
– это возможность коллективного воздействия на индивида, апел ляция к семье как к коллективному субъекту влияния на отдель ного её члена.
Многодетные семьи, состоящие из семи-восьми детей и более, встречаются на практике очень редко, однако ясно то, что наличие такого числа детей – сознательный выбор их родителей. Родите ли сосредоточены именно на воспитательной функции, в тесной связи с которой находится функция экономическая, направленная на удовлетворение многочисленных потребностей членов такой семьи. Супружеские отношения сохраняются на самом высоком уровне, между супругами складываются отношения самые тес ные, интимные, поскольку их объединяет самое дорогое, что мо жет быть в семье, – чувство материнства и отцовства.
Семьи с числом детей около десяти и выше создаются по большей части на селе, зачастую это семьи священнослужителей. Морально-психологический климат в них наиболее благоприят ный: дети дружат между собой, поддерживают друг друга, пре даны своим родителям, окружены родительскими вниманием и заботой, легко отдают свою любовь младшим братьям и сёстрам, поскольку не обделены ею в большом семейном коллективе.
В больших семьях может быть один родитель, порой это отец, однако сам детский коллектив его дисциплинирует, фор мирует векторы его практической деятельности по содержанию семьи и уходу за детьми. Неблагополучными такие семьи не становятся.
Проблемные многодетные семьи – те, где отец или мать не име ют работы или сохраняют вредные привычки. В таких случаях се мья нуждается в опеке со стороны общества, государства, включая учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и искусства, спорта, правоохранительные и т. п.
32
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.008 с.) |