Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления



Термин «автоматизированные системы управления» (АСУ) впервые появился в 1960-х гг. в связи с внедрением систем управления производством на машиностроительных предприятиях нашей страны.

Понятие «система» широко распространено как в общенаучной и специальной литературе, так и в повседневной жизни. Обычно оно используется в качестве синонима совокупности, комплекса определенных реальных объектов. Перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на параметры ее элементов и есть управление системой. Общее определение управления можно сформулировать так: управление системой — это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

Ниже перечислены функции управления:

•     выработка управляющей информации, соответствующей программе управления;

•     передача ее объекту управления;

•     получение и анализ информации от объекта управления, характеризующей его фактическое поведение;

•     корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления.

Системой управления называют систему, в которой осуществляются указанные функции управления и всегда можно выделить как минимум две подсистемы — управляющую (субъект) и управляемую (объект). Воздействие субъекта управления на объект управления должно быть целенаправленным.

Задачи управления могут быть различными как по характеру, так и по объему. Весьма важна также сфера управления. Обычно выделяют три основные сферы управления:

1) управление орудиями труда, системами машин, производственными и иными процессами, происходящими при целенаправленном воздействии человека на предметы труда и процессы природы;

2) управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;

3) управление процессами.

Современное промышленное производство в любых областях промышленности объединяет в себе сложный комплекс инженерно-технических средств, коммуникаций, технологических цепочек, состоящих из механического оборудования с различными типами приводов (например, электропривод, пневмопривод). Одновременно один технологический процесс могут обеспечивать до нескольких десятков различных устройств, механизмов и систем, выполняющих свои функции. Задача системы автоматизации — обеспечить наиболее рациональное (оптимальное) взаимодействие всего оборудования, входящего в технологическую цепь производственного процесса. Благодаря автоматизации производственных процессов достигаются:

•     экономия энергоресурсов;

•     оптимизация режимов работы технологического оборудования, увеличение его ресурса;

•     предупреждение аварийных ситуаций и снижение аварийности оборудования;

•     обеспечение безопасности технологического персонала;

•     оптимизация численности технологического персонала, создание безлюдных технологий.

Понятие «управление процессом» можно рассматривать как деятельность по обеспечению заданного качества, как правило, продукта. В простейшем случае технологический процесс представляет собой объект (рис. 2.74), на входе которого действует переменная x(t), характеризующая свойство какого-либо сырья, а на выходе — переменная y(t), представляющая собой свойство готового продукта.

Рис. 2.74. Технологический процесс как простой объект

 

Однако в реальной жизни технологический процесс — это сложный многомерный объект, на который влияют многочисленные свойства сырья и его характеристики, а также параметры процесса, описывающие условия его протекания: температуру, скорость, давление и т.д. В результате характеристики продукта также многомерны — химический состав, качество, стоимость, количество.

Так как сложный технологический процесс представляет собой цепочку операций, возникает необходимость определить функции, которые предпочтительно следует выполнять человеку, и функции, которые предпочтительно следует выполнять компьютеру или другим техническим устройствам. В этой связи вводится термин «автоматизированная система», т.е. система, функции которой разделены между человеком и техникой.

Цель создания АСУ заключается в обеспечении наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения поставленных перед ним задач. Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития.

Согласно ГОСТ 24.104–85 «Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования» АСУ в необходимых объемах должна автоматизированно выполнять:

•     сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т.п.) о состоянии объекта управления;

•     выработку управляющих воздействий (программ, планов и т.п.);

•     передачу управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение и ее контроль;

•     реализацию и контроль выполнения управляющих воздействий;

•     обмен информацией (документами, сообщениями и т.п.) с взаимосвязанными автоматизированными системами.

Программное обеспечение АСУ должно обладать следующими свойствами:

•     функциональная достаточность (полнота);

•     надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);

•     адаптируемость;

•     модифицируемость;

•     модульность построения;

•     удобство эксплуатации.

Термин «автоматическая» подчеркивает возможность управляющих устройств взаимодействовать с управляемым объектом самостоятельно, без участия человека.

Классификацию систем управления можно осуществлять по таким признакам:

•     степень автоматизации функций управления;

•     степень сложности системы;

•     обусловленность действия;

•     тип объекта управления и др.

В зависимости от степени автоматизации функции управления различают ручное, автоматизированное и автоматическое управление.

Например, металлорежущие станки оборудуются механизмом, обычно состоящим из салазок, шпинделей, ходовых винтов и столов с поперечным и продольным перемещением, который позволяет перемещать инструмент относительно обрабатываемой детали. При ручном управлении станком программу обработки задает рабочий после изучения чертежа детали. Он определяет порядок переходов при обработке различных поверхностей, число рабочих ходов, необходимый инструмент для его смены, режим резания и т.д.

В автоматизированных станках автоматизированы отдельные элементы рабочего цикла, например, движение подачи, движение врезания шлифовального круга в заготовку, правка шлифовального круга и т.п. Автоматизированные станки бывают специализированными или специальными. Специализированные станки предназначены для выполнения определенных операций при обработке конструктивно и технологически подобных изделий подобной геометрической формы, но различных размеров в определенном диапазоне. Специальные станки используют только в массовом производстве, они предназначены для выполнения одной операции при обработке изделий одного наименования.

При автоматической (по программе) обработке на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) действия оператора в процессе изготовления детали сведены к минимуму. Соответственно исключаются негативные факторы, имеющие место при ручном управлении (усталость рабочего, отвлечение его внимания внешними воздействиями).

Другое преимущество применения технологии ЧПУ заключается в более точном изготовлении детали. Однажды отлаженная управляющая программа может быть использована на станке с ЧПУ для производства 2, 10 или 1000 абсолютно идентичных деталей, причем при полном соблюдении требований к точности и взаимозаменяемости.

Наконец, еще одним преимуществом от применения любого оборудования с ЧПУ является гибкость. Программное управление означает, что изготовление разных деталей сводится к простой замене управляющей программы. Ранее проверенная управляющая программа может быть использована любое число раз и через любые промежутки времени. В свою очередь, это также является

еще одним преимуществом, а именно возможностью быстрой переналадки оборудования. Поскольку такие станки легко настраивать и запускать, а также просто загружать в них управляющие программы, это позволяет существенно уменьшить время наладки станка.

Примеры оборудования с числовым программным управлением. Фрезерно-гравировальное оборудование. Сфера его применения: высокоточное изготовление сложных профилей, резьба по дереву, производство рекламы, гравировка по камню и стеклу, сверление, раскрой листовых материалов, изготовление форм и пресс-форм, номерков, значков, медалей.

Металлобработка. Фрезерный станок с ЧПУ поможет быстро и качественно создать высокотехнологичный продукт или технологическую оснастку, где требуется обработка стали и других металлов.

Предметы искусства. Станки с ЧПУ используют при создании сувенирных изделий, элементов интерьера, дворцового и художественного паркета. Ювелирные изделия, церковная утварь, ритуальные услуги — тоже сфера их возможностей.

По степени сложности системы подразделяются на простые и сложные. Простая система не имеет разветвленной структуры, содержит небольшое число взаимодействующих элементов и выполняет простейшие функции. В качестве простой АСУ можно привести пример системы, осуществляющей сбор данных о каком-либо технологическом процессе (рис. 2.75).

Рис. 2.75. Простая система сбора данных

 

Датчики генерируют сигналы в виде уровней напряжения, которые преобразуются в цифровую форму и поступают в запоминающее устройство компьютера. Такие данные важны для инженера-технолога, который на их основе способен изменить математическую модель управления технологическим производством.

 

У сложной системы имеется разветвленная структура и значительное количество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), которые объединены общими целями функционирования.

 

На рис. 2.76 показан технологический процесс в типовом энергетическом центре (рис. 2.77), предназначенном для выработки тепловой и электрической энергии.

 

АСУ центра обеспечивает:

•     сбор и отображение параметров технологического процесса (температура, давление, уровень);

•     отображение состояния технологического оборудования (работа, авария, положение задвижек и т.д.);

•     автоматическое и ручное управление системой утилизации тепла;

•     технологическую сигнализацию аварий и превышений параметрами предельно-допустимых значений;

•     управление технологическими задвижками и заслонками;

•     архивирование параметров технологического процесса и аварийных сообщений.

Контроллеры, коммуникационное оборудование и программное обеспечение осуществляют сбор данных о состоянии оборудования и параметров энергетического комплекса, а также их передачу на автоматизированное рабочее место оператора.

 

 

Рис. 2.76. Технологический процесс энергетического центра

 

По обусловленности действия все системы подразделяют на системы с детерминированным действием (детерминированные системы) и со случайным (вероятностным или стохастическим) действием (случайные системы).

Детерминированной системой принято называть такую систему, у которой составляющие элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известны начальное состояние системы

Рис. 2.77. Энергетический центр

и программа ее перехода в другое состояние, то всегда можно точно описать, каким будет новое состояние системы. В качестве примера можно привести систему автопилотирования самолета. Во время полета автопилот непрерывно отслеживает значения каналов управления креном и тангажом (угловое движение летательного аппарата). Если оба канала оказываются в среднем положении (пилот отпустил ручки управления), автопилот берет управление на себя и выводит самолет в горизонтальное положение. Случайной (вероятностной, стохастической) системой называют такую систему, составляющие элементы которой и связи между ними взаимодействуют таким образом, что нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения, утверждать, какой будет последовательность состояний. Такая система всегда остается неопределенной, и предсказание о ее будущем поведении никогда не выходит из рамок вероятностных категорий, с помощью которых это поведение описывается. Например, сложные программные системы содержат ошибки (если и не собственные, то наведенные используемыми библиотеками подпрограмм). Программист может контролировать поведение системы на контрольных точках и пограничных значениях.

Часто именно неверная отработка пограничных значений приводит к проблемам. Чтобы совершенствовать подобную систему, необходимо довести ее до уровня обеспечения надежности. Количественно надежность определяется вероятностью безотказной работы. Вероятностью безотказной работы называется вероятность того, что при работе в заданных условиях система будет удовлетворительно функционировать в течение установленного

промежутка времени.

По типу объекта управления АСУ делятся следующим образом:

•     АСУ технологическими процессами (АСУ ТП);

•     АСУ производством цеха (АСУП);

•     АСУ предприятиями;

•     АСУ отраслями народного хозяйства (например, промышленностью, связью, транспортом) и т.д.

Основными функциями АСУ технологическими процессами являются следующие операции:

•     автоматизированное управление основным производственным оборудованием в процессе пуска, останова и длительной работы с поддержанием технологических параметров в заданных пределах;

•     автоматизированное управление вспомогательным оборудованием;

•     представление оперативному персоналу информации о состоянии технологического оборудования;

•     возможность задания оператором параметров автоматического режима и дистанционное управление исполнительными органами, включая аварийный дистанционный останов технологического оборудования;

•     регулирование технологических параметров с помощью программных регуляторов в соответствии с проектным заданием;

•     предупредительная и аварийная сигнализация при отклонении от заданных технологических параметров и состояний задач;

•     регистрация и архивирование значений технологических параметров, действий оператора и других событий в системе, формирование и вывод протоколов на печать (автоматически и по запросу оператора);

•     защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и сохраняемым данным;

•     измерение, расчет и архивирование валовых выбросов вредных веществ в атмосферу.

Для различных отраслей промышленности разработаны типовые проекты внедрения АСУ ТП.

Для энергетики — автоматизированные системы температурного контроля генераторов, подсистем энергетических, паровых и водогрейных котлов большой мощности; автоматизированные системы контроля и диспетчеризации котельных. Разработанные системы автоматического управления позволяют обеспечить перевод котельных на совместное сжигание двух видов топлива (газ

и мазут), обеспечить автоматизацию вспомогательных производств (химическая водоподготовка, топливоподача и т.д.), позволяют обеспечить коммерческий учет энергоресурсов, а также интеграцию локальных АСУ ТП в единую систему диспетчерского контроля и управления.

Для химической и нефтехимической промышленности — АСУ ТП производства серной, фосфорной и слабой азотной кислоты; дозирования и взвешивания готовой продукции и промежуточных материалов; контроля, управления и противоаварийных защит на производствах аммиачной селитры, карбофоса и азотной кислоты.

Для металлургической и горнодобывающей промышленности — АСУ технологической линией производства огнеупорных материалов; управления тепловыми процессами печи; основных технологических процессов горно-обогатительных комбинатов: дробления, флотации, сушки; печей обжига; энергохозяйств.

Для пищевой и перерабатывающей промышленности — АСУ технологическим оборудованием элеватора; зернокомплекса; зерноочистительного производства; склада напольного хранения; весовых установок; общеобменной и аварийной вентиляции; пожаротушения производственного корпуса. На предприятиях перерабатывающей промышленности нашли широкое применение системы стабилизации увлажнения зерна и системы прогнозирования самосогревания зерна.

Для жилищно-коммунального хозяйства — АСУ районных тепловых станций; котельных; автоматизированные системы диспетчеризации и контроля котельных.

Автоматизированная система управления производством (АСУП) цеха обычно является составной частью АСУП завода. Сложное автоматизированное производство порождает обилие информации. Число изготовленных каждой линией узлов, заготовок, диагностические сообщения об отклонениях параметров, характере неисправностей, простоях (с указанием причин), произведенной продукции и отгрузке — это далеко не полный перечень данных, которые должны оперативно получать диспетчеры и руководители цеха.

Перечислим в порядке возрастания сложности основные задачи системы управления цехом:

•     мониторинг технологического процесса;

•     диагностика технологического оборудования;

•     управление производством в условиях выпуска нескольких модификаций продукции.

Современные АСУП цехом имеют в своем составе автоматизированные рабочие места. Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место специалиста, оборудованное компьютером и специальным программным обеспечением, образующими единый информационно-вычислительный комплекс. На экране монитора АРМ может отображаться весь технологический процесс производства в виде мнемосхемы, при этом некоторые параметры отображаются в реальном времени посредством анимированных изображений, изменяющих свой цвет — в зависимости от состояния соответствующего параметра.

Помимо функций визуализации состояния технологического процесса, подобные системы обеспечивают регистрацию и архивацию значений технологических параметров, а также выдачу визуальных и звуковых сигналов тревог. Архивные учетные данные будут полезны бухгалтерии цеха, так как дадут достоверные сведения о количестве, марках произведенного продукта и затраченном сырье. В небольшом цехе благодаря АРМ всеми процессами в цехе может управлять один оператор с одного места.

Частным случаем АСУ может служить автоматизированная система управления предприятием — комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами деятельности предприятия.

К категории АСУП принято относить реализацию методологий MRP (от англ. Material Requirements Planning — планирование потребностей в материалах) и ERP (от англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия).

MRP-системы позволяют на основе данных о запасах, комплектующих, объеме готовой продукции обеспечить наличие на складе, в производственных помещениях требуемых материалов, а также оценить потребность новых закупок. Таким образом, основная идея MRP-систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.

MRP-системы нет смысла широко использовать там, где есть равномерный спрос, большие размеры партий материалов и изготавливаемых номенклатурных позиций. Они редко применяются в таких сферах, как обслуживание, нефтепереработка, розничная торговля, транспорт и т.п.

MRP дает наибольший эффект в системах, имеющих длительный цикл обработки и сложное многоступенчатое производство, так как в этом случае планирование процесса изготовления продукции и управление запасами весьма сложны.

ERP-системы служат для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес-задач в масштабе предприятия (организации). ERP-система помогает интегрировать все отделы и функции компании в единую систему, при этом все департаменты работают с единой базой данных и им проще обмениваться между собой разного рода информацией.

Обычно ERP-система включает различные функциональные модули, например бухгалтерский и налоговый учет, управление складом, транспортировками, казначейство, кадровый учет, управление взаимоотношениями с клиентами. Различные программные модули единой системы ERP позволяют заменить устаревшие разрозненные информационные системы по управлению логистикой, финансами, складом, проектами. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу.

В качестве примеров ERP-систем можно привести:

•     Microsoft Dynamics 365 (https://dynamics.microsoft.com/ru-ru/);

•     Галактика ERP (http://galaktika.ru/);

•     Флагман (http://www.infosoft.ru).

Вплоть до 1990-х гг. перспективным направлением развития АСУ в нашей стране являлось создание Общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС), предусматривающей взаимную связь управления всеми административными, промышленными и другими объектами страны с целью обеспечения оптимальных пропорций развития народного хозяйства.

Этим планом не удалось сбыться, однако в настоящее время АСУ внедрены во все отрасли народного хозяйства, например в промышленность, связь, транспорт и т.д.

Комплексная автоматизация производств пищевой, химической, целлюлозно-бумажной, металлургической, нефтяной, газовой промышленности и других отраслей экономики позволила оптимизировать такие важные показатели, как уровень безопасности персонала, защита окружающей среды, соответствие стандартам контроля качества. Внедрение автоматизации технологических процессов в промышленности приводит к снижению себестоимости продукции, а также максимальному повышению эффективности производства товаров массового потребления.

На примере автоматизации пищевой промышленности можно отметить, что расширение функциональных возможностей современных микропроцессорных систем в этой отрасли связано с появлением значительного количества различных видов (систем) отображения технологической информации; использованием динамических мнемосхем; получением графиков изменения технологических параметров за любой промежуток времени.

АСУ созданы и успешно функционируют в сахарной, хлебопекарной, дрожжевой, зерновой, молочной, мясной, масложировой отраслях пищевой промышленности.

Автоматизация на различных видах транспорта прежде всего облегчает и ускоряет все виды трудоемких работ в портах, на пристанях, станциях и аэродромах. Повышаются эффективность диспетчерских служб, безопасность и регулярность движения, качество обслуживания, улучшается использование транспортных единиц, снижаются эксплуатационные расходы.

Например, опытная эксплуатация автоматизированной системы управления специализированным транспортом городского хозяйства в г. Ярославле показала, что с ее помощью возможно:

•     автоматическое определение местоположения транспортных средств и их отображение на мониторе диспетчера с привязкой к плану (карте) местности;

•     автоматическое отслеживание отклонений от маршрута и графика движения с выдачей результатов диспетчеру;

•     выдача диспетчеру всех данных о любом обслуживаемом транспортном средстве, в том числе координат его местоположения, курса и скорости движения;

•     контроль расхода топлива и др.

В практикуме мы рассмотрим несколько примеров автоматизированных систем управления, применяемых на транспорте.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте общее определение понятия «управление системой». Что такое система?

2. Каковы функции управления?

3. Что называют системой управления?

4. Назовите три основные сферы управления.

5. Каковы цели автоматизации производственных процессов?

6. Опишите технологический процесс как объект.

7. Поясните разницу между автоматическими и автоматизированными системами.

8. Какова цель создания АСУ?

9. Что должна выполнять АСУ согласно существующим ГОСТам?

10. Какими свойствами должно обладать программное обеспечение АСУ?

11. Приведите классификацию видов управления в зависимости от степени автоматизации. Приведите примеры.

12. Опишите разницу между простыми и сложными системами.

13. В чем различие детерминированных и стохастических систем?

14. Перечислите функции АСУ технологическими процессами.

15. Приведите примеры типовых проектов внедрения АСУ ТП.

16. Назовите основные задачи системы управления цехом.

17. Для каких целей используют АРМ?

18. На основе каких методологий реализованы автоматизированные системы управления предприятием? Приведите примеры.

19. Расскажите о внедрении АСУ в различные отрасли народного хозяйства страны.

 

ПРАКТИКУМ

АСУ различного назначения, примеры их использования Первая отечественная АСУ, предназначенная для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени, «Экспресс-1» начала функционировать в 1972 г.

Если система «Экспресс-1» была предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций в крупных железнодорожных узлах, то АСУ «Экспресс-2» (1982 г.) управляла продажей билетов и пассажирскими перевозками в масштабе регионов, выделяемых на сети железных дорог. В регион сети, обслуживаемый одной АСУ «Экспресс-2», входила территория одной или нескольких железных дорог.

Через АСУ «Экспресс-2» были автоматизированы все процессы управления продажей билетов с учетом транзитных поездов, организована продажа мест через бюро заказов по телефону. Используемые в «Экспресс-2» ЕС ЭВМ к середине 1990-х гг. уже не могли отвечать современным требованиям. Развитие вычислительной техники, интернета поставили перед железнодорожниками задачу модернизации вычислительной сети «Экспресс». Эта задача была успешно решена, и с 2002 г. на железных дорогах начала работать система «Экспресс-3».

На базе АСУ «Экспресс» были разработаны и внедрены четыре подсистемы:

1) автоматизированная справочно-информационная система «Экасис», которая предназначена для получения всеми пользователями системы «Экспресс» справочной информации по всем вопросам, связанным с проездом пассажиров по железным дорогам;

2) автоматизированная система управления багажной работой «ЭСУБР», решающая задачи, связанные с автоматизацией оформления перевозочных и грузобагажных документов;

3) автоматизированная система управления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов «АСУПВ», включающая задачи ввода и корректировки данных о пассажирском вагонном парке, анализа и планирования ремонтов вагонов пассажирского парка;

4) система управления пассажирскими перевозками «АСУЛ», которая выдает информацию о выполнении основных показателей, связанных с пассажирскими перевозками.

Таким образом, АСУ «Экспресс» в пассажирском хозяйстве являлась не только системой продажи билетов и резервирования мест, но и механизмом, с помощью которого можно было решать самые разнообразные проблемы в области управления пассажирскими перевозками. Перейдем на сайт АСУ «Экспресс» по адресу http://express-3.ru/.

Главная страница сайта показана на рис. 2.78.

Проверим наличие мест по направлению Москва — Орел. Для ознакомления с возможностями программы необязательно проходить регистрацию абонента, можно ввести логин demo, пароль demo. Итак, поля От и До заполним согласно рис. 2.79.

Нажав на кнопку Запрос, мы попадаем в окно Наличие мест, где следует заполнить поля согласно рис. 2.80.

В результате поискового запроса мы получили информацию о количестве мест в двух поездах (рис. 2.81), следующих до г. Донецка, но делающих остановку в г. Орле. Как видно из запроса, в первом поезде есть только 48 верхних мест в купе, нижние места отсутствуют, а во втором поезде есть 26 нижних мест в купе.

Рис. 2.78. Главная страница сайта

Рис. 2.79. Указываем направление

Рис. 2.80. Заполнение полей

 

Рис. 2.81. Информация о наличии мест

 

Более подробную информацию пользователь может получить, нажав на ссылку, обозначающую номер поезда — 009М. Откроется окно, представленное на рис. 2.82, из которого можно получить сведения о типе вагона, стоимости билета, а также информацию по каждому вагону о наличии нижних и верхних мест.

С помощью АСУ «Экспресс-3», функционирующей на сайте Российские железные дороги (РЖД) по адресу http://rzd.ru/, можно не только получить информацию о наличии свободных мест на различные железнодорожные направления, но и сделать заказ билетов.

Перейдем на сайт РЖД и сделаем щелчок на ссылке Расписание, наличие мест, стоимость билетов. Откроется окно Расписание и наличие билетов (рис. 2.83).

Рис. 2.82. Подробная информация о наличии мест

Рис. 2.83. Окно расписания и наличия билетов

 

Самостоятельно заполните форму и нажмите на кнопку Расписание.

На рис. 2.84 представлен результат запроса по направлению Москва — Се-

вастополь.

 

Рис. 2.84. Результат запроса

 

Вернемся на главную форму и, указав дату отправления поезда, щелкнем по кнопке Наличие мест. Для получения более подробной информации о стоимости проезда выберем поезд из предложенного списка и нажмем на кнопку Продолжить. Результат запроса представлен на рис. 2.85.

Рис. 2.85. Результат запроса о наличии мест и стоимости билета

Как видно из результатов запроса, мы полностью информированы не только о стоимости проезда, но и о количестве верхних и нижних мест в купе или плацкарте.

Далее следует согласиться с правилом, что мы ознакомлены с особенностями оформления проездного документа через интернет, поставив соответствующий флажок, и нажать кнопку Оформить заказ. Далее после прохождения процесса регистрации на сайте РЖД мы сможем заказать билет на нужное направление.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Изложите историю АСУ «Экспресс».

2. Какие подсистемы на базе АСУ «Экспресс» были разработаны и внедрены? Какие задачи они решают?

3. С помощью сайта http://express-3.ru/ проверьте наличие мест на одном из направлений пассажирских перевозок, указанном преподавателем. Выполните скриншоты всех действий. Результат вышлите на адрес электронной почты преподавателя.

4. Используя сайт Российских железных дорог http://rzd.ru/, осуществите виртуальный заказ билета на определенное направление, указанное преподавателем. Последний шаг, приводящий к реальному заказу, не выполняйте. Выполните скриншоты всех действий. Результат вышлите на адрес электронной почты преподавателя.

5. С помощью интернета найдите примеры реализации АСУ, которые позволяют существенно облегчить повседневную жизнь человека. Опишите процесс действий с найденными АСУ.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.11 с.)