Особенности власти и норм первобытного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности власти и норм первобытного общества.



Власть была в первобытном обществе.

Особенности:

1. Субъекты власти.

Её носителями были вожди, старейшины, совет старейшин, собрание всех взрослых членов рода, собрание всех мужчин. Власть могла принадлежать жрецам. Высшая власть принадлежала всем взрослым членам рода, общины.Текущую деятельность осуществляли старейшины-повседневное управление.

2. Власть опиралась в основном на авторитет, уважение, традиции, т.е. подчинялись решениям общего собрания.

3. По содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, экологическое состояние, регулировали брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение. В целом эти нормы были направлены на смягчение агрессивного поведения.

По способу регулирования нормы, существовавшие в первобытном обществе делятся:

- дозволения

- обязывания

- запреты

- санкции.

ДОЗВОЛЕНИЯ – управомочивающая норма, т.е. то, что можно делать. Структура первобытного общества была половозрастная (мужчины, женщины, дети, взрослые, старики). Например, при достижении определенного возраста появляется право претендовать на обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь). Тот кто выдержал инициацию, имел ДОЗВОЛЕНИЯ- создать семью, быть охотником, воином. Или например, убили зверя – значит имеет право на лучший кусок. Нормами дозволения можно воспользоваться или нет.

ОБЯЗЫВАНИЯ – только исполняются. Их цель- организовать необходимое поведение в целях наиболее эффективного удовлетворения потребностей человека - в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения.

ЗАПРЕТЫ – должны соблюдаться- существовали главным образом в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости определенного поведения,

ТАБУ- запрет.

Запрещались убийство, телесные повреждения, каннибализм, колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица – колдуны); запрещались похищение женщин и детей, применение оружия на стоянках. Нельзя было заниматься воровством и у своих, и у чужих, нельзя было систематически врать (т.к. например человек врал, что видел где-то эдем, а там на самом деле ничего не было).ФРАТРИЯ- братство- союз кровных родственников. Существовал запрет на ИНЦЕСТ (кровосмешение).

За нарушение запретов были санкции.

САНКЦИИ - общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь – вот наиболее типичные их формы.

Например, были тотемы – божество, оно было священно и трогать нельзя. По их представлениям, если нарушена святость, то кара ждет всю общность, поэтому нарушитель может быть изгнан.ОСТРАХИЗМ- изгнание из племени. Это было универсальное наказание. Человек терял защиту, защиту соц.группы.

4. Форма выражения норм - обычаи, обряды, мифы, традиции.

МИФЫ- выполняли регулятивную функцию. Мифы поддерживают определенные нормы поведения. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о местах для стоянок, о всех географически значимых местах (источники воды, горы, реки, леса), о нормах семейно-брачных отношений, о классах родства, тотемическая идеология, половые, пищевые и возрастные табу, наказания «нарушителей».

ОБЫЧАИ- правила поведения, которые выполняются добровольно, они складывались в течении длительного времени и вошли в привычку. Например обычай кровной мести- служил сдерживающим фактором.

ОБРЯД – инициация например – определенная процедура – свадьбы, похороны.

ТРАДИЦИИ – считается, что это более емкое понятие, чем обычаи, за счет контекста среды. Традиции создаются на определенной территории, на них влияет религия.

5. Правила (нормы) поведения в первобытном обществе не м/б отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, нормы слиты воедино, не дифференцированы.Этимононормы отличаются от права и от морали.

6. Нормы в первобытном обществе носили устный характер. Старики передавали нормы молодому поколению.

7. Нормы могли иметь прецедентный характер (прецедент – предшествующий). Если однажды решили – вероятность принятия такого же решения в аналогичной ситуации велика.

Целый ряд ученых, занимающихся антропологией права, утверждают, что право возникло в догосударственный период.

Первобытную нормативную систему можно назвать ПРОТОПРАВО, т.е. ступень к праву.

Право появляется после появления Г. Продолжает развиваться система запретов, дозволений, и позитивных обязываний, происходит «расщепление» мононорм, право носит письменный характер. В первобытном обществе были обычаи, а государство этот обычай санкционирует. Русская правда, например, говорит, кто может мстить.

 

Систему социального регулирования можно представить как две группы средств:

1. Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.

2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественного, права и обязанностей), мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм:

1.    Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.

2.    Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали и религии.

Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи.

Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.008 с.)