Правотворчество: понятие, принципы и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы и виды.



Правотворчество – это осуществляемая в особом порядке, форма управленческой деятельности, выражающаяся в создании, изменении и отмене норм права (Саратов унив).

Принципы:

- демократизм – это обязательность выявления и выражения в НП воли и интереса народа. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятии НПА, в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Привлечь граждан к созданию обычая – это утопия, а к НПА – реально (референдум для принятия КРФ).

- законность - в данном случае– это соблюдение процедуры принятия актов.

Правотворчество – это 1 вид юр процесса. Все начинается с правотворчества.

Законность выражается в том, что создание, изменение, отмен НПА д/б в соотв с зак- вом.

-ряд ученых выделяет принцип научность. При разработки и издании НПА, норм договора изучается соц-экон ситуация, потребности развитияО, используются достижения юр науки, дается прогноз последствий принятия НП и их реализации. Прогноз д/б научным.

-принцип своевременности (оперативности). Правильное определение времени подготовки и принятия НПА, учет степени зрелости регулируемых обществотношений. СССР образовался в конце декабря 1922г., распался- 8.12.1991г., а КРФпринята 12.12.1993г., а вступила в силу 25.12.1993.

Разрыв во времени м/д принятием кодекса и процесс кодекса тоже д/б оптимальным.

- профессионализм – это компетентность, юр и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов, нормативных договоров, юр прецедентов.

Депутатство – работа на проф основе. Профессионализм имеет 2 аспекта – компетентность и з/п.

- планирование (выделяют не все, но многие) – четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам и времени.

- исполнимость (выделяют нижегородские ученые) – это учет финансовых, кадровых, организационных условий, наличие которых позволит актам реально действовать. В советское время было ограничение по количеству адвокатов. Гос обвинители не были готовы к введению института присяжных заседателей. Поэтому гос не сознательно иногда вводит новшества, когда нет объективной подготовки.

- дифференциация правотворческих полномочий - точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав этих органов.

Виды правотворческой деятельности:

1. Правотворчество органов гос власти - это деятельность, в результате которой формируется система росс зак-ва. Подразделяется на:

а) законотворчество - деятельность представительных (закон) ОГВ по созданию, принятию и вступлению вюр силу законов.

В федеративномГ законотворчество осуществляется как фед представительными ОГВ, так и представительными ОГВS в пределах своей компетенции.

б) подзаконное правотворчество -это деятельность ОИВ по разработке и принятию подзаконныхНА. Применительно к РФ этот вид правотворчества также имеет 2 разновидности – подзаконное правотворчество ФИОГВ и подзакправотворч ОИГВ S.

2. Правотворчество МО – разработка, рассмотрение, принятие и вступление вюр силу НПА МО.

Виды правотворчества МО:

а) правотворчество представительного органа МО;

б) правотворчество главы МО;

в) правотворчество исполнительных органов (местной администрации) МО.

3. Корпоративное правотворчество – это создание, принятие и вступления вюр силу НПА организаций.

Виды корпоративного правотворчества:

а) правотворчество коммерческих организаций;

б) правотворчество некоммерческих организаций.

4.Международное правотворчество – деятельность управомоченных субъектов по созданию, разработке, формированию норм и актов МеждП(МД, соглашения, конвенции).

5. Народное правотворчество - проявлением данной формы правотворческой деятельности является референдум, который проводится по наиболее важным вопросам гос и общественной жизни. При этом итоги народного правотворчества (референдума), в отличие от дрвидов, являются окончательными и не м/б изменены ни в каком порядке.

Виды референдума:

а) референдум РФ;

б) референдум субъекта федерации;

в) местный референдум.

В каждом из видов правотворчества предусмотрен свой процесс по созданию, разработки, формированию норм и источников права и вступления их в силу.

Стадии правотворчества:

Гос правотворчество - представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий:

-выявление потребности в правовом регулировании к/л вопроса - иногда эту стадию выносят за рамки правотворчества, рассматривая ее как элемент более широкой категории- правообразования.

-проявление правотворческой инициативы, решение компетентного гос органа об издании НПА, определение его формы, разработка проекта.

-предварительное обсуждение проектаНПА всеми заинтересованными субъектами.

-официальное рассмотрение проекта НПА.

-принятие НПА, утверждение, одобрение, подписание.

-доведение НПА до адресата - опубликование и вступление в силу.

Стадии законотворчества:

- законодательная инициатива (внесения законопроекта в одну из палат парламента);

- обсуждение и доработка законопроекта (в РФ он обсуждается в трех чтениях);

- его принятие (в РФ – ГД;СФ не принимает закон, а лишь одобряет его);

- его санкционирование (например, в РФ одобрение СФ);

- его подписание и обнародование президентом (для ФЗ).

Непосредственное обнародование производится путем размещения текста закона в официальном издании – в РФ это «РГ», «Парламентская газета» или СЗ РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.006 с.)